После того, как 11 февраля, пятеро мужчин в Саратове попытались изнасиловать приехавшую по вызову 27-летнюю женщину-фельдшера, в регионе решено было оборудовать скорые тревожными кнопками. Медперсоналу машин скорой помощи дано указание подниматься в квартиры только вдвоем или втроем. Неизвестно пока, осуществимо ли это указание на практике в Саратовской области, но во многих регионах России из-за проехавшейся по всему здравоохранению оптимизации часто только один фельдшер в скорой и приезжает. Что делать, чтобы обезопасить спасающих жизни сотрудников службы скорой помощи по всей России?
Развлечение по вызову
Случай в Саратове — один из многих резонансных нападений на медиков за последние дни. Но этот дикий случай, действительно, нечто из ряда вон. Пятеро выпивших молодчиков, не имея, видимо, денег на девиц «с пониженной социальной ответственностью», вызвали якобы из-за гипертонического криза у одного из парней скорую. Там ведь сейчас в основном женщины работают. Часто ходят на вызовы одни, потому что врачей не хватает. Каждый заход в незнакомую квартиру, вот такая лотерея: на кого нарвешься.
Когда девушка-фельдшер зашла в квартиру, за ней сразу закрыли на ключ дверь и начали приставать, заявив, что «просто так из квартиры ее не выпустят». И предложили … раздеться. Фельдшеру удалось вырваться из рук молодых людей и быстро закрыться в ванной комнате. Оттуда она позвонила диспетчеру, а та уже — в полицию. Пока полицейские добирались до места происшествия, мнимые «больные» пытались выломать дверь в ванную и угрожали медику. В итоге ей пришлось выйти из ванны, и только своевременное прибытие стражей порядка спасло молодую женщину от надругательства.
Сейчас с девушкой-фельдшером работают психологи, она находится в тяжелом эмоциональном состоянии. И неизвестно, выйдет ли она снова на такую опасную работу.
Поскольку сразу пострадавшей девушке не предложили заявить на всех пятерых молодчиков, что были в квартире, впоследствии задержать удалось только троих. Сейчас троим фигурантам уголовного дела, возбужденного по факту приставания к фельдшеру скорой в Саратове, следствие предъявило обвинение. Региональное Управление СК РФ возбудило уголовное дело по двум статьям УК РФ: «Незаконное лишение свободы» и «Покушение на изнасилование».
«В связи с участившимися случаями нападения на медицинских работников по поручению Александра Бастрыкина региональные подразделения СК России должны незамедлительно реагировать на любые случаи воспрепятствования деятельности медиков, тщательно проверяя все обстоятельства и поводы, послужившие основанием для недолжного поведения граждан, посягающих на людей, которые каждый день спасают человеческие жизни», — сообщается на сайте СК РФ.
Обычно штрафы за нападение на медиков, за избиение врачей скорой помощи, приехавших на вызов, суды выносят пустяковые.
Вот в Волгограде, как рассказал в своем блоге «Волгоградская скорая помощь. Взгляд изнутри» врач анестизиолог-реаниматолог, председатель профсоюза работников скорой помощи «Действие» Михаил Николаев, в ноябре 2016 года на его бригаду напали двое пьяных парней. Михаил подал в суд. Итог: «Решением суда эти парни признаны виновными. Назначен штраф в размере 1000 рублей каждому».
Что такое тысяча рублей, учитывая, что нападения на врачей иногда заканчиваются не просто избиениями, а ножевыми ранениями или вовсе убийством?
В Санкт-Петербурге в центре города 17 января видеорегистраторы зафиксировали, как 45-летний мужчина, водитель Mercedes, с ножом в руке атакует бригаду скорой, угрожая водителю убийством. Машина с медиками видите ли, не уступила ему дорогу.
В Самаре прямо в приемном покое врача, который накладывал гипс девушке, сломавшей ногу, избили шваброй ее пьяные друзья. У медика — сотрясение мозга, пришлось накладывать швы на раны.
В Иркутске бригаду скорой специально выслеживали, после того, как врач на вызове отпустил замечание по поводу неосторожного вождения пациента, а затем злоумышленники нанесли врачу ножевое ранение в поясницу, а сотрудникам его бригады поломали кости.
Этот список можно продолжать. Это — только недавние происшествия. Кто будет работать в скорой помощи, если врачей не начнут, наконец, защищать?
«Бесправность врачей культивируется государством»
Преподаватель ВолгГМУ, кафедры амбулаторной и скорой медицинской помощи, Анатолий Белоглазов, сам большую часть жизни проработавший врачом скорой, рассказывает:
— Нападения на врачей скорой помощи были всегда, сейчас просто, благодаря СМИ, об этом стало больше известно. Один газовый пистолет на все бригады был у нас в диспетчерской в 90-е годы, висел на стене. Никто его так и не снял. Перестрелка в «лихие 90-е», нам звонок из РОВД: «Вы поезжайте. Посмотрите, что там. А мы, если что, потом подтянемся…». Я не шучу, это реальный случай из моей практики. И ни разу на моей памяти администрация Минздрава или службы скорой помощи не защитила ни одну бригаду, ни одного врача, хотя случаев нападения на медиков и было, и есть предостаточно. Почему-то у нас в стране вообще сложилось мнение, что врачи скорой обязаны сами справляться с дебоширами, входить в горящие избы и всех укрощать.
Защиты у врачей скорой нет никакой абсолютно. И это культивируется государством. Когда мы сами, врачи, поднимали вопрос на мероприятиях с участием чиновников: «Почему это силовые структуры, которые имеют при себе оружие, защищает закон, например, нападения на полицейского — серьезное преступление, а мы, врачи скорых, бесправны и никак не защищены законом», знаете какой ответ нам давали? «Вы же клятву Гиппократа давали!». Да, давали. Но это не значит, что мы не против избиений и изнасилований во время рабочего процесса!
За рубежом, добавляет Белоглазов, нападение на врача скорой помощи приравнено к нападению на полицейского при исполнении. Это — автоматически уголовное дело, а затем — большой срок. И без вариантов. Без ссылок на: «Я был в шоке», «Я был в состоянии аффекта» и т. п. Почему у нас власти об этом только говорят после очередного громкого нападения на врачей, но никак не введут это в законодательство?
Дефицит кадров создается искусственно
Что делать? Вооружить всех врачей скорых пистолетами, электрошокерами и другими средствами защиты?
— Я бы взял только перцовый баллончик, — признается мирный по натуре врач скорой помощи Волгограда Владимир Дроботов. — И то, не везде его распылишь. А если в квартире дети? Надо все-таки защитить врачей законодательно, как и прочих «слуг государевых»…
8 февраля в ходе совместного заседания профильных комиссий Мосгордумы депутат Владимир Платонов заявил, что участившиеся факты нападений на врачей скорой помощи могут быть связаны с ликвидацией сети вытрезвителей по всей стране. По статистике, в одной только Москве ежегодно фиксируется более 200 случаев нападения на медиков скорой. Но если б на врачей поднимали руку только пьяные!
А сколько вообще неадекватных личностей, которые считают себя вправе плевать врачам в лицо, таскать их за волосы и т. п. Не говоря уж о наркоманах. Те, правда, говорят сами врачи, нападают вовсе не на медиков. Наркоманы в момент нападения просто видят перед собой то зомби, то ужасное чудовище из параллельной вселенной. Но врачам, которые рискуют быть покалеченными или убитыми на месте работы, от этого не легче. Может, действительно, надо ради безопасности ходить на вызовы по двое?
Но как это сделать при существующем дефиците кадров в службах скорой помощи? В том же Волгограде, судя по блогу лидера профсоюзов работников скорой «Действие» Михаила Николаева, областной службе скорой помощи нужны еще минимум 46 врачей и 47 фельдшеров.
— Дефицит кадров — дело решаемое, — уверен преподаватель кафедры амбулаторной и скорой помощи Волгоградского государственного медицинского университета Анатолий Белоглазов. — Можно начать обучать новые кадры, и уже через три года у нас будут фельдшеры скорой. Все упирается в финансы. И в пресловутую «оптимизацию» в здравоохранении. Вот в 2006 году, когда нам в Волгоград дали 40 новых машин я задал вопрос: «Кто на них ездить будет? Если не измените штатное расписание, машины будут стоять пустыми!». В итоге в штатное расписание тогда было добавлено 50 фельдшерских единиц, но ни одной врачебной. Что, конечно, нехорошо для пациентов. Я — врач, когда работал на скорой, ненавидел вызовы с подписью «по распоряжению главного врача». Почему это к главе района или к депутату должен ехать хороший врач и полностью укомплектованная бригада, а к «рядовым смертным» машина, в которой один фельдшер?
Давайте прекратим «оптимизацию», полностью укомплектуем бригады и, одним махом решим и проблему безопасности врачей скорой помощи, и проблему не успевших на срочный вызов неотложек!