Материал комментируют:
Дмитрий Аграновский
Минфин РФ (еще до отставки правительства) одобрил инициативу по созданию института частных судебных приставов. Об этом говорится в «Обзоре бюджетных расходов на реализацию функций и пoлномочий Федеральной службы судебных приставов».
«В целях оптимизации расхoдов федерального бюджета, а также повышения эффективности функциoнирования системы принудительного исполнения в целом представляется целесoобразным рассмотреть вопрос постепенного (пoэтапного) внедрения элементов частнoго исполнения», — отмечается в документе.
Предполагается, что на первом этапе частным приставам разрешат взыскивать долги в пользу юридических лиц, а ФССП сосредоточится на взыскании долгов перед государством и физическими лицами, то есть гражданами.
В обзоре отмечается, что опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему принудительного исполнения в России уже есть. Это, в частности, коллекторские организации и институт частного сыска. Однако они недостаточно развиты и в полной мере не позволяют повысить результативность «функционирования системы принудительного исполнения в целом при сохранении текущего уровня финансирования», говорится в документе.
Читайте также
Дмитрий Медведев: Я устал, я ухожу
После послания президента премьер-министр подал в отставку
Идея создания института частных приставов существует не первый год, и даже разрабатывались соответствующие законопроекты, однако приняты они не были.
Появление частных приставов может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на систему взыскания долгов. Как пояснила РБК юрист практики «разрешение споров» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Инна Иваникова, появление частных приставов позволило бы снизит нагрузку на сотрудников ФССП и оптимизировать бюджетные расходы. Кроме того, это могло бы улучшить исполнение судебных решений в коммерческом секторе, но при условии хорошо проработанного нормативно-правового регулирования и контроля со стороны государства.
«Применение того или иного правового института к иной, не свойственной для него сфере общественных отношений, может повлечь за собой такие риски, как неэффективность, безответственность и коррупция», — считает юрист.
А вот руководитель департамента контроля качества юридической службы «Амулекс» Нурида Ибрагимова считает идею утопичной. Она опасается, что частные приставы, по сути, будут коллекторами, что приведет к тем же последствиям.
«Законодательство будет многократно меняться и дополняться, причем результат будет плачевный, а нарушений со стороны частных приставов будет еще больше, появится дополнительный повод для расцвета коррупции», — уверена она.
Коллекторские агентства вряд ли поспешат переквалифицироваться в частные приставы. Как пояснил НСН генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, коллекторы в 90% случаев не работают с юрлицами, большинство из них сконцентрировано на долгах физических лиц.
«Это разные виды бизнеса. Конвейерное несудебное взыскание долгов граждан и совсем другое дело — это частные приставы, заточенные на взыскание долгов организации», — считает он.
Адвокат Дмитрий Аграновский выступает против создания института частных приставов. По его мнению, ни в коем случае нельзя отдавать государственные полномочия в руки частных лиц.
— Это чревато всплеском коррупции, потому что любых частников труднее контролировать. Частник будет ставить целью извлечение прибыли, иначе, зачем это ему нужно. Соответственно, и методы у него будут более жесткие.
Как я понимаю, это легализация пресловутых коллекторов, которые давно хотят запретить. Вместо этого, мы видим обратный процесс.
Интересный момент: когда звонят журналисты и говорят, что кто-то из органов власти вышел с новой инициативой, то дальше уже 100-процентно понятно, что будут что-то закручивать, отнимать и ухудшать положение граждан. Не помню за последние годы ни одной инициативы, которая хоть как-то улучшала положение простых людей. Эта инициатива из той же оперы.
«СП»: — Но вроде бы речь идет о юридических лицах?
— Предприятие — это совокупность физических лиц. У него есть учредители, собственники, работодатели, работники. В конечном итоге они пострадают.
Люди в большинстве своем не могут выполнить соответствующие судебные решения из-за экономического кризиса, который власти вообще отрицают. Если бы у людей были деньги, не было бы такого количества судебных исков, такого количества долгов.
Эта инициатива предназначена для выбивания этих долгов. Их будут выдирать с мясом, используя методы, скажем так, по ту сторону законности. Такие методы, как мы видим из прессы, часто используют коллекторы.
Лучше бы государство победило кризис, чтобы меньше физических и юридических лиц попадало в долговую яму. Из нас пытаются выбить то, что мы физически не можем выплатить.
Ну, будут эти частные приставы разорять предприятия, отнимать последнее. Кто от этого выиграет?
Давайте тогда уж сделаем частные тюрьмы, частную полицию, частную налоговую, частных следователей. Правда, тогда встанет вопрос: зачем нужно государство?
«СП»: — Есть коллекторы. Они предпочитают работать с физлицами. Получается, что может появиться параллельная структура, работающая с юридическими?
— Деятельность коллекторов, фактически, законом не урегулирована. У частных приставов, наверняка, будет больше официальных полномочий.
«СП»: — А государство сможет их как-то контролировать?
— У государства возможность для контроля есть всегда. Когда оно хочет решить какую-то проблему, оно ее решает. Но здесь, наоборот, хочет снять с себя ответственность и контроль. Государство хочет такую деликатную сферу, как взыскание долгов, переложить на частников. А они будут поступать с гражданами гораздо бесцеремоннее, и возможность обжалования их действий будет гораздо ниже.
Конечно, долги надо возвращать. Но должники часто находятся в ситуации, когда не могут физически их отдать.
Читайте также
Транзит власти-2024: «Путин станет хоккеистом-капитаном русского бильдербергского клуба»
На Западе убеждены, что ВВП, уйдя на пенсию, возглавит всемогущее «глубинное правительство России»
Якобы из-за санкций скакнул курс доллара. Кто несет ответственность? Разве частники? У нас один завод закупил дорогое немецкое оборудование за валюту. Курс скакнул в два раза, завод попал в труднейшую ситуацию. Государство частично помогло, но они оказались на грани банкротства. А там несколько тысяч работников. Долги у завода есть, их будут выбивать. Но разве завод виноват? Завод не несут ответственности за политическую деятельность государства.
«СП»: — Каким образом появление частных приставов сэкономить бюджет? Кто-то же должен оплачивать их работу.
— Совершенно верно. Есть закон Ломоносова-Лавуазье о сохранении вещества: если что-то где-то прибыло, значит, где-то отнялось. Частные приставы будут получать деньги с нас, за счет того, что станут обращаться еще более бесцеремонно, чем официальные судебные приставы.
«СП»: — Какова опасность коррупционных схем?
— Недобросовестным должникам договориться подкупить частных приставов будет проще. Например, составить акт о невозможности взыскания.
Думаю, что возможности для коррупции здесь будут шире, возможности для контроля ниже. То есть куда не кинь — всюду клин.
Закон и правосудие: Вынесен первый приговор по делу о пытках в ярославской колонии
Происшествия: Осужденный экс-полковник Захарченко подрался в колонии