Мобильные телефоны вполне могли появиться в СССР, скажем, полвека с лишним назад. Точнее, тогда новинка называлась бы иначе — индивидуальный радиофон. И тогда отовсюду — с улицы, из магазина, вагона трамвая или метро — обладателям небольшой коробочки с трубкой можно было бы связаться с родными, друзьями, знакомыми.
Фантастика? Да, но, основанная на реальных фактах.
Вместо сенсации — рядовое событие
Жил-был молодой человек, звали которого Леонид Куприянович. В 1953 году он окончил факультет «Приборостроение» МВТУ имени Баумана по специальности «Радиоэлектроника». 60 лет назад — в ноябре 1957 года он получил патент на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи», в котором были изложены основы мобильной телефонии.
Однако то, что могло стать мировой сенсацией, превратилось в рядовое событие. Правда, на новинку обратили внимание — документальный сюжет под названием «Радиотелефон инженера Куприяновича» зрители увидели в киножурнале «Наука и техника». Основы новой системы автор разъяснил и в журнале «Юный техник». Куприянович, в частности, сообщил, что радиус действия нового аппарата составляет несколько десятков километров. И добавил: «Если же в этих пределах будет лишь одно приемное устройство, этого будет достаточно, чтобы разговаривать с любым из жителей города, имеющим телефон, и за сколько угодно километров».
Вскоре информация о новинке появилась в журнале «Наука и жизнь». Это было очень популярное издание, отчасти потому, что там работала дочь первого секретаря ЦК КПСС Хрущева — Рада Аджубей. «Пока имеются лишь опытные образцы нового аппарата, — сказал Куприянович корреспонденту издания, — но можно не сомневаться, что он получит в скором времени большое распространение на транспорте, в городской телефонной сети, в промышленности, на стройках…»
Предвестник будущего
Куприянович, ставший необычайно популярным, дал интервью еще одному журналу — «За рулем». На фото он изображен набирающим номер со своего телефона ЛК-1, сидя в автомобиле. «Взяв такой радиофон с собою, вы берете, по существу, обычный телефонный аппарат, но без проводов, — рассказывал инженер. — Где бы вы ни находились, вас всегда можно будет разыскать по телефону, стоит только с любого городского телефона (даже с телефона-автомата) набрать известный номер вашего радиофона. У вас в кармане раздается телефонный звонок, и вы начинаете разговор. В случае необходимости вы можете прямо из трамвая, троллейбуса, автобуса набрать любой городской телефонный номер, вызвать „Скорую помощь“, пожарную или аварийную автомашины, связаться с домом…»
Воистину, Куприянович был предвестником будущего! Он заглянул в наш XXI век и увидел людей, для которых мобильные телефоны стали неотъемлемой частью жизни. Ведь многие не расстаются со светящимся и говорящим прямоугольником ни днем, ни ночью!
Изобретатель не только теоретизировал, но и показал созданный им опытный образец автоматического мобильного телефона. Сначала аппарат ЛК-1 весил три килограмма, но вскоре инженер представил дисковое устройство весом 500 граммов. Но это еще все — в 1961 году радиофон Куприяновича полегчал аж до 70-ти граммов!
Он не только показывал свое изобретение, но и звонил по нему, получал ответы абонентов. Люди удивлялись, когда узнавали, с какого аппарата с ними связывается инженер. К слову, его телефон работал на полупроводниках, питался от никель-кадмиевых аккумуляторов.
«Дорогой, ты уже едешь»?
Сотовая связь возникла в начале 70-х годов прошлого столетия, когда ее основы появились в докладе компании Bell System для комиссии по связи США. В 1974 году были выделены полосы частот, на которых начала работать система сотовой связи. Первые мобильные телефоны стоили несколько тысяч долларов, да и абонентская плата за них была весьма солидной. Но богатых людей это не могло остановить. Это было очень престижно! Как же приятно было нажать на кнопочку и услышать воркующий голос любимой женщины: «Дорогой, ты уже едешь? Тогда я охлаждаю вино и ставлю мясо в духовку…»
Американец Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, сделал первый звонок по своему мобильному телефону 3 апреля 1973 года. Это произошло спустя примерно 15 лет после опыта Куприяновича. Но именно Купер считается пионером мобильной связи. Через год ему исполнится 90 лет, и наверняка это событие будет широко отмечаться во всем мире. Имя же советского инженера знают немногие даже в России…
По мнению Куприяновича, чтобы обслужить такой город, как Москва, требовалось лишь десять автоматических телефонных радиостанций. Первая из них должна была появиться в новом московском районе Мазилово. Одно из самых авторитетных агентств Советского Союза — АПН, возвестило, что последняя модель нового аппарата подготовлена к серийному выпуску на одном из советских предприятий.
Итак, техническая революция была уже на пороге! Оставалось сделать последний, решающий шаг.
Телефон или мотоцикл
Обратимся к фрагменту материала под названием «Телефон без проводов», написанного корреспондентом другого авторитетного агентства — ТАСС: «По улице идет человек. Из кармана он вынимает небольшой аппарат, напоминающий обыкновенный телефон. Набирает нужный номер. В микрофоне, вделанном в аппарат, отчетливо раздается голос абонента:
— Вас слушают.
И разговор состоялся…
Этот аппарат называется радиофоном или еще проще — автоматическим радиотелефоном. Он не связан проводами непосредственно с городской телефонной станцией (АТС). Связь осуществляется по-иному. На АТС устанавливается специальная автоматическая телефонная радиостанция (АТР). Именно сюда передается по эфиру вызов с любого радиофона. Затем этот сигнал автоматически идет на АТС, а потом по проводам обычным путем…"
Стоит заметить, что Куприянович был сотрудником закрытого НИИ или, как тогда выражались, «почтового ящика», и занимался мобильной связью лишь в свободное время. Это, во-первых, могло привлечь внимание ревнивого начальства: «Халтурой занимаешься? А свою работу делать успеваешь?» Во-вторых, на новинку могли обратить внимание сотрудники советских секретных служб. И — забеспокоиться. Мало было им хлопот с прослушкой обычных стационарных телефонов, так теперь еще и с «мобильниками» возиться…
Но это — версии. Так толком и неизвестно, почему изобретение Куприяновича не вошло в жизнь советских людей. Хотя рационализатор, вдохновленный успехами, предсказывал, что скоро его телефоны поступят в продажу и будут стоить около 400 рублей. Примерно по такой же цене после денежной реформы 1961 года продавался красный чешский мотоцикл «Ява», мечта многих молодых людей. Конечно, это были не маленькие деньги, но человек, скажем, с зарплатой в 200?250 рублей в месяц мог выбирать между реальным мотоциклом и виртуальным мобильным телефоном.
Мобильник в автомобиле
Увы, широкие массы радиофонов Куприяновича так и не получили. А вот аппараты для узкого круга — государственных деятелей, партийных лидеров, директоров крупных предприятий, сотрудников милиции — появились. Их обслуживала радиотелефонная связь «Алтай-1», рассчитанная всего на тысячу абонентов во всем Советском Союзе. Правда, аппараты находились только в служебных автомобилях, и носить их с собой их было невозможно. Но и этого было достаточно — верный шофер практически всегда находился у трубки и в случае необходимости мог тотчас позвать шефа.
Опыт Куприяновича нашел применение в Болгарии. На одной из международных выставок в середине 60-х годов фирма «Радиоэлектроника» представила мобильный телефон с базовой станцией на 15 абонентов. Его разработчики применили систему, разработанную советским инженером.
Сам Леонид Иванович, к слову кандидат технических наук, не стал совершенствовать свое детище. Почему, спросите вы. И на этот вопрос нет ответа. Возможно, инженер увидел отсутствие перспектив из-за недостаточного внимания со стороны начальства. И — перешел в Академию медицинских наук. Там Куприянович снова добился успеха — создал прибор «Ритмосон», управлявший состоянием человека, публиковал научные работы по улучшению памяти. Говорят, что к ученому обращались за помощью многие государственные деятели.
Куприянович, вероятно, был очень талантливый человек, но оставил свой след лишь в мобильной телефонии. А ведь Куприянович мог стать в один ряд с великими изобретателями, и о нем, а не о Купере говорили бы как о человеке, впервые показавшем миру мобильную связь.
Вопиющая несправедливость
В этой области пробовали свои силы и другие советские ученые. Принципы мобильной телефонии представил — не где-нибудь, а в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной — изобретатель Георгий Бабат. Предполагалось, что его телефон будет иметь функции диктофона и автоответчика. Чертежи Бабата были засекречены, а его самого направили на работу в закрытый радиоинститут, посоветовав держать язык за зубами…
Владимир Немцов, военный инженер и писатель, занимавшийся во время войны секретными разработками войсковых радиостанций, также работал в области мобильной телефонии. Его изобретение было, однако, не очень удобно — оно весило 15 килограммов, в первую очередь за счет батарей и из-за работы на больших лампах…
Многие, вероятно, смотрели фантастический фильм «Обратная сторона Луны» — о приключениях капитана милиции Михаила Соловьева. Действие первой части переносит зрителей в 70-е годы, во второй части сериала показан СССР, который странным образом сохранился до начала XXI столетия. Там царят удивительные нравы — одна из улиц названа именем певца Киркорова, действует запрет на жвачку, табак. Нельзя приобретать заграничные продукты, сигареты считаются наркотиками.
Жители этого мифического СССР пользуются «карманными» телефонами — мобильными аппаратами, но не кнопочными, к которым мы привыкли, а примитивными, с дисками. Такое впечатление, что в стране, выдуманной кинематографистами, вспомнили об изобретении Леонида Куприяновича. Но, увы, в фильме «Обратная сторона Луны» его имя не упоминается. Да и вообще, изобретатель фактически забыт. А это — вопиющая несправедливость.