То ли повезло российским богачам, попавшим под санкции Запада, чьи роскошные яхты, обнаружили на Мальдивах, в Индийском океане, то ли нет. С одной стороны, плохо, что обнаружили, зато места там хорошие, рыбные. Но подсуетилось агентство Reuters. Возможно, его корреспонденты теперь получат награду до $5 млн за помощь в обнаружении имущества и финансовых активов россиян? Правительство США обещало. Америка премирует за любую информацию, которая приведет к аресту и конфискации имущества наших богатых земляков за границей.
А на райских островах обнаружены целых шесть связанных с россиянами роскошных судов. Среди них и суперяхта экс-владельца угольно-энергетической компании СУЭК Андрея Мельниченко. Он быстро вышел из совета директоров принадлежащих ему компаний. Не помогло, яхту сразу отключили от системы определения местоположения GPS, как только Андрей Игоревич оказался в санкционном списке. Надо было ему на российский «ГЛОНАС» переключится.
Руководитель отдела продаж First Yacht Group, яхтенный брокер Константин Прибытков советует владельцам запримеченных на Мальдивах яхт обратить внимание на Турцию, которая объявила о своем нейтралитете:
— В ситуации на Мальдивах все зависит от юрисдикции и регистрации яхты. В каждом отдельном случае нужно смотреть, какой флаг у яхты, где ее регистрация. Как правило, на больших лодках красуются флаги офшорных государств, поскольку никто не хочет платить много налогов, вот и выбирают офшорную юрисдикцию. Это и Джерси, и Геренси, и остров Мэн, и Доминикана, и Панама, которая больше специализируется по коммерческим судам. Короче, вся экзотика, про которую вы в обычной жизни не слышите.
Читайте также
Конфискация: Запад вздрогнет, но и миру достанется
Экономические войны могут длиться долго
Регистрации подчиняются каким-то регистрам. Но владельцы больших лодок, как правило, старались не рисковать и регистрировали их в офшорах, так или иначе связанные с Британией. Делайте вывод, сейчас получилось, что если Британия ищет способы бороться с Россией, то ей несложно в аффилированных с ней офшорах узнать, кто истинный владелец лодки. Мальдивы тоже не будут противоречить, если появится указание из правительства Британии — задержать лодку.
«СП»: — Скорее всего шесть яхт российских владельцев стоят не у самой стенки в порту, а неподалеку от берега. Поэтому генеральный прокурор Мальдив Хусейн Шамим и оправдывается, что его людям непросто задержать или конфисковать яхты, если их владельцы не нарушали местные законы. Одно дело, когда они причалены канатом, а другое дело — маячат в где-то отдалении.
— Да, в двенадцатимильной экономической зоне. Тогда придется судно осаждать, до тех пор, пока на борту не кончатся припасы.
«СП»: — Задержание яхт российских богачей в Испании и Италии тоже произошло под влиянием британцев, или эта собственная инициатива этих стран?
— Там вступили в действие европейские документы. Я, честно говоря, по поводу запрета на бункерование — заправку судна топливом и моторными маслами, и вообще на заходы в европейские порты документ еще не видел. Но видимо, такой есть, документ по поводу захода в европейские порты.
«СП»: — Что на ваш взгляд можно посоветовать российским яхтсменам, чтобы освободить свои суда? Мне лично ничего в голову не приходит.
— Если судно находится в свободной экономической зоне государства, оно теперь не может пришвартоваться к берегу. Это простой случай — ситуация тяжелая, но из нее можно выйти, используя два варианта. Либо найти какой-то ближайший порт, который был бы нейтральным по отношению к российским владельцам.
И второе — по возможности попробовать сменить флаг, отправить запрос на отмену регистрации и выбрать другую страну. Есть ведь и другие офшоры, и просто страны, которые предлагают пригодные по налогам условия для регистрации лодки. Никто не может помешать отказаться от регистрации, которую вы добровольно совершили.
А для ареста имущества должно быть постановление суда — документ. Пока таких решений судов нет. Есть только блокада — не дают ни войти, ни выйти. Для того, чтобы появилось юридическое обременение, нужно основание.
Неслучайно сейчас у нас объявилось очень много граждан Израиля, неожиданно много, чуть ли не каждый второй — владеет яхтой. Израиль с точки зрения Европы, юридически — европейская страна. Участились случаи, когда лодки меняют владельцев. Вместо конечного бенефициара россиянина, появляется какой-нибудь бывший россиянин, ныне гражданин Израиля.
«СП»: — Предположим дело дойдет до того, что суды начнут не просто задерживать, конфисковать яхты и прочие богатства. Продадут другим хозяевам? А что они будет делать с приобретением? Им же будет затруднительно по морям и океанам путешествовать, поскольку бывший владелец тоже попытается как-то вернуть себе имущество, тоже подаст в суд.
— Вопрос в том, кто подаст и как долго будет этот суд идти? Если один суд примет решение о том, что конфисковать и продать имущество с торгов, то в этот же суд бывшему владельцу придется обращаться. Если он обратится в районный суд Басманного района Москвы, то судебное решение — не будет иметь силы во всем остальном мире. Ведь Мальдивы пока еще не присоединились к курортам Краснодарского края…
Финансовая гвардия Италии уже блокировала одну яхту, стоимостью полмиллиарда евро, предположительно, принадлежащую Андрею Мельниченко. Крупнейший в мире парусник с мотором находился у стенки в порту Триеста.
Испанское правительство — тоже не дремлет. Там задержали… еще одну яхту Мельниченко. Сколько же их у него? Может, врут и это совсем другой Мальниченко, фамилия-то распространенная.
Главный редактор интернет портала «Корабел ру» Николай Ивакин считает, что тема блокировки имущества наших богачей из того же разряда, что и телешоу про артистов на тему кто с кем спит:
— Мне это не интересно, а кому-то, наверное, нравится. Человек и яхту никогда в жизни не видел, но внимательно изучает — у какого богатея какую яхту отняли.
«СП»: — Однако яхты наших миллиардеров часто строятся по новым, высоким технологиям. Может быть, из-за этого они были бы интересны в России, а не за рубежом?
— Вы хорошо разбираетесь в кристаллах «Своровски»? Я — нет. Разных прибамбасов на этих яхтах может быть сколько угодно, но, в моем понимании, к реальной жизни они отношения не имеют. Какая нам разница, это яхта «с перламутровыми пуговками» или без них! Для меня и то и другое — просто морские суда. А для кого-то между ними — принципиальна разница.
Нет таких западных технологий, которые бы мы не знали, чего-то такого уникального. Есть технологии, которые мы не можем реализовать, потому, что нет станков, не покупали.
Читайте также
Кто покидает Родину в трудный момент
Эмигрантов предлагается не пускать обратно в Россию и лишать гражданства
Раньше было не интересно — проще купить готовое. Если стране нужно два автомобиля, разве вы будете строить ради них мощный автомобильный завод? Неверное, нет. Так и тут значительная часть сложного высокотехнологичного оборудования, которое мы закупаем за рубежом, принадлежит к той категории товаров, рынок по которым в нашей стране минимальный. Нам их не надо много. А выходить и отвоевывать рынки, которые формировались по полвека, и уже кем-то заняты, у нас — кишка тока.
Плюс надо заниматься тем, что мы никогда не делали и не умеем — сервисом. Мы можем сделать какую-то замечательную морскую лебедку или супердвигатель. Но только обслуживать его — придется на том заводе, где его изготовили. Если сломается за тысячу миль, придется буксировать на завод.
Так у нас на Севморпути однажды ледокол поломал винт. Пришлось возвращаться назад в Санкт-Петербург. Ни один док в мире, атомный ледокол принимать не хочет. О высоких технологиях можно рассказывать все что угодно. На самом деле идет процесс отлучения от рынка. Будем искать другие.
«СП»: — Значит все эти задержания — полная чепуха и можно не обращать внимания?
— Нет, не чепуха. Идет отъем денег везде, где только можно. Где не могут — просто гадят. Какой-то смысл в этом есть, но к корабельным делам — это все не имеет никакого отношения…
Напоминаем, что Евросоюз внес 13 российских предпринимателей в санкционный список. Всем запретили въезд на территорию ЕС, а их активы замораживают в случае обнаружения.
Некоторые уже заявили о намерении оспорить санкции и задержание яхт. Власти Германии конфисковали в Гамбурге 156-метровую яхту «Dilbar» стоимостью почти более полумиллиарда в долларах. Ее связывают с именем Алишера Усманова. Наши отрицают.
Под арестом много чего Европе и Британии: виллы, яхты и даже футбольный клуб «Челси». Говорят, что, по самым скромным прикидкам, общий ущерб уже превысил миллиард долларов. Да за половину этой суммы наши люди волоком бы приволокли все эти яхты на Рыбинское водохранилище.
Бизнес в России
Компания Booking выплатила в российский бюджет 1,3 миллиарда рублей штрафа
Зарплата в полмиллиона: названы самые высокооплачиваемые вакансии в РФ
Россия сформировала пул из 193 самолетов для полетов за рубеж
В Москве выросло производство лекарств
Все материалы по теме (1789)