Доля поддельных продуктов на прилавках неуклонно растет, а власти по-прежнему предпринимают лишь вялые усилия бороться с фальсификатом. Поставить заслон проникновению «вредной еды» теперь собираются сами бизнесмены — владельцы торговых сетей. Однако эксперты в искренности их решимости сильно сомневаются.
«Сговор» ради покупателя?
Пожалуй, мало кто из потребителей знает, что еще в 2012 году представители крупнейших торговых сетей России подписали «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (КДП).
Этот документ предусматривал отказ участников рынка ритейла от нечестных схем, правда, в основном они касались ценообразования. Скажем, в случае решения повысить отпускную цену товара производитель обязан уведомить об этом магазин за 30 суток. В свою очередь, магазины больше не вправе штрафовать поставщиков за изменение цены. При этом конфликты поставщиков и ритейлеров должны решаться без привлечения органов власти.
Кодекс-то подписали, но количество скандалов на продовольственном рынке практически не уменьшалось. Скажем, согласно результатам опроса ВЦИОМ, россияне все чаще отмечали снижение качества продуктов в магазинах: если в ноябре 2014 года на это обращали внимание 8% опрошенных, то в январе 2017 года — уже 20% (при этом лишь 5% заявляли о том, что качество продуктов на прилавках улучшилось).
Читайте также
У правительства нет денег на серьезную поддержку ипотеки
К концу года инфляция лишит россиян последней возможности купить жилье
О чрезвычайно высокой доле фальсификата заявляли и контролирующие органы: так, еще в конце 2018 года в кулуарах Международного молочного форума руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что доля поддельных продуктов (в том числе контрафакта и фальсификата) на российском рынке достигает 20%. Наиболее велика доля подделок, разумеется, в сегменте молочной продукции.
Проведенные в прошлом году (по поручению Аркадия Дворковича, тогда еще вице-премьера) проверки установили: производители массово фальсифицируют кефир, сливочное масло, жирный творог. Вариантов два. Первый — животные жиры либо подменяются растительными (рафинированным или гидрогенизированным пальмовым маслом). Второй — используется заведомо некачественное молоко (а его жирность завышается за счет загустителей).
Проблема с фальсификацией продуктов заботила, кажется, всех — покупателей, экспертов, ученых… Но никак не торговые сети, которые продолжали как ни в чем ни бывало продавать отраву, зарабатывая огромный бакшиш. И вот теперь, похоже, они наконец-то договорились подобную практику прекратить.
Отравители заплатят миллион
Суть изменений, которые вносятся в «Кодекс добросовестных практик», такова. Подписавшие документ торговые сети (это «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Ашан», «Дикси» и другие) обязались не работать с партнерами, которые производят небезопасные, контрафактные и фальсифицированные товары.
«Черный список» поставщиков будет формироваться на основе данных государственных контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор") и мониторинговых организаций («Росконтроль», «Роскачество»). Если у торговой сети заключен договор с таким поставщиком, то после обнаружения нарушений в его работе контракт не будет продлеваться.
Но достаточно ли будет этого?
В свою очередь, и государство пытается наращивать усилия по борьбе с фальсификатом (видимо, не особо полагаясь на то, что производители и продавцы сумеют договориться). Скажем, еще в 2016 году Роспотребнадзор анонсировал изменения в ст. 14.7 («Обман потребителей») Кодекса об административных правонарушениях (КоАП): за фальсификацию продуктов питания будут строго наказывать.
Правда, от идеи до готового законопроекта прошло целых два года — лишь в октябре 2018 года Роспотребнадзор внес на рассмотрение в правительство пакет поправок к КоАП. Наказание, в частности, предусматривает, конфискацию оборудования и сырья, из которого изготавливали фальсификат. Но документ все еще не принят!
Читайте также
Возможен ли беспроблемный «автомат» на подержанной машине
Выбираем надежную АКПП для автомобиля «второй свежести»
Зато 11 января, наконец, вступили в силу долгожданные изменения к техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Отныне производители обязаны указывать на упаковке (на лицевой стороне и шрифтом не менее 3 миллиметров!), что их продукт изготовлен с использованием растительных жиров. Соответственно, меняется и само название, которое теперь звучит так: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».
Производители, которые по-прежнему будут вводить покупателя в заблуждение, могут попасть на штраф в размере до 1 млн. рублей.
Кодекс соблюдают не все и не всегда
Эксперт «Свободной прессы», руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов смотрит на инициативу ритейлеров с сомнением:
— Проблема с контрафактом сейчас стоит довольно остро, и только с помощью саморегулирования отрасли ее не решить, хотя и позитивное влияние это также окажет. Конечно, торговые сети дорожат своей репутацией, поэтому им невыгодно провоцировать санкции со стороны отраслевых ассоциаций.
С другой стороны, для применения этих санкций необходимо установить факт нарушения, а сделать это довольно сложно. Поэтому пока без государственного регулирования в этой области не обойтись, соглашения же могут выступать только как дополнительное средство борьбы с контрафактом.
Кодекс добросовестных практик как некий свод правил для отрасли — документ важный, но в настоящих условиях делать на него слишком большие ставки не стоит, так как соблюдают его все-таки не все и не всегда.
Согласен с Иноядовым и первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал:
— В целом сложно будет защитить граждан от низкокачественной и опасной продукции без помощи государства, так как такая продукция значительно ниже стоит, а значит, можно экономить, поэтому многие, но не все сети могут пойти на сокрытие информацию о сотрудничестве с такими поставщиками. В целом же, и, скажем так, честные поставщики зачастую используют низкокачественные ингредиенты, так как им позволено удешевлять стоимость продукции любыми способами. Так что без изменения в законодательстве эту проблему будет решить крайне сложно.
Новости регионов: В Вологодской области начали продавать яйца поштучно
Бизнес в России: Эксперт назвал профессии, которые могут исчезнуть совсем скоро