Материал комментируют:
Алексей Рощин
Андрей Гудков
12 марта исполнится 100 лет возвращения Москве статуса столицы, до этого, как известно, веками принадлежавшего сначала Санкт-Петербургу, а затем — Петрограду. В 1918 году постановлением IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов столицу России перенесли в Москву.
Правда, в том документе указывалось, что мера это временная — принятая «в условиях того кризиса, который переживает русская революция». Но отменить постановление так до сих пор никто и не собрался. Хотя во времена Хрущева рассматривалась возможность переноса столицы СССР в Свердловск. И до сих пор периодически возникают предложения вновь вернуть статус главного города Санкт-Петербургу.
Жители России относятся к Москве очень неоднозначно. Столица одновременно раздражает многих из них и притягивает. Еще с советских времен жители регионов были уверены: здесь красивая жизнь, изобилие товаров, тут легче сделать карьеру и добиться финансового успеха. Поэтому желающих «зацепиться за Москву» любыми способами всегда было много. Однако, немало и ненавистников Москвы, которые утверждают: Москва — город-паразит, выжимающий из страны все соки и «жирующий» за счет регионов.
Осенью прошлого года ВЦИОМ выяснял, какие ассоциации сейчас вызывает у россиян Москва. Главными негативными ассоциациями опрошенные назвали ощущение, что «это отдельная страна, государство в государстве», отметили «суету и безумный ритм жизни», «пробки», «хамство, грубость», «высокие цены» и «преступность». 3% россиян заявили, что ощущают неприязнь к столице в целом. И столько же дали ответ: «Всё делается для москвичей, все отдаем в Москву».
Положительные ассоциации оказались такими: «красивый город», «прогресс», «высокий уровень жизни», «город больших возможностей».
Ранее ФОМ представил опрос об отношении к москвичам, показавший, что большинству жителей России москвичи, мягко говоря, не слишком нравятся. Согласно результатам, 66% россиян полагают, что жители Москвы заметно отличаются от жителей иных регионов России. В качестве отличительных признаков основной массы населения «Первопрестольной» были названы высокомерие и заносчивость (11%), грубость, наглость, агрессивность (5%), особый менталитет" (6%) и высокий уровень жизни.
— Москва еще с советских времен с одной стороны вызывала чувство зависти, с другой — желание присоединиться к этому непрерывному «празднику», — говорит социальный психолог Алексей Рощин. — Такое положение дел в стране объясняется структурой государства и сильнейшей его централизацией.
Москве нынешний режим дает преференции, потому что опасается недовольства и волнений именно в столице. А в регионах к Москве действительно относятся как государству в государстве. По степени близости к европейской цивилизации она расходится с остальной Россией. И одна из господствующих идей среди молодежи в регионах — уехать в Москву и там закрепиться. Подобный переезд такими людьми воспринимается как апофеоз карьеры.
Отсюда и несколько неприязненное отношение к москвичам — как к людям не совсем своим. Они как иностранцы — но те хоть из богатых стран! Москвичи же, по мнению провинциалов, пользуются привилегиями незаслуженно.
«СП»: — Какими именно?
— Квартплата в Москве ниже, чем во многих регионах России. Московские пенсионеры получают доплаты. Цены на ряд товаров в московских магазинах пониже — за счет высокой концентрации торговых точек и конкуренции между ними.
Городскую инфраструктуру вообще сравнивать не приходится. Жалобы столичных обитателей типа «нам по три раза за год на одной и той же улице перекладывают плитку», в других городах невообразимы. Там нет денег даже на то, чтобы один раз хотя бы в несколько лет сделать новое покрытие, хватает только на «ямочный» ремонт центральных дорог.
Московская реновация, снос «хрущевок» — вообще, по меркам регионов, пир во время чумы. Там десятилетиями не решается проблема ветхого и аварийного жилья. Люди живут в бараках и не имеют никаких шансов из них переселиться. Все это подпитывает негативные настроения: у кого-то жемчуг мелок, а у кого-то щи пустые.
«СП»: — Но проблем и в Москве тоже очень много. У рядового москвича денег ни на что не хватает, особенно сейчас…
— Многое зависит от уровня сравнения. Когда вы находитесь среди людей с зарплатами в 10 тысяч рублей, то считаете, что зарплата в 20 тысяч решит все ваши проблемы. Но переезжая к людям, у которых уже есть доход в 20 тысяч, понимаете, что это тоже деньги никакие. Стандарты московской жизни хорошо воспринимаются, когда вы не в Москве. Здесь оказывается, что все не так уж радужно.
В регионах сетуют на отсутствие самостоятельности, на то, что все решает Москва, на чиновничий беспредел. И кивают на столицу как источник проблем. Но в Москве все то же самое. И здесь чиновничий беспредел, и отсутствие самостоятельности тех же муниципалитетов.
Москва — такая же жертва централизации. «Пайка» здесь больше, а структура та же. Перекладывание плитки по три раза в год — такой же перекос. Только в другую сторону.
«СП»: — С началом кризиса в Москву перестали так активно ехать. Пошел отток обратно в регионы?
— С работой в Москве стало неважно, а цены на аренду жилья по-прежнему высокие. Ценами на аренду и покупку жилья Москва очень отличается от всех остальных российских городов — в столице они выше в разы.
Наступил период разочарования Москвой — здесь тоже плохо. Но вернувшиеся в родные края из столицы скоро обнаружили, что и дома их особо никто не ждет. Работы нет. И сейчас поток приезжающих в Москву немного возобновился. На фоне общего кризиса в России в столице теплится хоть какая-то экономическая жизнь.
Экономист Андрей Гудков, профессор Академии труда и социальных отношений считает, что от советского времени осталась некоторая инерция мышления: что в Москве снабжение лучше, что все хорошее здесь:
— Но товарные блага сейчас равнодоступны — если у тебя есть деньги. А социальное расслоение в Москве даже резче. Сейчас многие крупные города, например, приморские, живут очень неплохо. У них есть все московские плюсы, но нет многих московских минусов.
Надо различать Москву как центр федеральной власти (куда направляются денежные потоки и откуда потом они расходятся по регионам) и Москву как город — который имеет массу проблем, многие из которых в регионах проявляются гораздо слабее. Москва — очень сложный мегаполис. Это северный город, скученный, многоэтажный. С пробками, плохой экологией, высокими цены на жилье.
«СП»: — Тем не менее, жители страны уверены: все финансовые потоки идут из регионов в Москву, обеспечивая москвичам хорошую жизнь.
— К тем деньгам, которые уходят в федеральный бюджет, чтобы потом вернуться в регионы, москвичи не имеют отношения. Москва — тоталитарный город. Муниципалитеты сидят на бюджетах, которые покрывают лишь их зарплаты и канцелярские принадлежности. Мосгордума ничего не решает — все решает один лишь мэр. Москвичи реальной власти не имеют — в регионах у жителей гораздо больше возможностей для выражения своего мнения, чем у москвичей. Там хоть власть ближе.
Единственное достижение Собянина: после снятия Лужкова он смог получить из федерального бюджета некоторые деньги на исполнение Москвой столичных функций. Эти финансы идут на ускоренное строительство метро и части дорог.
«СП»: — Но ведь в Москве и самая высокая в России средняя зарплата. Причина в том, что здесь все крупнейшие компании, банки, госкорпорации и масса чиновников?
— Москва является центром расположения буржуазной олигархии России, новой капиталистической элиты, которая оформляет свои доходы как зарплаты топ-менеджеров. Чтобы с них можно было платить минимум налогов. Это и объясняет высокую среднюю зарплату в Москве.
Высокие зарплаты топ-менеджмента скрадывают те низкие зарплаты, которые получают рядовые московские служащие. Получается «средняя температура по больнице». Например, некоторые ректоры московских ВУЗов выписывают себе зарплаты в сотни тысяч рублей в месяц. При этом рядовая московская профессура, как правило, получает 40 тысяч.
Близость к власти дает какие-то блага лишь для некоторых. А для большинства населения это — лишь более высокая степень давления. И высокие налоги разного рода. Например — за парковку автомобиля или за недвижимость.
Москва вообще — дорогой город. Здесь высокие расходы на транспорт, на питание. Бутерброд стоит 100 рублей. В регионах на эти деньги можно полноценно пообедать. И все ворье, что есть в стане, главным образом орудует в Москве
В Москве большие проблемы с медициной. Несмотря на то, что здесь масса федеральных медучреждений, медицинской помощи добиться крайне сложно. А получение высокотехнологичной помощи вообще требует очень большого здоровья, чтобы пройти все инстанции. Мне, например, за операцию выставили счет несколько сотен тысяч рублей.
«СП»: — Жители регионов называют москвичей высокомерными и заносчивыми. Москвичи действительно не любят «понаехавших»?
— Моя семья живет в Москве с середины 19-го века. В начале 20-го века в Москве было миллион жителей. А сейчас коренных москвичей почти не осталось. Их заменили люди, приехавшие со всех концов СССР.
По оценкам транспортных служб, в Москве ежедневно «крутится» 15?18 млн человек. А число прописанных, согласно статистике Мосстата, теперь даже меньше, чем в советское время. Тогда их было 8,5 млн, а сейчас 7,8 млн.
То есть, большинство тех, кого мы видим на московских улицах — это приезжие с временной регистрацией, которые снимают квартиры. Из знакомства именно с этими людьми гости столицы и делают выводы о заносчивости и хамстве москвичей. Хотя те, у кого они спрашивают дорогу, скорее всего, точно такие же приезжие.
Большая часть коренных москвичей — это пенсионеры, которые сидят в своих районах. Для них мегаполис — скорее минус. Они желают спокойной жизни. И многие сейчас перебираются либо в деревню, либо в соседнюю Белоруссию.
Москва — старый город. Рожают здесь приезжие. А сами москвички умирают гораздо чаще, чем рожают. Это стабильная тенденция на протяжении последних десятилетий.