Материал комментируют:
Валерий Рашкин
Представители российской элиты вновь демонстрируют трогательную солидарность. Врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов приготовил «золотой парашют» для предшественника — недавно ушедшего в отставку Олега Королева.
Чисто технически «парашют» оформляется несложно. Артамонов внес на рассмотрение облсовета законопроект о предоставлении социальных гарантий бывшим госслужащим — главе региональной администрации и спикеру облсовета. В нем сказано, что экс-глава и экс-спикер имеют право на ежегодное санитарно-курортное обслуживание, служебный транспорт и связь, а также право свободно посещать органы власти.
Законопроект оперативно одобрила профильная комиссия. Как сказано в пояснительной записке, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность губернатор и спикер при желании могут сохранить полагающиеся привилегии. Кроме действующих первых лиц, ими также пользуются члены местного избиркома и омбудсмены.
Конечно, такой «парашют» не поражает золотым сиянием. Но, видимо, экс-чиновники сегодня действуют в рамках логики «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Ранее очень своеобразный «золотой парашют» получил другой отставник — экс-губернатор Курской области Александр Михайлов. Накануне отставки он собственным постановлением обеспечил себе на три года служебный транспорт, бесплатный проезд в Москву и обратно, а также погребение за счет бюджета.
СМИ отмечают, что два «парашютиста» могут сойтись в стенах Совета Федерации. Поскольку оба рассчитывают занять сенаторские кресла.
Заметим, в России истории с «парашютами» почти всегда блещут оригинальностью, пусть и скандальной. Взять хотя бы недавний случай с единовременной выплатой в сентябре 23 окладов вице-губернатору Воронежской области Юрию Агибалову в связи с увольнением. СМИ писали, что чиновник якобы получил «парашют» на сумму один миллион рублей. В итоге пресс-служба правительства Воронежской области снизошла до объяснений: оклад вице-губернатора до увольнения составлял 11?189 рублей (как он жил на такие деньги, бедняга?!) Соответственно, единовременная выплата, которую вице-губернатор получил, равнялась 223?892 рублям (после вычета подоходного налога), а вовсе не миллиону.
Но глубину произведений Салтыкова-Щедрина история получила позже. Ровно два дня спустя после увольнения Агибалова… назначили на прежнюю должность! С потрясающей формулировкой — «для поддержания работоспособности правительства». И исключительно до формирования его нового состава 12 октября, уточнили в региональном правительстве.
Забавно, но оклад вице-губернатора после повторного трудоустройства чудесно возрос до 45?320 рублей. Плюс свежеизбранный 9 сентября губернатор — единоросс Александр Гусев — установил для Агибалова ежемесячное денежное поощрение в размере 3,1 оклада. Таким образом, вице-губернатор на короткое время стал получать 161?656 рублей (после вычета налога). Можно сказать, ему дополнительно «позолотили» парашют, оказавшийся первоначально — видимо, не по понятиям — чересчур скромным.
На деле, все эти истории об одном — рука руку моет. Как заявила 16 октября с трибуны Госдумы на пленарном заседании депутат от КПРФ Ольга Алимова, такими преференциями пользуются тысячи чиновников, и не только в Воронежской области. «Это неприкрытый цинизм», — подчеркнула она.
Алимова обратила внимание, что для нищих в стране повышается пенсионный возраст, тарифы ЖКУ, а «счета за вывоз мусора выставляют даже тем, кто давно умер». «Главное, власть не замечает этого и продолжает доить народ», — сказала Алимова.
Она отметила, что делают все это не враги из стран Запада, а «обычные, извините, зажравшиеся чиновники, которые ошалели от вседозволенности и день за днем утрачивают связь с реальностью, порождая в людях апатию, безразличие, а порой, даже и ненависть, которые в итоге могут вырасти в агрессию».
Почему же элита не откажется от «золотых парашютов»?
— Чиновники от длительного пребывания во власти деградируют, — отмечает член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Они живут, словно в параллельной реальности, и этим жутко раздражают население.
Люди видят, что творится в стране: число бедных растет, доходы падают, экономика разваливается. И в это же время представители власти чувствуют себя удельными князьками, перед которыми все обязаны благоговейно падать ниц. Они убеждены, что им все сойдет с рук, и что так будет вечно.
На деле, сколько веревочке не виться, а конец будет. И, на мой взгляд, довольно скоро.
«СП»: — Почему чиновники принципиально требуют «золотые парашюты»? Даже символические, вроде бесплатного погребения, даже если переходят из губернаторов в совсем небедную когорту сенаторов?
— «Золотые парашюты» — это традиция элиты, которая была заложена в «лихие 1990-е». Это как бы символ безнаказанности, с которой в то время растаскивалась общенародная собственность. Ведь практически все, кто «прихватизировал» собственность у населения, и до сих пор ее не вернул, вышли сухими из воды.
«Парашют» — и сегодня символ, что если ты во власти, закон тебе не указ. Потому что закон — это для быдла. А для элиты, для высших государственных деятелей, для партии власти, для руководства силовых структур — де-факто есть привилегии, которые стоят выше закона.
По сути, принципы, которая российская элита исповедует, начиная с 1990-х, остались незыблемыми. Какой бы кризис в России не бушевал, элита — это боги, которым все дано, и которые не обязаны ничем поступаться. А быдло пусть пашет и вымирает.
Элита в России возьмет свое не мытьем так катаньем — пусть не губернатором, так сенатором. У нас, замечу, действует уникальная правовая норма. Летом 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о вводе в состав Совета Федерации «федеральных» сенаторов. Согласно документу, президент получил возможность назначать сенаторов, представляющих интересы всей России в целом. Их численность не должна превышать 10% от числа членов Совфеда, представляющих отдельные регионы.
В демократическом обществе, я считаю, подобные назначения в выборный орган просто невозможны. Но у нас такие законы спокойно принимаются — именно потому, что элита в грош не ставит мнение населения.
Замечу, что недавно принятая Госдумой и подписанная Владимиром Путиным пенсионная реформа — из той же серии. Хотя при желании ее можно рассматривать еще и как срок: пять лет принудительных работ, который власть «влепила» миллионам сограждан — как женщинам, так и мужчинам.
Что уж после этого удивляться тем абсолютно бессовестным, я считаю, экс-губернаторам и экс-чиновникам, которые выписывают себе с помощью региональных законов всевозможные льготы, вплоть до самых мелочных. Замечу, до Александра Михайлова никто из бывших губернаторов не додумывался вписать в «золотой парашют» еще и гарантированные бесплатные похороны.
«СП»: — Что может изменить эту ситуацию?
— Прежде всего, надо понимать: такие «золотые парашюты» — даже не стыдобище. Это можно назвать ограблением. Ведь деньги они получают из бюджета. Выход выглядит так: избиратель должен помнить, кто есть кто. На следующих выборах просто не нужно голосовать за тех, кто вас в упор не видит и выпускает законы о повышении пенсионного возраста и «золотых парашютах» — только и всего.
А позиция КПРФ проста: чиновник должен получать вознаграждение не более пятикратного среднего оклада по России либо по региону. И не должен иметь никаких привилегий, кроме абсолютно необходимых для работы — личного транспорта, причем не элитного, бесплатной связи. И, разумеется, у него не должно быть никаких «парашютов».
Новости России: Министр финансов России Силуанов рассказал, кому сейчас хорошо живется
Власть: «Зажравшиеся чиновники ошалели от вседозволенности»