Сейчас сочинский аэропорт «Адлер» работает в штатном режиме. Большинство рейсов выполняются по расписанию. И все равно, даже издалека чувствуется, «что-то произошло». Например, задерживаются на прилет рейсы из Москвы. На информационном табло я насчитал четыре таких. Перед зданием аэровокзала дежурят автомобили «скорой помощи», чуть дальше в районе старого здания сочинского аэропорта машина военной комендатуры. Хотя и это вам не скажет о трагедии.
Надо понимать: воздушная гавань курорта Сочи состоит как бы из нескольких частей. Главная — это общедоступные залы «вылета и прилета» внутрироссийских авиалиний, отдельно правительственная, международная и «военная часть» аэропорта, куда доступ закрыт и, видимо, именно с этой стоянки начинал выруливать на взлетную полосу разбившийся самолет Ту-154 Министерства обороны, летевший в Сирию.
Вообще, взлет из сочинского аэропорта все авиалайнеры совершают только в сторону моря, ибо с другой стороны к аэропорту подступают горы. Когда самолет производит взлет, то буквально через несколько минут полет начинается над водной поверхностью, где авиалайнеры делают разворот и встают на курс, задевая даже территориальные воды Абхазии, граница с которой проходит примерно в десяти километрах от аэропорта «Адлер». Так было и в этот раз…
Одна моя знакомая, жительница Адлера Людмила Самойлова, утром 25 декабря была на работе. Над местом, где она трудится, самолеты заходят на посадку и совершают взлет. Людмила Андреевна рассказывает, что ничего особенного этим утром не слышала, не было никаких хлопков или еще чего-то необычного. Все как всегда — взлет, посадка. Это теперь слышно и видно, как над местом катастрофы кружат вертолеты и с берега видно, как работают поисково-спасательные суда, которые бросили якоря в районе места падения самолета. А вот в минуту падения было тихо…
Информация о том, на какой глубине нашли обломки самолета, разнится. По одним данным, это 50−70 метров, по другим - 110 метров, и если так, то подводным работам может мешать сероводород.
Стоит вспомнить, что это не первая катастрофа в районе сочинского аэропорта.
В 1972 году прошлого века при взлете в море упал самолет Ил-18. Обломки авиалайнера поднять не удалось, ибо он застрял на глубине больше ста метров, между двумя подводными скалами. Случилось это в море напротив поселка Кудепста. Еще одна трагедия произошла в 2006 году с самолетом А-320, рейса Ереван-Сочи, который заходил на посадку в ночь со 3-го на 3-е мая в сложных погодных условиях. В обоих случаях все пассажиры и члены экипажа погибли.
Вспоминают в Сочи еще одно происшествие с самолетом Ил-18, который прекратил взлет из-за неполадок в двигателях, выкатился за пределы ВВП, но, тем не менее, избежал взлета в аварийном режиме…
В первые часы после катастрофы в аэропорту я слышал также версии и о том, что самолет мог зацепиться за гору. Однако это были лишь версии в условиях отсутствия информации. Сейчас больше всего в Сочи говорят о том, как будут помогать родственникам погибших.
В медицинском пункте сочинского аэропорта открыт пункт по оказанию медицинской и психологической помощи родственникам погибших. На табличке перед медпунктом опубликован телефон местной «горячей линии»: 8(862)2−61−55−54, 8(862) 2−61−57−60.
На информационной стойке аэропорта сотрудники в любую минуту готовы дать информацию куда обращаться, когда в аэропорту появятся родственники погибших.
Понятно, что расследованием причин происшествия занимается комиссия Министерства обороны и Минтранса, создана по распоряжению президента специальная комиссия. Дано распоряжение поиски погибших и обломков самолета вести круглосуточно, даже в ночное время и непогоду.
Фотографии с места падения самолета ТУ-154 Минобороны РФ у побережья СочиОкончательные причины катастрофы определят специалисты. Но сейчас многие в Сочи уверены, что трагедии можно было избежать, если бы военный борт производил дозаправку не в аэропорту Сочи. Уже известно, что и сегодня он это был должен делать в Моздоке, но из-за непогоды его повернули в аэропорт Адлер. Стоит вспомнить, что в советские времена на территории Абхазии в районе местечка Гудаута существовал военный аэродром. Наверняка, во время операции российских ВКС в Сирии о нем не раз вспоминали, как о возможном аэродроме подскока. И если бы дозаправка проводилась тоже в этом аэропорту, трагедии, возможно, не случилось. Абхазия, к слову, уже присоединилась к поискам обломков, и будет оказывать всяческую помощь.
Впрочем, сами работники порта сегодня даже на условиях анонимности стараются ничего не говорить. Известно, что изъята все документация, взяты на анализ образцы топлива, которым заправляли ТУ-154. Выводы будут сделаны позже.
Когда я уезжал из сочинского аэропорта, воздушная гавань работала как обычно, в штатном режиме. Конечно, люди знают о том, что произошло. Сотрудники аэропорта, медики, психологи встречают родственников погибших.
В Сочи уже создан оперативный штаб. Всех прибывающих размещают в санатории «Аврора». С завтрашнего дня в Сочи начнется тяжелая процедура опознания. Уже обнаружено около десяти погибших пассажиров. Завтра, 26 декабря, в стране объявлен траур по погибшим. В Сочи траурные дни продлятся гораздо дольше.
P.S. Глубокие соболезнования родственникам погибших выразило посольство КНР в Москве. Китайское диппредставительство просит передать слова утешения родственникам и друзьям погибших. В письме, которое поступило в «Свободную прессу», отмечается, что в Китае хорошо знают об ансамбле им. Александрова и ценят его вклад в активизацию культурного обмена между обеими странами.
Сочи