На унитазах готовятся к нынешней зимней сессии студенты Петербургской консерватории. В буквальном смысле слова: запираются в туалетных кабинках и учат каждый на своем инструменте необходимые для сдачи экзамена произведения. Больше — негде.
То есть, несколько классов в учебном корпусе имеется. Но на всех их решительно не хватает. Обучается в старейшем высшем музыкальном учебном заведении России порядка 1200 молодых людей. Тех, кто может позволить себе работать дома или арендовать помещение, -единицы. Большинство использует для самостоятельных занятий консерваторские аудитории. Когда занятия проходили в основном здании на Театральной площади, подобные проблемы если и случались, то эпизодически и в основном из-за неорганизованности самих студентов. Теперь же, после переезда в один из корпусов бывшего Военно-транспортного университета железнодорожных войск (ВВТУ), доходит до абсурда. Туалетного.
Переехали музыканты с Театральной площади около трех лет назад. Недалеко: комплекс выехавшего оттуда в военный городок Старого Петергофа ВВТУ буквально в пяти минутах пешего хода от Консерватории, выходит фасадами на всё ту же Театральную, а также на набережную реки Мойки. Как было обещано — всего на 28 месяцев. За это время выигравшая конкурс (из двух участников) московская фирма «Стройфасад» обещала не только обновить обветшалое здание, но и восстановить внутренние пространства, в частности, церковь Рождества пресвятой Богородицы, частично уничтоженную, частично перестроенную в советское время. И всё это — за 1.948,6 млн. рублей, что было на 10 млн. рублей меньше стартовой суммы.
«Главное для нас — качество и время: чтобы мы съехали не на пять лет и не на десять. А чтобы через два года и четыре месяца мы вернулись, и потом еще лет 200 Консерватория могла функционировать без капитальных ремонтов и форс-мажоров», — говорил тогда ректор, известный скрипач Михаил Гантварг.
Но разве бывает у нас без форм-мажоров? За минувшие годы реконструкция не только не закончена, но «обросла» скандалами, регулярной сменой генподрядчиков, ростом сметы и постоянным продлением срока работ. Сменился за это время и ректор. Год, как учебное заведение возглавляет виолончелист Алексей Васильев.
По данным на октябрь уходящего года реконструкция Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова завершится (в лучшем случае!) к концу 2019 года. При условии, что не будет проблем с финансированием. Общая смета всех работ составляет на сегодня уже 5 миллиардов рублей. Об этом сообщили в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации.
Но это всё — полбеды. Не дошло бы, наверное, дело до «унитазов с баяном» (скрипкой, домрой, и т. д.), если бы коллектив, насчитывающий вместе со студентами, преподавателями и техническими сотрудниками порядка трех тысяч человек, переселили на время ремонта в какое-то другое здание, а не в то, что на Мойке, 96, прежде занимаемое армейскими железнодорожниками. Ведь там та же история — почти один в один! — что и в самой Консерватории!
Реконструкция комплекса ВВТУ, раскинувшегося на территории в 3,5 гектара, откладывалась с начала 2000-х годов несколько раз. Начавшись, наконец, в 2006-м, затем неоднократно приостанавливалась. То им заинтересовалась некая шведская компания, намереваясь приспособить старинные здания под жилье и офисы. И уже взялась было за дело, но исторический участок город им в итоге не отдал. То российские компании взялись активно продвигать свои проекты переделки престижного куска земли с уникальной даже для Петербурга историей и культурой, под пресловутые жилые кварталы, на обсуждение которых (проектов) ушло немало времени.
Теперь под свое крыло взял комплекс Следственный комитет РФ. Ведь на данной территории находятся два региональных памятника военной истории — Главный кригс-комиссариат (интендантские склады) и несколько зданий Военной коллегии. В первом СК РФ собирается открыть кадетский корпус, выделяя на его обустройство здесь 107 млн. рублей. Во втором — Академию. Ремонтные работы возобновились. Но как идет дело, понять трудно: силовики, в сущности, закрыли для прессы возможность по достоинству оценить их усилия.
И попали наши уважаемые музыканты, что называется, из огня да в полымя. В их здании на Театральной — «полный раскардаш». В арендованном же вроде бы всё чисто, аккуратно, новенькие паркеты, и крепкие перила старинных лестниц, но теснота и невозможность полноценно заниматься.
— Я был сильно удивлен, впервые переступив порог Консерватории минувшим летом, когда приехал сдавать вступительные экзамены. Знал, конечно, что основное здание на реконструкции, что занятия проходят пока в не своих помещениях, но не думал, что те едва приспособлены для музыкальных занятий, — сказал корреспонденту «СП» Антон Галкин (фамилия изменена), первокурсник факультета народных инструментов. — История с репетициями в туалетных кабинках на самом деле случилась не сегодня и даже не вчера, а ещё в сентябре. Просто такого масштаба она тогда ещё не достигла.
«СП»: — Что тому послужило?
— Нам ограничили возможность заниматься в учебных классах. От старшекурсников знаю, что ещё в прошлом учебном году никаких ограничений не существовало. Можно было прийти утром, взять ключ на вахте и поработать до начала занятий. Или — днем, если есть время и свободный класс. Так же вечером. Теперь днем нельзя. Только с 7 до 10 и с 19 до 22 часов. Но вот я, например, живу в ближнем пригороде. Мне приходится добираться до Театральной площади на трех видах транспорта — маршрутка, затем метро, и снова на маршрутке либо на рейсовом автобусе. На дорогу в один конец уходит порядка полутора часов. Хоть ночуй в Консерватории!
«СП»: — Но туалет, согласитесь, не лучшее место для репетиций…
— А что нам делать? Деваться-то некуда. Надо разбирать и учить партитуру, отрабатывать владение инструментом до совершенства, для чего заниматься не менее 4?5 часов в день, не считая занятий с преподавателем. Кто-то пристраивается на лестницах — но оттуда тоже гонят. Кто-то на последнем этаже, или прямо в коридорах — и там, заявляют, нельзя. На улицу что ли идти, в подземные переходы или в переходы подземки?
Примерно то же говорят и студенты старших курсов. Да, соглашаются они, официально никто не обязан предоставлять им классы. Но есть негласное правило, которому «миллион лет», кому и чем оно помешало?
Когда в конце этой рабочей недели о странной ситуации заговорили в городе, а студенты-музыканты выложили в соцсети объявление руководства о запрете играть в туалете (извините за каламбур!) в пресс-службе вуза заявили, что всё это «не соответствует действительности».
— Не понимаю, откуда такая информация, — сказала журналистам пресс-секретарь Екатерина Хомчук. — У нас сейчас совершенно нормальное, оборудованное помещение. А что касается классов, то в творческих вузах их всегда не хватает. У нас занятия и репетиции проводят в местах, которые для этого и предназначены. Есть аудитории для оркестра, концертный зал, классы для индивидуальных и групповых занятий.
Да ведь никто и не утверждает, что их нет, об ином речь.
Остается посочувствовать студентам и их преподавателям. И пожалеть тех, кто хотел сэкономить на переезде Консерватории, подобрав для неё «здание поближе, помещений поменьше, а удобства попроще», а в результате же потерял гораздо больше, только до сих пор, кажется, этого не понял.