Материал комментируют:
Аркадий Крамарев
Красную ленточку при открытии новых корпусов петербургского следственного изолятора «Кресты» могут доверить перерезать будущему потенциальному её сидельцу, генеральному директору ООО «Петроинвест» Руслану Хамхокову. Как иронизируют в интернете — сначала строил «Кресты-2», теперь сам же будет их «осваивать».
Заслуженный строитель РФ и генерал-лейтенант запаса, Хамхоков был задержан в начале уходящей осени по подозрению в хищении государственных средств. «Петроинвест» стал в свое время подрядчиком при строительстве СИЗО, которое возводится в одном из питерских пригородов — Колпино, с 2007 года, став вторым, после стадиона на Крестовском острове, современным питерским долгостроем. И по числу скандалов этот «рекордсмен» не уступает стадиону. А, может, даже и превосходит его — судя по суммам обнаруженных недостач.
По версии следствия Хамхоков подозревается в «откате» 350 млн. рублей. Взятка якобы предназначалась бывшему замначальника УФСИН по Петербургу и Ленобласти Сергею Мойсеенко. Тот был арестован ранее по подозрению в получении другой взятки, а также в заказе на убийство собственного заместителя по тюремному ведомству подполковника Николая Чернова. Собственно, с этого убийства всё и началось. В смысле, следствие, аресты.
Чернова убили в марте текущего года на Колтушском шоссе, которое связывает Северную столицу с областным Всеволожском. Как было установлено, его застрелили с близкого расстояния, не успел даже выйти из своей машины. Обнаружил истекающего кровью подполковника некто Сабир Садыков, якобы «просто мимо проезжавший автомобилист», заметивший «что-то неладное с человеком в иномарке». («СП» подробно рассказывала об этом). Главным подозреваемым в организации этого преступления стал Сергей Мойсеенко, замначальника Управления ФСИН по Петербургу и Ленинградской области. Именно он курировал в ведомстве отдел капитального строительства.
«История мутная, — говорил тогда же корреспонденту „СП“ отставной офицер УФСИН, лично знающий и Чернова, и Мойсеенко. — На этой стройке большие деньги „в ходу“, при этом сама она никак не завершится, будто кто-то специально тормозит дело, выбивая все новые и новые средства».
За минувшие с тех пор восемь месяцев, помимо Мойсеенко было задержано ещё несколько человек, которые имеют непосредственное отношение к УФСИН и «стройке века». Среди них — влиятельный бизнесмен Виктор Кудрин, чья «Генеральная строительная корпорация» (ГСК) получила подряд на участие в строительстве «Крестов-2», тот же Хамхоков, а также экс-заместитель директора ФСИН России, советник главы Росреестра Николай Баринов. Последний подозревается в получении взяток на сумму 110 млн руб. «за подписание документов о выполнении работ на строительстве крупнейшего следственного изолятора Европы «Кресты-2».
Сдал его, как говорят, «коллега» Рустам Хамхоков, признавший инкриминируемую ему самому вину и заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве. По сведениям нашего источника, глава «Петроинвеста» рассказал следствию, будто лично вручил Баринову 55 млн. рублей. Чуть позже такую же сумму передал через него (Хамхокова) Виктор Кудрин — он тоже, как говорят, активно дает показания.
К слову, от самого следствия информация всё это время поступает очень скудная, «органы» предпочитают отмалчиваться. Даже когда 2 ноября в Москве задержали Н. Баринова, а 3-го началось рассмотрение ходатайства Главного следственного управления Следственного комитета России о мере пресечения для него, заседание по настоянию ГСУ СКР проходило в закрытом режиме. Обнародовано было спустя несколько дней лишь постановление об аресте.
— Ничего удивительно, ведь речь идет об одном из крупнейших за последние годы коррупционных дел с участием высоких чинов Службы исполнения наказания (ФСИН), пусть теперь уже бывших, — сказал «СП» генерал-майор в отставке Аркадий Крамарев. — Дело очень непростое, требует самой тщательной проверки всех деталей и даже намеков.
«СП»: — Строительство «Крестов-2» — один из мега-проектов Валентины Матвиенко, бывшей в 2003—2011 годах губернатором Петербурга. Помнится, Смольный озвучивал тогда такие цифры: территория, на которой выстроят новое СИЗО — 35 га, вместимость — 4 тысячи человек, бюджет стройки не выше 4,7 млрд. рублей, максимальный срок строительства — 3 года. Но к началу 2017 года бюджет вырос до 12 миллиардов рублей, а сроки строительства превысили 10 лет…
— Уже одно это — верный признак того, что неладно что-то со стройкой. Конечно, и раньше можно было это заметить, уже спустя три года после начала работ — ведь ровно столько отводилось на возведение новых «Крестов».
«СП»: — А нужны они были, Аркадий Григорьевич?
— Нужны. Старые «Кресты» теперь практически центр города, добираться туда спецтранспорту приходится нередко через «пробки». Да и теснота в камерах там неимоверная. Она ощущалась уже на рубеже 1980?90 годов. А тогда население города не превышало трех миллионов. Сейчас — 5 млн. постоянных жителей, плюс те, кто приехал, например, учиться, работать. Получается, нарушителей закона наказывают ещё до суда, держа в условиях, давно не соответствующих нормам.
Одна из причин долгостроя — практически безостановочные арбитражные разбирательства между петербургскими компаниями «ГСК» и «Петроинвест». Говорят, их руководители никак не могли поделить между собой первенство, чем фактически и «заморозили» строительство СИЗО. Теперь оба сами в СИЗО, могут лично «прочувствовать» все «прелести» пребывания в нем.
А что же новое, в Колпино, которое обещали открыть в 2010-м, затем 2013-м, потом перенесли на 2016-й, «в крайнем случае» — на 2017-й?
— Насколько я знаю, руководство ФСИН РФ не так давно дало команду к 15 декабря уходящего года перевести в Колпино всех сидельцев ныне действующих пока ещё в городе «Крестов», — рассказал «СП» Евгений Вышенков, заместитель гендиректора петербургского Агентства журналистских расследований (АЖУР). — И команда эта не обсуждается. Все люди с погонами, привыкли выполнять распоряжения начальства. В данном же конкретном случае, в виду многочисленных переносов открытия «Крестов-2» и неоднозначной ситуации, сложившейся вокруг строительства, не выполнение распоряжения может стоить подчиненным служебного соответствия.
«СП»: — Но ведь там много что ещё нужно «довести до ума»…
— Думаю, если бы руководство ФСИН расспросила о положении дел рядовых сотрудников — тех, кому там работать, охраняя заключенных, они бы назвали как минимум сто причин, почему нельзя пока ещё переезжать в Колпино. Тут и логистика, и электронные системы охраны… Многое.
«СП»: — Выстроено в Колпино два здания из расчета 2 тысячи человек в каждом?
— Да. Из которых одно не совсем (скажем так) готово к приему «постояльцев». Поэтому разместят всех в том, что считается «приемлемым». Кстати, по поводу вместительности. Изначально заявлена было действительно цифра в 4 тысячи человек. В реальности, насколько я знаю, будет меньше. Когда оба корпуса заработают, то все проблемы проявятся во всей своей «красе», и несомненно, повлекут за собой многочисленные жалобы. Виновниками будут назначены, как обычно, те, кто там работает — рядовые «фсиновцы».
«СП»: — Вы сам не один год были штатным сотрудником МВД. На ваш взгляд, происходящее с «Крестами-2» и вокруг них можно было предвидеть и тем самым предотвратить или это всё в какой-то степени ожидаемо?
— Я вам так отвечу: как только наше государство берется за строительство масштабных объектов, всегда выходит одинаково плохо. Примеров в том же Петербурге более чем достаточно: Новая сцена Мариинского театра, стадион на Крестовском острове, «Кресты-2». И это только из последних…