Уходящий год мало давал одесситам поводов для радости. Одна из них, конечно, безвиз. Но и это оказалось палкой о двух концах. Население побежало из города. Местные власти подогревают эмиграционные настроения добела, непрерывно транслируя по телевидению пропаганду: мол, нужно не лениться и сидеть на диванах, а срочно ехать работать в Европу по безвизу. Рассказываются радужные истории, какой царит рай в Европе, как там много хорошо оплачиваемой работы, как там любят украинцев и как страстно работодатели ждут их, родимых. По ТВ и радио непрерывно идут рассказы о том, как фантастически преуспели те счастливцы, которые там уже работают. Самым главным предметом в школе стал иностранный язык, обычно английский.
Пока одесситов соблазняют прелестями европейской жизни, свиное сало на рынке поднялось в цене и достигает 100 гривен (примерно 4 доллара — ред.), столько же, сколько и мясо. Хотя в советское время сало могли просто дать бесплатно, если ты купил кусок свинины. Старожилы говорят, что сало так сильно ценилось во время голода в период войны. Этот факт нужно трактовать совершенно однозначно: Одессе вновь приходится затягивать ремешок.
В районах Одесской области ситуация ещё хуже. Поля там заросли кустарником, бывшие колхозные фермы разобрали на кирпичи. Население живёт огородами, некоторые из которых обрабатывают лопатами и мотыгами.
В нашем престижном доме масса квартир, в которых никто не живёт, а в исторической части города опустели целые кварталы. И это при том, что к нам массами приезжают грузины, арабы и афганцы. Везде можно увидеть женщин в хиджабах, и с детьми. Зато наводнявшие ранее Одессу китайцы и молдаване в большинстве своём покинули «жемчужину у моря». Неудивительно, что остатки коренного населения Одессы снова бегут, кто куда: Германия, Израиль, Россия, Польша, Австралия… Судя по обрывочной информации, в городе уже осталось не более полумиллиона жителей из 1,2 миллиона во времена СССР, включая «понаехавших», но официальная статистика тотально фальсифицируется «мёртвыми душами».
Власти
В уходящем году на сторону Порошенко полностью переметнулись и городская, и областная власти. Одесса, в отличие от многих фрондирующих Киеву областей, стала одной из главных опор киевского режима. Расцвела коррупция, откаты достигли 80% от суммы, при Януковиче аппетиты чиновников были гораздо скромнее. Идут непрерывные бессмысленные строительные работы в центре города, в то время как окраины, например историческая Слободка, стали походить на трущобы. Цель не скрывается: «хапнуть, что ещё осталось, и свалить». Например, в Москву.
Снос памятника Екатерине II
К истории вопроса. В 1900 году в Одессе был поставлен памятник Екатерине II, с фигурами де Рибаса, де Волана, Григория Потемкина и Платона Зубова. Всякий, кто хорошо знает Париж, прекрасно видит, что памятник в Одессе являлся фактически уменьшенным в размерах плагиатом художественного замысла статуи Республики на одноимённой парижской площади. Если во Франции этот памятник является символом величия Французской республики, то его маленький клон в дореволюционной Одессе символизировал величие монархии, в качестве намеренного противопоставления французскому оригиналу. Судя по всему, одесский памятник был аккуратно демонтирован после революции именно из-за этого, а вовсе не из-за нелюбви к царице как таковой. Художественное литьё перенесли в музей. Памятник Воронцову, кстати, тогда оставили на своём месте.
В 1965 году на этом пустующем месте установили памятник восставшим матросам броненосца «Потемкин», с которыми одесситов, в отличие от Екатерины, никогда в Одессе не бывавшей, связывало куда большее — тогда были ещё живы и те одесситы, которые участвовали в триумфальной встрече восставшего экипажа в нашем городе в 1905-м году.
В 2006 году, во время президентства Виктора Ющенко, в рамках «борьбы с коммунистической чумой» было решено убрать стоящий на видном месте памятник потёмкинцам туда, где бы он не мозолил глаза. И чтобы место не пустовало, в 2007 году там восстановили дореволюционный памятник Екатерине. Тем более, что большая часть фигур успешно пережила в качестве экспонатов музея все исторические перипетии, в том числе немецкую оккупацию, хотя саму скульптуры Екатерины пришлось восстанавливать. Были слухи, что за этим решением горсовета стояли немалые деньги российского консульства в Одессе. Говорят, оно рассматривало тотальную декоммунизацию Одессы с установкой памятника Екатерине как важный шаг борьбы с символикой проклятого тоталитаризма и как «продвижение российского влияния» на Украине.
Что интересно, тогдашний мэр Одесса Эдуард Гурвиц, верный сторонник Ющенко, державший в железной руке и Одессу, и горсовет, не возражал против этой замены. Что следует, без сомнения, интерпретировать как негласное согласие тогдашнего украинского президента на этот акт декоммунизации. Были, правда, микроскопические протесты одной местных «свидомых» организаций, вступившихся за потёмкинцев — к ним у них, в отличие от Екатерины II, исторических претензий не было.
Но сегодня ветер снова поменялся, к власти пришла новая поросль «свидомых», и в сентябре этого года Приморский райсуд г. Одессы объявил замену памятника потёмкинцам на памятник Екатерине незаконной. Некий «украинский Институт национальной памяти», чутко реагируя на изменения конъюнктуры, 4 декабря предложил демонтировать установленный десять лет назад памятник. Естественно, одесские депутаты горсовета тоже заголосили о «незаконности» решения своих предшественников. Окончательное решение предстоит принять 27 декабря.
Почему-то в российских соцсетях предполагается, что одесситы должны немедленно придти в ярость от возможного решения о сносе памятника и с пеной у рта немедленно атаковать власть. Это не так. Большей части жителей города сегодня не до этого. Кроме того, многие молодые люди, окончившие школу в независимой Украине, понятия не имеет, кто такая Екатерина II. Так что после 27-го в Одессе будет тихо.
Отопление
В отопительном сезоне — уже втором по «европейским ценам» — отопление включили на пару недель позже. В особо холодные дни я уже много лет применяю свой, уже много лет проверенный способ обогрева. У меня есть четыре больших оцинкованных ведра, грею их на кухне до кипения на специально рассверленной с целью увеличения потока газа газовой плите — всего за 40 минут. На кухне в это время снимаю сеточку с вытяжной вентиляции, если позволяет вытяжное направление ветра, открываю форточку — чтобы не угореть. Затем несу закрытые крышками тяжёлые вёдра с горячей водой в комнаты, где расставляю их на деревянных подставках. Эту процедуру я повторяю, как минимум, дважды — рано утром и перед сном. Очень хорошо получается — у меня в квартире даже при минусовой погоде за окном температура никогда ещё не опускалась ниже 14 градусов. Так что при отсутствии отопления мы дома спокойно спим, как и в советское время, в постелях, пусть и под несколькими одеялами, но без одежды и без спальных мешков. Телевизор смотрим в отсутствие отопления в кресле, в лыжных шапочках, накрываясь сверху пледами. Помыться тоже не представляет проблем. Горячей воды в кране нет уже давно, но открытое ведро с водой превращает нашу ванную в настоящую парную. Разбавляем оттуда воду в ковшике, так и моемся. Соседи предпочитают ставить электрические бойлеры.
В данный момент в Одессе топят, причём нормально. За разные месяцы счета за отопление начисляют по-разному, в зависимости от степени обогрева, а также района города. За самые холодные месяцы за двухкомнатную квартиру начисляют за отопление сумму, приблизительно соответствующую обычной месячной украинской пенсии. Некоторые одесситы платят частично, другие требуют льгот и субсидий, огромное множество не платят вообще. Но существуют в нашем городе и «мохнатые», которые платят за отопление полностью и в срок.
В СМИ по поводу неуплаты за отопление квартир — тишина. Никаких объявлений от ЖЭКа с громами и молниями в адрес неплательщиков, как при Януковиче. Во всей Одессе, вроде, ещё никого из квартиры за неуплату не выселяли. Ощущение такое, что власть больше не волнует, платит ли население за отопление, или нет. Похоже на то, что для неё этот газ — дармовой. К слову, в городе полно бесконтрольных газовых врезок, за которые платят не по счётчику, а «на лапу» контролирующим органам.
Медицина
Наш участковый терапевт сказала мне недавно: «Тяжелых больных сейчас лучше в госпиталь не класть. Там сейчас такое!»
Новости из одесского онкологического диспансера. Некоторые медикаменты для химиотерапии — очень дорогие — которые до недавнего времени раковым больным выделяли со льготами или бесплатно, недавно стали платными. Кроме того, областная власть приняла решение ликвидировать с 1 января бесплатное лечение во всё ещё работающем как часы отделении радиотерапии на старых аппаратах советского производства — облучение до и после операции повышает её успешность.
Власть хотела бы заставить всех больных раком облучаться только платно на «коммерческой основе» — аппаратура частных фирм простаивает, и их медицинский бизнес несёт убытки. Предполагается, что один сеанс может стоить больным раком 500 гривен, стандартный курс облучения — 14 сеансов, стандартная пенсия на Украине — 1500 гривен. Сейчас в медицинских кругах Одессы идёт невидимая со стороны драка — врачи онкодиспансера бьются за своё право спасать жизни пациентов бесплатно, или почти. Вроде, этот раунд борьбы с коммерческими медицинскими крокодилами области они пока выигрывают.