Ивановский район — крайний восток Херсонской области. Отсюда рукой подать до Азовского моря и рыбного Сиваша. Жирнючие черноземы, замечательная пшеница, сказочные арбузы, черешня размером в коровий глаз. Мычит, хрюкает, кудахчет многочисленная живность. Как говорится, богато жили и при царе, и при Советах.
У доброй половины ивановцев родня в соседнем Крыму. Но местные власти хоть как-то должны бороться с российской агрессией. Вот отчитались, что «в пункте бесплатного доступа к сети интернет Ивановской районной библиотеки под запретом российские социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте». Об этом напоминают наклейки на каждом компьютере библиотеки. Впрочем, самое интересное другое.
Оказалось, местный народ не имеет другой возможности заглянуть в сеть, как только прийти в библиотечную «интернет-хату». Речь не только о дальних селах, то же самое в райцентре. На дворе XXI век, а на Херсонщине вполне себе революционные избы-читальни, где вместо газеты «Правда» старенький ноутбук с запретительным стикером. Купить собственный комп, провести и оплатить домашний интернет — для многих слишком дорогим удовольствие. Почему случилось такое?
Для самой глухой деревни где-нибудь на Брянщине это уже покажется дикостью. Сегодняшним россиянам не понять, как живут здесь обычные люди. После Майдана украинская реальность больше похожа на какой-нибудь африканский бандустан, только в рубахах-вышиванках и с обязательным желто-блакитным прапором. Вот полиция Днепропетровской области ловит разбитые «Таврии» и «газоны» браконьеров, допиливающих остатки лесополос. В багажниках добыча — сухостой и дрова. Акация южной степи растет долго, посадки сажали еще в советские времена, а сейчас до крымского Чонгара остались одни пни. Что делать, ударил мороз и топить надо. Газ не по карману, слишком дорогой.
Пост-новогодняя новость Днепропетровска, нынешнего Днепра, — в следующем году здесь отменят елочные базары. То есть, праздничных зеленых красавиц миллионный мегаполис больше не увидит. Об этом сообщил землякам в прямом эфире телепрограммы «Детали» зам мэра Михаил Лысенко. И дело вовсе не в том, что нынешняя власть пытается запретить «сепарский» Новый год, заставив народ отмечать католическое Рождество. Причина проста, как пустая кастрюля на самостийной голове.
— Мы проанализировали торговлю перед Новым годом. По словам самих торговцев, реализация сократилась на 40%. Мы видели, как многие торговцы просто повыкидывали сосны, которые не продали. А потом мы тратим деньги из городского бюджета на вывоз этих выброшенных сосен, - откровенно обрисовал ситуацию пан Лысенко. Кстати, бывший активист Партии регионов, а теперь откровенный наци, в буквальном смысле разжиревший на грабеже городского ЖКХ.
Любопытная подробность из биографии этого высокопоставленного мэрского чиновника. Вот так презентовал его ровно три года назад ближайший сподвижник Коломойского, и.о. заместителя губернатора Днепропетровской области Святослав Олейник:
«Он представляет в исполкоме одно из новых лиц городской власти. Прошу любить и жаловать. Мишин позывной Пипия. Он является представителем „Правого сектора“ *, представляет его хозяйственное крыло».
Три года хозяйствования «правосеков» привели Днепропетрощину к закономерному результату. Казалось бы, один из самых сильных регионов страны. Как любили повторять, «не первый, но и не второй», по уровню жизни реально соперничавший с Киевом. Провинциалы валили сюда толпой, потому что в Днепре всегда была работа и более-менее нормальный заработок.
А теперь бывшие днепропетровчане, переименованные в «днепрян», не могут позволить себе купить елку! Или сосну, ведь сосны на юго-востоке дешевле и больше распространены. Чтобы поставить дома главное новогоднее украшение, у половины горожан «нема грошей». Еще бы, например, накануне подорожала квартплата. Цены днепровских платежек выросли почти втрое. За каждый квадратный метр местные жители будут платить более 6,5 гривен (ред. — около 13 рублей).
Можно верить или не верить статистике катастрофического падения украинской экономики, однако потрясает сам факт, обнародованный днепровским VIP-правосеком - реализация живой хвои сократилась без малого в два раза! Может, народ переключился на искусственные? Увы, по информации крупнейших розничных сетей, за нынешние праздники осталось не реализованным до 80% подобного товара.
Понятно, что непроданные искусственные ели из поливинилхлорида отправляют на склад до следующей зимы. Зато никому не нужным живым соснам уготована совсем другая участь. С их помощью Днепр решает по-настоящему больную проблему. Речь об открытых канализационных колодцах. Воры-«металлисты» крадут чугунные крышки, и в открытые колодцы попадают колеса машин, нередко падают взрослые, дети, животные.
Решено оригинально отмечать открытые канализационные люки — засовывать туда сосны, брошенные на новогодних елочных базарах. Такой себе сигнал пешеходам и водителям, что крышки на люке нет. Типа, прикол и видно издалека.
Казалось бы, все это больше похоже на фантасмагорический бред. Но вот сегодняшние фото «елочной канализации» на днепропетровском проспекте Петровского. Ныне проспект получил знаковое имя Гетьмана Мазепы.
Обнищавшую Днепропетровщину-2018 захлестнуло воровство металла. Крадут кладбищенские кресты и надгробья, выламывают телекоммуникационные щиты, тоннами тащат разнообразную проводку. На днях случился небывалый инцидент. Средь бела дня вконец оборзевший жулик вырезал кабель прямо на Новом мосту. Это главная городская магистраль, соединяющая оба берега мегаполиса.
Однако вернемся к официальной цифири. По данным Госстата, экс-Днепропетровск уверенно лидирует по уровню заработных плат среди всех областей Украины. С начала 2017 года зарплаты увеличились в среднем на 1,5 тыс. гривен и превышают 7,4 тыс. на одного работающего. Особенно «высокие показатели» оказались у шахтеров здешнего ДТЭК «Павлоградуголь». Они зарабатывают на 70% больше, чем сотрудники других промышленных предприятий Украины и в среднем практически в два раза больше, чем жители Днепропетровской области.
Бурные аплодисменты, переходящие в овацию! А вот что сообщили на самом шахтерском предприятии, крупнейшем добывающем комплексе Западного Донбасса, оставшемся на украинской территории: «По сравнению с декабрем 2016 года средняя зарплата наших горняков в декабре 2017 года поднялась с 10,6 тыс. грн до 14,8 тыс. гривен».
Остается добавить, что нынешний курс гривна-рубль — ровно 1:2. Итак, получается, рабочие самых тяжелых подземных профессий днепровского Павлограда в пересчете имеют меньше 30 тысяч рублей! За такие деньги российский шахтер даже из дому не выйдет. Хотя это, повторим, — «практически в два раза больше, чем у других жителей области».
Чтобы выжить, приходится грабить. Не важно, выдирать могильные оградки у себя дома или мародерствовать в «АТО». За минувший год 2?415 мужчин Днепропетровщины подписали контракт с Вооруженными силами Украины и ушли убивать людей под Донецк и Луганск. Две сотни офицеров, остальные солдаты и сержанты. Рекордный результат, западенцы патриотичной Галичины и близко такого набора не дают. Зарплата контрактника — от 7 тысяч гривен. За службу на «передке» дополнительно 10 тысяч, в других районах «АТО» — 4,5 тысячи. Плюс тащи все, что у колорадов плохо лежит.
Домой они возвращаются на родное Краснопольское кладбище — тоже самое большое на Украине. По Днепру пошла злая шутка, что кресты АТОшникам теперь можно делать из брошенных новогодних елок.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.