До правительства доходит, как до жирафа. Прошло 11 лет с начала зарплатной реформы в Минздраве с целью оптимизации, и только теперь власть, похоже, догадалась, что, отменив Единую тарифную сетку (ЕТС), сделала из главврачей главрвачей. Так первичный медперсонал с горькой иронией называет своих руководителей, получающих гигантские зарплаты на фоне их мизерных окладов и «стимулирующих» добавок.
На совещании по вопросам модернизации в сфере здравоохранения президент Путин наконец-то увидел, в чем корень проблем, когда задал вопрос, справедлива ли система начисления зарплат медработников первичного звена? Хотя и так понятно, что ответ на этот вопрос давно известен главе государства. В целом, телевизионный репортаж напоминал пропагандистский ролик, в котором вице-премьер Татьяна Голикова пообещала положить конец практике, «когда заработок зависит от глав медучреждений, которые перераспределяют средства не в пользу тех, кто реально работает».
А еще Татьяна Алексеевна пообещала к концу сентября проработать два варианта новой зарплатной политики врачей и медперсонала в больницах и поликлиниках. И впервые после отмены единой тарифной сетки прозвучало: «Мы жестко фиксируем структуру заработной платы». Если назвать вещи своими именами, самая глупая либеральная реформа президентства Путина провалилась.
Читайте также
Аспирином Минздрав не отделается
Какие рецепты пропишет «доктор Путин» ведомству, отвечающему за здоровье населения?
Напомним, после постановления правительства РФ от 5.08.2008 г. №?583, ЕТС перестали применять на федеральном уровне. И к этому времени государственные и муниципальные учреждения здравоохранения уже перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ).
Её суть, в двух словах, заключалась в придании главврачам (а также директорам школ и другим казенным начальникам) функций коммерческих работодателей, причем с правом начислять себе любую зарплату в рамках фонда труда. Называлось это организационными технологиями для повышения эффективности. Толкачем провальной, как показало время, реформы был Александр Починок, тогда еще министр труда и соцразвития.
Критики прежней Единой тарифной сетки утверждали, что «размер материального вознаграждения за труд не зависит от его объема и качества». Хотя уже тогда никто не скрывал, что государство элементарно хотело сэкономить, выгнав на улицу миллионы работников, якобы дармоедов.
Мол, директор знает, кто работает за десятерых, а кто «носки вяжет». Вот и флаг ему в руки. Простимулировав первого, и дав пинка второму, предполагалось поднять эффективность подконтрольного предприятия и зарплату хорошим работникам. Заодно уменьшив финансирование первичного звена Минздрава.
Отчасти, реформаторы ЕТС были правы. Но прежде, чем что-либо менять, нужно было тщательно проработать эффективную систему контроля. Без неё любая реформа, начатая с самыми высокими целями, обречена.
Тем более что были сигналы, о том, что оптимизация не сработает.
Иркутский медицинский университет Минздрава РФ даже выпустил учебное пособие «Новые системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения», посвятив целую главу причинам отмены ЕТС.
Так вот, в этом учебном пособии, составленном также с целью опорочить старую «сетку», рассказывалось о зарплатном эксперименте, который еще в 1987—1989 годах проводился на отдельных территориях Кемеровской и Куйбышевской (ныне Самарской) областей, а также в Питере (тогда Ленинграде). Его целью была попытка «изменить систему бюджетного финансирования здравоохранения, расширить хозяйственные полномочия медицинских учреждений, позволяя использовать дополнительные источники финансирования, и наконец, изменить систему оплаты труда медицинских работников, увязав ее с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи».
Сегодня этот эксперимент назвали бы пилотным проектом по опробованию НСОТ. Авторы вынуждены были признать, что «не всегда удавалось избежать субъективного подхода к оценке индивидуального трудового вклада конкретного работника». Но это было только начало, когда у врачей были еще сильны «совковые» стандарты справедливости. Значит, уже тогда было ясно, что без эффективного и самое главное — честного контроля, не обойтись.
Власти, отменяя ЕТС, обещали защиту от рвачей. Так, бывший зам. министра здравоохранения и соцразвития Александр Сафонов сказал, что «директорам сверху будет спущена куча методических рекомендаций, как платить зарплату». www.edudata.ru/kpmo/promo/142.html
И в самом деле, перечень регулирующих бумаг впечатляет. Приведем только малую их часть: постановление правительства РФ №?583 от 05.08.2008 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №?525 от 6.08.2007 г.; Приказ Минздравсоцразвития РФ №?526 от 6.08.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №?822 от 29.12.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №?818 от 29.12.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №?462н от 28.08.2008 г. и так далее. Скажем больше: некоторые поликлиники вынуждены были содержать специального бухгалтера, который начислял зарплату по сложным методикам. Хотя на деле это сводилось к подгонке спущенных главврачами цифр.
Что интересно: отменяя ЕТС, власть вела себя точно так, как и сегодня, проводя людоедскую пенсионную реформу. Правительство просто поставило людей перед фактом, ограничившись скупыми заявлениями министра Починка: «Нужно отделить врачей от библиотекарей». Газета «Труд» в номере №?114 от 22 июня 2004 года в этой связи писала: «Высокопоставленные правительственные чиновники стараются не комментировать внесенный недавно в Государственную Думу проект Федерального закона (документ N58338?4), в котором предлагается упразднить существующие федеральные гарантии по оплате труда, в частности, обязательный для всех размер минимальной месячной зарплаты, а также единую тарифную сетку (ЕТС) и ряд других принципиальных положений Трудового кодекса РФ».
Результат этой реформы известен. Вот, что можно прочитать на профессиональных форумах: «Многие врачи уходят — либо в страховую медицину, либо в фармацевтику. Из моего выпуска (80 студентов) в России сегодня по специальности работают человек 5 или 6, а из моей группы (15 человек) — ни одного практикующего врача не осталось».
Хорошего от такого положения дел ждать не приходится. «Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится», — вынужден констатировать Путин, правда, не уточнив, кто именно в это состояние загнал медиков.
Читайте также
Как получилось, что российской медицине мозги вышибли
Реформа здравоохранения в стране приводит к обратному результату
Один мой знакомый врач на условиях понятной анонимности сказал, что все потуги властей ни к чему не приведут. «Путин, подобно Дон Кихоту воюет с ветреными мельницами, которые сам и построил. Первичное звено давно уже стало отдельным бизнесом со своими региональными крышами. Мало зафиксировать зарплаты, нужно еще и утвердить штатное расписание. И вообще отнять у врачей функции работодателя».
По словам рассерженного медика, идея индивидуальной оценки труда в целом правильная. Но для этого требуется независимый объективный контроль. Мол, нужно в каждом кабинете поставить камеры по распознаванию лиц, чтобы «искусственный интеллект» где-нибудь в едином центре считал, кто и сколько принял пациентов. А потом уточнять у больных путем обзвона качество лечения по десятибалльной системе. И лишь затем сверху спускать готовые зарплатные ведомости. Сегодня технически это возможно.
Наверняка есть и другие варианты. Только пойдет ли на них власть в целом, и Минздрав, в частности? Ведь тогда рухнет вся лояльная начальству вертикаль, которая держится исключительно на огромных зарплатах целой армии главврачей, директоров и их окружения.
Новости медицины: Аспирином Минздрав не отделается
Охрана здоровья: Как получилось, что российской медицине мозги вышибли