Через пять лет должен состояться первый пилотируемый полет российского космического корабля «Орел», разработка которого началась 11 лет назад. Если бы такими темпами делали первый космический корабль «Восток» (начало разработки — 1958 год), то Гагарин на нем точно не полетел бы. Потому что он погиб в 1968 году. И Королев, умерший в 1966 году, не дождался бы торжества советской инженерной мысли, потому что «Восток» смог бы совершить первый полет лишь в 1974 году. К этому моменту американцы уже успели слетать на Луну.
Конечно, нынешние космические корабли сложнее, чем первые. Однако не стоит забывать, что к настоящему моменту космические конструкторы накопили громадный опыт, который позволяет создавать ракеты и корабли почти столь же ритмично, как, скажем, «Форд» и «Мерседес» выпускают свои новинки. В конце же 50-х годов космическое конструирование было делом новым и абсолютно неизведанным.
Информацию о перспективах первого полета создаваемого корабля распространило РИА «Новости», сославшись на некий документ, полученный от неведомых людей, имеющих отношение к компании-разработчику корабля — РКК «Энергия». «Роскосмос» отказался комментировать информацию, посоветовав обратиться с этим вопросом в «Энергию». «Энергия» промолчала.
Читайте также
Пентагон разругался с Конгрессом США из-за российских РД-180
Нужно ли Москве наказать Вашингтон, отказав в поставках ракетных двигателей
Согласно полученным РИА «Новости» сведениям, первый полет «Орла» в беспилотном режиме к МКС должен состояться в сентябре 2024 года. А пилотируемый — ровно через год, в сентябре 2025 года.
Однако это будет лишь легкая прогулка корабля, потому что он создается для решения более серьезных проблем. «Орел» предназначен, прежде всего, для полетов за пределы околоземных орбит — к Луне, к Марсу. Впрочем, предполагается и более облегченная эксплуатация — при околоземных полетах он должен заменить корабль «Союз», базовая модификация которого появилась в 1967 году.
При этом все полеты «Орла» до 2028 года будут считаться испытательными, и все они будут ограничены ближним космосом. В 2028 году «Орел» должны будут принять в эксплуатацию. На следующий год запланирован облет Луны, а в 2030 году должна произойти высадка космонавтов на естественный спутник Земли. Эти полеты будет обеспечивать сверхтяжелая ракета, с характеристиками которой в «Роскосмосе» пока не определились.
Правда, в 2023 году при помощи ракеты «Ангара-А5» должно состояться самое первое испытание. Однако на орбиту будет запущен не готовый корабль, а всего лишь его массо-габаритный макет.
Так почему же разработчики корабля хранят молчание относительно графика работ по «Орлу». По той простой причине, что он уже вылез по временной шкале за пределы российской «Лунной программы», которая была поэтапно расписана летом прошлого года. Согласно этой программе пилотируемые полеты с облетом Луны должны начаться в 2026 году. Ну, тут можно предположить, что «командиры российского космоса» просто уплотнили программу, поскольку по высадке космонавтов на Луну сроки не изменены — 2030 год.
Так что же представляет собой корабль «Орел»? И какова его степень готовности?
Корабль, который до позапрошлого года назывался не «Орлом», а «Федерацией» начали разрабатывать в РКК «Энергия» в 2009 году. А перед этим, разумеется, был этап эскизного проектирования и выигрыш многомиллиардного тендера.
«Орел» — пилотируемый космический корабль со спускаемым модулем. Он рассчитан на полет 6 космонавтов (при полетах к Луне — 4 космонавтов). Продолжительность автономного полета — до 30 суток. В пристыкованном к космической станции состоянии корабль может находиться в космосе до года. Масса выводимого на низкую опорную орбиту груза — 500 кг.
Длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м. Объем герметичного отсека — 18 куб.м. Масса корабля при орбитальных полетах — 12 т, при полетах к Луне — 16,5 т. Масса спускаемого аппарата — 4,23 т.
При разработке «Федерации» происходили странные конструкторские «зигзаги». Первоначально корпус предполагалось изготавливать из алюминиевых сплавов. В 2015 году решили перейти на композиционные материалы, что позволило бы не только снизить вес аппарата, но и повысить его эксплуатационные характеристики, в частности — теплозащитные свойства. В 2017 году вернулись к алюминиевому варианту.
Тут присутствуют несколько абсолютно непонятных моментов. Почему сразу не выбрали наиболее технологичный материал? И почему в 2015 году, когда нарастало санкционное давление на предприятия ОПК, перешли к углеродистым композиционным материалам, которые более распространены на Западе, но не в России. И последнее «почему» — возврат к алюминию.
Дело в том, что конструкторы авиалайнера МС-21, перед которыми встала та же проблема получения материала для изготовления «черного крыла», решили проблему. Они отыскали в недрах Росатома предприятие, выпускающее углепластики. И заключили договор на разработку технологии производства материала необходимого качества.
Первоначальные планы были, как обычно, оптимистичными. Первый безэкипажный полет намечался на 2015 год, пилотируемый — на 2018. Однако сроки готовности медленно, но верно, и, что самое неприятное, регулярно смещались вправо по оси времени.
В 2018 году произошла катастрофа. Но не техническая, а кадровая. Практически весь конструкторский коллектив вместе с главным конструктором разработки ушел из РКК «Энергия», чтобы в частной компании S7 Space заняться созданием многоразовой ракеты-носителя. Чтобы как у Илона Маска. Вполне понятно, что подключение к разработке абсолютно новых людей привело к еще большему торможению проекта.
Читайте также
Война в Сирии: F-22 и F-35 нарвались на «Красуху-4» и сломались
Российские средства РЭБ парализуют американские истребители
Хочется верить, что несмотря ни на какие трудности, связанные как с внутренними кадровыми проблемами РКК «Энергия», так и с управленческими ошибками, корабль, который теперь называется «Орлом», все же будет создан. И пройдет все необходимы испытания. И на нем можно будет безопасно летать как минимум в ближний космос. Потому что конструкторскую школу ОКБ-1, которую создал Королев, до конца разрушить не удалось. Но есть вполне реальное опасение, что это произойдет позже, чем говорится в документе, раскрытом РИА «Новости».
Все-таки наша космическая отрасль загадочна и противоречива. Казалось бы, имеется достаточное количество КБ, институтов и предприятий, которые, конкурируя друг с другом, могли бы быстро и не слишком затратно создать прекрасный пилотируемый космический корабль. Как это происходит в США, где сразу три фирмы готовят для NASA свои многоразовые пилотируемые космические аппараты: Boeing — CST-100 Starliner, Lockheed Martin — Orion, SpaceX — Dragon 2. А космическое агентство выбирает лучший корабль. Но и неудачники не останутся внакладе — используют свои аппараты для коммерческих целей.
Но в России все иначе. Это видно по тому, что параллельная разработка сразу нескольких ракет-носителей не выявляет сильнейшего, поскольку главный критерий выбора — бюрократический. И это в лучшем случае. Наиболее характерный пример — «выбраковка» средней ракеты «Ангара-А3» и замена ее ракетой «Союз-5». Семейство «Ангара» — модульное, то есть технологичное в производстве и прогрессивное в концептуальном отношении. Все ракетные модули, из которых собирается «Ангара-А3» уже испытаны. Уже слетали легкая и тяжелая модели «Ангары».
В то же время «Союз-5» существует только в виде эскизного проекта, защита которого назначена на октябрь этого года. Нет и двигателей для этой ракеты, их разрабатывают к КБ Химавтоматики. Какова причина перехода на несуществующую ракету, которая по характеристикам практически не отличается от «Ангары-А3»? Умом «Роскосмос» не понять.
Космическая одиссея: Пентагон разругался с Конгрессом США из-за российских РД-180
Новости с орбиты: Собака после разлуки на год вспомнила вернувшегося с орбиты астронавта