Минздрав: Соленые огурцы и квашеная капуста — русский яд - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Минздрав: Соленые огурцы и квашеная капуста — русский яд - «Общество» 14:00 Пятница 0 353
16-03-2018, 14:00

Минздрав: Соленые огурцы и квашеная капуста — русский яд - «Общество»



Материал комментируют:
Минздрав: Соленые огурцы и квашеная капуста — русский яд - «Общество»

Андрей Бунич

Квашеная капуста, соленые огурцы и квас стали на этой неделе предметом нешуточного спора между Минздравом и Минсельхозом.

Министерство сельского хозяйства дало отрицательный отзыв на предложенную Минздравом стратегию формирования здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Минсельхозу не понравилось, что в документе предусматривается введение акцизов на «сладкие напитки» и «продукты с избыточным содержанием соли».

Потребление соленых огурцов и квашеной капусты — российская пищевая традиция, объяснили в ведомстве, также как и потребление хлебобулочных изделий, кваса и т. д. Минсельхоз раскритиковал саму идею деления продуктов на «вредные» и «для здорового питания». Важен рацион питания, а не потребление конкретных продуктов, заявили там. Еще один аргумент: из-за акцизов могут закрыться некоторые отечественные предприятия.

Эксперты же говорят о том, о чем чиновники явно умолчали: россияне, конечно же, были бы рады питаться исключительно «полезными продуктами», но денег у них в нынешних условиях по большей части хватает только на «вредные». А введение акцизов означает повышение цен.


— Деление на полезные и вредные продукты — не лучший подход, — считает Зинаида Медведева, исполнительный директор Национального исследовательского центра «Здоровое питание». — Но сама проблема, которая поднимается в этой стратегии, действительно существует. В основном люди у нас умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, рака и сахарного диабета. Более 60% вклада в эти заболевания вносят неправильное питание и низкая физическая активность.

Первой в мире начала заниматься этим вопросом Финляндия еще в 1973 году. И у них тоже была война между медиками и Минсельхозом. Там ушло несколько десятилетий, чтобы переубедить Минсельхоз и перейти от наращивания производства молока и мяса к производству тех продуктов, долю которых стоит повысить в рационе.

У нас сейчас растет детское ожирение, у нас ранняя мужская смертность. Для того, чтобы что-то изменить, надо какие-то продукты признать нездоровыми. Другое дело, что в первую очередь надо говорить о количестве потребления этих продуктов. На это можно влиять маркировкой. Сейчас маркировка недостаточна: по ней мало, что можно определить, не написано, сколько, например, сахара и соли.

«СП»: — С теми же солеными огурцами — в чем проблема?

— Население не воспринимает их как потенциально опасный продукт. Про вред газированных напитков люди еще слышали, а про соленые огурцы нет. Между тем, там высокое содержание соли. Если есть их регулярно, это действительно может вызывать повышение давления, уровня холестерина, сердечно-сосудистые проблемы.

Поэтому и должна быть расширенная маркировка — с указанием содержания насыщенных жиров, трансжиров, соли и сахара. И писать нужно не просто в граммах, а ввести специальные значки с обозначением того, что повышено. Начинать нужно именно с этого.

Не соглашается с тем, что есть априори вредные и полезные продукты и Петр Щелищ, председатель Союза потребителей России:

— Все зависит от количества. Соленые огурцы и капуста — традиционная российская пища, и никто не вправе относить их к вредным продуктам. Конечно, если питаться одной квашеной капустой, можно приобрести разные болезни, но если есть ее в разумных количествах, ничего страшного не будет. В развитых странах есть такая практика маркировки как «светофор», когда окраской в три цвета даются дозы, которые могут быть полезными, вредными или опасными — по содержанию соли, сахара и жиров. «Больше 100 граммов этого продукта есть вредно». Я бы это приветствовал.

«СП»: — Но у нас многие люди как раз постоянно питаются «неполезными» картошкой, хлебом, квасом, капустой, макаронами…

— Питаются по своим экономическим возможностям. Половина доходов население сейчас тратит на еду. Тогда как в более развитых странах это 5?7%. И, конечно, потребители выбирают то, что дешевле. У нас сейчас сокращается потребление молочных продуктов, рыбы, что чревато для здоровья детей. Есть люди, которые вообще вынуждены жить практически на одной картошке со своего огорода. На что-то более полезное у них денег нет. Много лет чиновники рассуждают о необходимости введения продовольственных субсидий малообеспеченным — но до сих пор бюджетных средств на это не выделено. А разговоры о полезных и вредных продуктах просто отвлекают потребителя от реальных проблем.

В эффективности такой меры как введение акцизов на «вредные продукты» сомневается и Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

— Введение акцизов означает повышение цен. Но станут ли люди меньше потреблять «вредный продукт» — еще неизвестно. Часто потребители все равно не отказываются от товаров, к которым привязаны — начинают экономить на чем-то другом. Допустим, кто-то постоянно покупал картошку и немного апельсинов — при повышении цен на картошку он откажется от апельсинов, а картошку продолжит покупать. Или как с курильщиками — введение акцизов часто не приводит к отказу от курения. Но в любом случае это сильный удар по населению — по беднейшим слоям, которых и так в стране больше половины.

«СП»: — Получается, под видом заботы о здоровье населения, пытаются ввести еще один сбор?

— Да, хотя нагрузка на людей и так предельная. В каждом рубле, который мы платим, со всеми НДС, акцизами и т. д. уже процентов 80 налогов. Но ведомства изыскивают все новые способы выудить деньги у людей из карманов. Осталось еще придумать налог на ожирение!

Если в Минздраве так озабочены здоровым образом жизни, то лучше бы наладили работу по контролю качества. А то у нас под видом колбасы или сыра продается неизвестно что, и тут люди как раз травятся. Хлеб делают из ингредиентов, которыми можно только свиней кормить. Понятно, что это делается, чтобы скрыть общее повышение цен. Занялись бы вычищением этих опасных для здоровья продуктов, которых сейчас очень много. Работы в этом отношении непочатый край.


Справка «СП»

Первый вариант стратегии по формированию ЗОЖ Минздрав представил в январе 2017-го. Как объясняли в Министерстве, предлагаемые меры направлены на смещение потребительского спроса в сторону более здоровых продуктов и уменьшение количества заболеваний. Однако, кроме Минсельхоза, с тех пор стратегию уже успели раскритиковать Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития.

Основные пункты стратегии ЗОЖ

1. Увеличение акцизов на алкоголь на процент, превышающий инфляцию.
2. Ограничение розничной продажи дешевых спиртосодержащих жидкостей.
3. Маркировка полезных и вредных продуктов питания.
4. Увеличение числа полезных продуктов в потребительской корзине.
5. Запрет на использование нейодированной соли в ресторанах и кафе, а также при производстве хлеба.
6. Запрет рекламы продуктов с большим количеством сахара, соли, жира и насыщенных жирных кислот, а также подслащенных газированных напитков и переработанных мясопродуктов, в случае если в ролике снимаются дети или он направлен на детскую аудиторию.


Материал комментируют: Андрей Бунич Квашеная капуста, соленые огурцы и квас стали на этой неделе предметом нешуточного спора между Минздравом и Минсельхозом. Министерство сельского хозяйства дало отрицательный отзыв на предложенную Минздравом стратегию формирования здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Минсельхозу не понравилось, что в документе предусматривается введение акцизов на «сладкие напитки» и «продукты с избыточным содержанием соли». Потребление соленых огурцов и квашеной капусты — российская пищевая традиция, объяснили в ведомстве, также как и потребление хлебобулочных изделий, кваса и т. д. Минсельхоз раскритиковал саму идею деления продуктов на «вредные» и «для здорового питания». Важен рацион питания, а не потребление конкретных продуктов, заявили там. Еще один аргумент: из-за акцизов могут закрыться некоторые отечественные предприятия. Эксперты же говорят о том, о чем чиновники явно умолчали: россияне, конечно же, были бы рады питаться исключительно «полезными продуктами», но денег у них в нынешних условиях по большей части хватает только на «вредные». А введение акцизов означает повышение цен. — Деление на полезные и вредные продукты — не лучший подход, — считает Зинаида Медведева, исполнительный директор Национального исследовательского центра «Здоровое питание». — Но сама проблема, которая поднимается в этой стратегии, действительно существует. В основном люди у нас умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, рака и сахарного диабета. Более 60% вклада в эти заболевания вносят неправильное питание и низкая физическая активность. Первой в мире начала заниматься этим вопросом Финляндия еще в 1973 году. И у них тоже была война между медиками и Минсельхозом. Там ушло несколько десятилетий, чтобы переубедить Минсельхоз и перейти от наращивания производства молока и мяса к производству тех продуктов, долю которых стоит повысить в рационе. У нас сейчас растет детское ожирение, у нас ранняя мужская смертность. Для того, чтобы что-то изменить, надо какие-то продукты признать нездоровыми. Другое дело, что в первую очередь надо говорить о количестве потребления этих продуктов. На это можно влиять маркировкой. Сейчас маркировка недостаточна: по ней мало, что можно определить, не написано, сколько, например, сахара и соли. «СП»: — С теми же солеными огурцами — в чем проблема? — Население не воспринимает их как потенциально опасный продукт. Про вред газированных напитков люди еще слышали, а про соленые огурцы нет. Между тем, там высокое содержание соли. Если есть их регулярно, это действительно может вызывать повышение давления, уровня холестерина, сердечно-сосудистые проблемы. Поэтому и должна быть расширенная маркировка — с указанием содержания насыщенных жиров, трансжиров, соли и сахара. И писать нужно не просто в граммах, а ввести специальные значки с обозначением того, что повышено. Начинать нужно именно с этого. Не соглашается с тем, что есть априори вредные и полезные продукты и Петр Щелищ, председатель Союза потребителей России: — Все зависит от количества. Соленые огурцы и капуста — традиционная российская пища, и никто не вправе относить их к вредным продуктам. Конечно, если питаться одной квашеной капустой, можно приобрести разные болезни, но если есть ее в разумных количествах, ничего страшного не будет. В развитых странах есть такая практика маркировки как «светофор», когда окраской в три цвета даются дозы, которые могут быть полезными, вредными или опасными — по содержанию соли, сахара и жиров. «Больше 100 граммов этого продукта есть вредно». Я бы это приветствовал. «СП»: — Но у нас многие люди как раз постоянно питаются «неполезными» картошкой, хлебом, квасом, капустой, макаронами… — Питаются по своим экономическим возможностям. Половина доходов население сейчас тратит на еду. Тогда как в более развитых странах это 5?7%. И, конечно, потребители выбирают то, что дешевле. У нас сейчас сокращается потребление молочных продуктов, рыбы, что чревато для здоровья детей. Есть люди, которые вообще вынуждены жить практически на одной картошке со своего огорода. На что-то более полезное у них денег нет. Много лет чиновники рассуждают о необходимости введения продовольственных субсидий малообеспеченным — но до сих пор бюджетных средств на это не выделено. А разговоры о полезных и вредных продуктах просто отвлекают потребителя от реальных проблем. В эффективности такой меры как введение акцизов на «вредные продукты» сомневается и Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России: — Введение акцизов означает повышение цен. Но станут ли люди меньше потреблять «вредный продукт» — еще неизвестно. Часто потребители все равно не отказываются от товаров, к которым привязаны — начинают экономить на чем-то другом. Допустим, кто-то постоянно покупал картошку и немного апельсинов — при повышении цен на картошку он откажется от апельсинов, а картошку продолжит покупать. Или как с курильщиками — введение акцизов часто не приводит к отказу от курения. Но в любом случае это сильный удар по населению — по беднейшим слоям, которых и так в стране больше половины. «СП»: — Получается, под видом заботы о здоровье населения, пытаются ввести еще один сбор? — Да, хотя нагрузка на людей и так предельная. В каждом рубле, который мы платим, со всеми НДС, акцизами и т. д. уже процентов 80 налогов. Но ведомства изыскивают все новые способы выудить деньги у людей из карманов. Осталось еще придумать налог на ожирение! Если в Минздраве так озабочены здоровым образом жизни, то лучше бы наладили работу по контролю качества. А то у нас под видом колбасы или сыра продается неизвестно что, и тут люди как раз травятся. Хлеб делают из ингредиентов, которыми можно только свиней кормить. Понятно, что это делается, чтобы скрыть общее повышение цен. Занялись бы вычищением этих опасных для здоровья продуктов, которых сейчас очень много. Работы в этом отношении непочатый край. Справка «СП» Первый вариант стратегии по формированию ЗОЖ Минздрав представил в январе 2017-го. Как объясняли в Министерстве, предлагаемые меры направлены на смещение потребительского спроса в сторону более здоровых продуктов и уменьшение количества заболеваний. Однако, кроме Минсельхоза, с тех пор стратегию уже успели раскритиковать Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития. Основные пункты стратегии ЗОЖ 1. Увеличение акцизов на алкоголь на процент, превышающий инфляцию. 2. Ограничение розничной продажи дешевых спиртосодержащих жидкостей. 3. Маркировка полезных и вредных продуктов питания. 4. Увеличение числа полезных продуктов в потребительской корзине. 5. Запрет на использование нейодированной соли в ресторанах и кафе, а также при производстве хлеба. 6. Запрет рекламы продуктов с большим количеством сахара, соли, жира и насыщенных жирных кислот, а также подслащенных газированных напитков и переработанных мясопродуктов, в случае если в ролике снимаются дети или он направлен на детскую аудиторию.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl