
Материал комментируют:

Сейран Давтян
В семи российских регионах с начала учебного года 2025−2026 пройдет эксперимент по выставлению школьникам оценок за поведение, говорится в Telegram-канале Минпросвещения.
В нём примут участие 84 школы из Новгородской, Ярославской, Тульской и Ленинградской областей, а также из ЛНР, Чечни и Мордовии. Оценки за поведение будут выставлять классные руководители учащимся с первого по восьмой класс.
В апробации не задействованы выпускные классы, чтобы не провоцировать напряженность с учетом необходимости подготовки к экзаменам. В дальнейшем планируется распространить проект на всех обучающихся, — пояснила заместитель министра просвещения России Ольга Колударова.
Инициатива возвращения оценки по поведению обсуждалась на заседании Совета по правам человека с президентом Владимиром Путиным, который заявил, что не знал об отмене этой оценки и посоветовал, если возвращать, то «равноценной другим» и имеющей реальное влияние. Президент поручил до 1 июля рассмотреть мнение профессионалов и родителей, а с осени 2025 года по возможности начать апробацию в отдельных регионах.
Минпросвещения собирается всё тщательно проработать, найти понятные критерии и обсудить всё в экспертном сообществе. Хотя согласно опросу Superjob 59% россиян поддерживают возвращение оценки за поведение, 65% родителей, особенно отцы (среди которых 75%) согласны с инициативой. Среди учителей — одобрение доходит до 85%.
Правовед, отец троих детей и бывший педагог Сейран Давтян считает, что основной аргумент введения оценки за поведение — это необходимость «усмирить наглых» и восстановить авторитет учителя:
— Это, возможно, немного защитит педагогов, поскольку оценка послужить инструментом поддержки учителей и станет основанием для исключения при неудовлетворительном поведении. К тому же это может оказаться полезно для самих родителей, поскольку поможет в им осознать психологические проблемы у своего ребенка.
«СП»: Часть опрошенных опасается, что оценка за поведение — это инструмент давления на родителей или повод выдавить ученика на домашнее обучение…
— Не всё так просто, возможно, что возвращение оценок за поведение окажется показушной игрой, которая не повлияет на подростков, а станет поводом «уважения» для хулиганов из чувства противоречия.
При выведении оценки классные руководители должны учитывать мнение других педагогов по дисциплине, межличностному взаимодействию, социальной активности, правомерному поведению ученика. Эксперимент позволит оценить, будут ли такие оценки способствовать воспитанию, как повлияют на благовоспитанность школьников.
«СП»: Почему вообще вернули советское наследие?
— Это не совсем советская система. Оценки за поведение были введены в школах РСФСР не сразу, а в 1943—1944 годах с пятибалльной системой, где «5» за безупречное поведение, «3» — при серьезных нарушениях поведения, «2» — при угрозе исключения. По сути, тогда вернули систему, существовавшую в царской России. В 1970 году её упростили, оценивалось «примерное», «удовлетворительное» либо «неудовлетворительное» поведение. Оценка поведения была вовсе отменена «в процессе демократизации» 1989 году по письму Министерства образования РСФСР.
«СП»: И как это повлияет на благовоспитанность? Возможно ли, что повысится дисциплина и ответственность?
— По крайней мере в школе возобновляется ещё одна функция, учебный процесс расширяется, становясь ещё и воспитательным, о чем много говорили. Поддержка и защита педагогов тоже способствует созданию порядка и уважения в классе.
Но, возможно, и стресс усилится, давление на школьников, поскольку оценка воспримется как клеймо. Может произойти формализация воспитания, дети будут вести себя правильно «для оценки», а не из внутренней мотивации.
Есть риск «эффекта Голема», когда негативные ожидания обернутся самостоятельным ухудшением поведения детей, особенно если они маркируются как «плохие». Замечено такое психологическое явление, при котором у человека происходит снижение реальной эффективности. Этот феномен является разновидностью самосбывающегося пророчества и противоположен «эффекту Пигмалиона», когда человек стремится соответствовать положительным ожиданиям от его поведения.
«СП»: Возвращение оценки за поведение — это ответ на тревогу взрослых о дисциплине и авторитете учителя?
— Оно предлагается как инструмент воспитания, но требует тонкой проработки, ясных критериев и контроля, чтобы избежать снижения мотивации и чрезмерного давления на школьников. Его эффективность зависит от того, как намерения власти и учительского сообщества обретут форму на практике. Эксперимент покажет.
Модели оценивания предоставлены на выбор региона и школы, они могут быть двухуровневые зачёт-незачёт, трёхуровневые образцовое-удовлетворительное-неудовлетворительное или пятиуровневые от «отлично» до «совсем неудовлетворительно».
Если нужна минимизация конфликта и быстрый старт, то проще всего взять двухуровневую модель с порогами и обязательным комментарием. Это снижает цену ошибки и субъективность. Больше дифференциации дает трёхуровневая, она как в Чехии, понятная, и экономная в администрировании.
Пятиуровневая, как подсказывает опыт Германии, эффективна только при наличии подробных рубрик и возможности апелляций, иначе растёт субъективность оценок. Для пересмотра оценки должна быть короткая процедура, например, после заявление родителя или самого ученика, с разбором комиссией и вынесением решение в течение пяти рабочих дней.
В ФРГ вообще оценка за поведения видна работодателям, хотя исследования показывают, что какого-то заметного влияния на дальнейший успех она не дает, считает эксперт…
В мире наработан опыт развивающей обратной связи, когда к «незачёту» или низкой отметке должен прилагаться план коррекции поведения ученика.
Вообще школьная оценка по поведению существует в Польше, Чехии, Германии, Франции, в Индии и Сингапуре. В школах некоторых других стран, таких как Финляндия, нет формальной оценки поведения учащихся, вместо этого применяется система, ориентированная на развитие и поддержку, а не на оценивание отдельных проступков. Многие школы по всему миру, включая Великобританию и США, также не ставят оценки за поведение, сосредотачиваясь на поощрении позитивного поведения.
Базовые критерии, озвученные нашим Минпросвещения: дисциплина, нормы общения со сверстниками и взрослыми, социальная активность и правомерное поведение; подчёркнут принцип объективности. Оценку выставляет классный руководитель с учётом мнения учителей-предметников и администрации.
Критерии при проставлении оценок по поведению это своего рода каркас, дисциплина, посещаемость, уважение, безопасное общение, ответственность, то есть выполнение поручений, своевременность, вклад в жизнь класса и школы, правомерность поведения. Эти понятия уже упомянуты Минпросвещения.
Для младших классов, наверное, будет короткая шкала оценки поведения, а для средних — пошаговая система, что называется, «управления репутацией», где «минус» за нарушение может быть компенсирован «плюсом» за полезные дела, как это происходит и в Польше, и в Сингапуре. Ну или как в «Гарри Поттере» рейтинговали факультеты — за что-то баллы снимаются, за что-то начисляются.
Снизит субъективность при выставлении оценок коллегиальность, когда базовую оценку ставит классный руководитель, но решение подтверждает совет из 2−3 учителей плюс завуч или директор. Вообще всё должно быть максимально прозрачно.
Из зарубежного опыта следует, что лучше работают позитивные стимулы, такие как доступ к стипендиям, грамотам, к званию «лидер класса», как во Франции при хорошем, примерном поведении — и наоборот, ограничение при плохом. А вот включение отметки за поведение в средний балл лучше проводить с осторожностью, поскольку немецкие исследования показывают, что её прогностическая ценность, как мы уже сказали, довольно мала.




