Сегодня, 21 апреля суд Сиэтла вынесет приговор по нашумевшему делу Романа Селезнева — сына депутата Государственной думы Российской Федерации от фракции ЛДПР Валерия Селезнева. Таким образом, завершится судебный процесс, продолжающийся полтора года — с конца 2015 года.
Арест на Мальдивах напоминал похищение
Напомним, что 30-летний (на момент ареста) сын российского депутата Роман Селезнев был задержан летом 2014 года на Мальдивских островах. Как стало известно впоследствии, Секретная служба США начала разработку гражданина России, предположительно занимавшегося компьютерным взломом, почти десятилетие назад. В мае 2009 года американские спецслужбы связались с их российскими коллегами и сообщили им онлайн-псевдонимы подозреваемого. Однако, вскоре ник nCuX навсегда исчез из глобальной паутины.
Задержали Романа лишь через пять лет после обращения Секретной службы. Поскольку Мальдивские острова, маленькое государство в Южной Азии, не имеет договора с Соединенными Штатами об экстрадиции преступников, американский Госдепартамент направил руководству Мальдивских островов письмо с просьбой задержать Селезнева в соответствии с мальдивским законодательством, но по американскому ордеру на арест. Селезнев был арестован в аэропорту столицы страны города Мале. Его сразу же передали в руки американских агентов и вывезли сначала на остров Гуам, где поместили в тюрьму американской базы, а затем в США.
«Гуманитария» обвинили в хакерстве
Сразу же после того, как стало известно о задержании российского гражданина, на его защиту первым делом встали родственники. Депутат Валерий Селезнев сравнил арест сына с похищением и охарактеризовал его как чудовищную ошибку. По словам близких, Роман не мог быть хакером, поскольку владел компьютером на самом обычном пользовательском уровне и был скорее гуманитарием, чем технарём. Однако, доводы родственников, разумеется, не могли повлиять на американское правосудие.
Окружной федеральный суд Западного округа в г. Сиэтл (штат Вашингтон) обвинил Романа Селезнева в хакерском взломе системы точек розничных продаж по всей территории Соединенных Штатов Америки. По мнению суда, преступления совершались Селезневым в период с 2009 по 2011 гг. 25 августа 2016 суд присяжных окружного суда в Сиэтле признал Романа Селезнёва виновным во взломе компьютерных систем и краже информации о кредитных картах с ее последующей продажей на общую сумму 170 млн долларов. Присяжные заседатели сочли, что вина Селезнева доказана по 38 из 40 эпизодов.
В России задержание Романа Селезнева было справедливо воспринято как очередная демонстрация недружелюбия и решительности с американской стороны. Роман Селезнев встал в один ряд с другими знаменитыми россиянами, оказавшимися в американской тюрьме — с Виктором Бутом и Константином Ярошенко. Российским дипломатам так и не удалось добиться экстрадиции Селезнева в Россию — и, судя по всему, во многом именно из-за того, что дело Селезнева приняло политический подтекст. Во-первых, он был схвачен на Мальдивах в разгар конфликта на Украине и вскоре после воссоединения Крыма с Россией. Во-вторых, отец Романа — депутат Госдумы, да еще от партии ЛДПР, известной своей риторикой в адрес США.
В последние годы задержания россиян с целью их выдачи в США стали печальной реальностью. Мы уже писали об арестованных в Испании программистах Станиславе Лисове из Таганрога и Петре Левашове из Санкт-Петербурга. В настоящее время над ними навис «дамоклов меч» экстрадиции в Соединенные Штаты, чего очень опасаются родственники россиян.
Детектив Асланян: «В США — очень жесткие законы о киберпреступности»
Как рассказал «Свободной прессе» известный частный детектив Эрнест Асланян, законы в отношении киберпреступников в США весьма суровые. — Соединенные Штаты имеют одно из самых жестких в мире законодательств в отношении борьбы с преступностью в сфере информационных технологий, — рассказывает Эрнест Асланян. Например, за хищение интеллектуальной собственности с помощью высоких технологий могут дать до 20 лет лишения свободы, а за проникновение в базы американских транспортных, энергетических и прочих служб — до 30 лет без права досрочного выхода на свободу. Надо еще помнить о том, что в США действует принцип сложения сроков по разным преступлениям, поэтому по нескольким статьям можно получить вплоть до ста лет лишения свободы.
«СП» —: Кстати, как обстоят в этом плане дела в России?
— До недавнего времени у нас было несравнимо более либеральное законодательство в плане наказаний за киберпреступность, но в последние года два постоянно ведутся разговоры об его ужесточении. Этот вопрос обсуждается многими политиками, юристами и не исключено, что и в РФ хакеров будут карать достаточно строго.
«СП»: — Какой может быть приговор в отношении Романа Селезнева и какая реакция на него может последовать?
— Теоретически россиянину может грозить тюремное заключение вплоть до пожизненного лишения свободы. Называется и другая цифра возможного срока — 34 года. Это огромный срок, фактически — вся жизнь для 32-летнего Романа. Но, конечно, решит суд. Что касается каких-либо последствий для США, то не думаю, что они будут. Немало россиян получают в США серьезные сроки лишения свободы и к каким-либо последствиям, кроме положенной в таких случаях реакции дипломатов, это не приводит.
«СП»: — Проблема задержания россиян американскими спецслужбами актуальна? Много таких случаев?
— Таких случаев в последние годы достаточно много. Десятки российских граждан находятся в американских тюрьмах по обвинениям в совершении киберпреступлений, некоторых уже осудили. Например, Александр Панин получил 9,5 лет лишения свободы. Несколько молодых россиян были арестованы год назад — их тоже обвиняют в кибермошенничестве (Речь идет об аресте 29-летнего Тимура Сафина, 34-летнего Дмитрия Федосеева, 33-летней Ирины Федосеевой и 22-летней Кристины Герасимовой — примечание «СП»). 15 июля 2016 года в Таиланде был задержан россиянин Дмитрий Украинский — это тоже достаточно громкое дело.
«СП»: — В других странах россиян тоже задерживают?
— В основном, по запросам США. Но сейчас тема «русских хакеров» стала раскручиваться в странах Евросоюза. Там в свете выборов в Германии и Франции очень боятся «иностранного вмешательства». То есть, речь идет не о борьбе с кибермошенничеством, а скорее о «политическом хакерстве».
Прокурор запросил для Романа тридцать лет тюрьмы
Однако, в 2016 году стало известно, что прокуратура предлагала Роману в обмен на признательные показания обеспечить ему в два раза менее строгий приговор — 17 лет лишения свободы. Вначале Селезнев от этого предложения прокуратуры отказывался. Как раз шла предвыборная кампания Дональда Трампа и существовали надежды на нормализацию отношений с Россией, следствием которой и могла быть выдача Селезнева на родину. Но, как оказалось, эти надежды были тщетными. Отношения между двумя странами остаются крайне напряженными, а американское правосудие не столь зависимо от исполнительной власти.
На днях стало известно, что Роман Селезнев все же дал признательные показания, изложив в 11-страничном письме на английском языке обстоятельства дела и раскаяние в содеянном. Но, несмотря на то, что Роман официально признался в преступлении, прокурор все равно запросил у суда назначить молодому россиянину 30-летний срок лишения свободы. Не исключено, что признательные показания были выбиты под пытками. По крайней мере, об этом говорил отец Романа Валерий Селезнев уже в апреле 2017 года.
«Хакерофобия» заразна
Вслед за США истерической боязнью русских хакеров заразилась и Европа. Правда, там больше боятся не кибермошенников, а программистов, способных вмешаться в ход выборов в Германии и Франции. Об этом уже не раз заявляли многие европейские политики, включая и высокопоставленных персон Евросоюза. Еврокомиссар по вопросам безопасности сэр Джулиан Кинг не преминул заявить, что различные институты Европейского союза подвергаются мощным атакам хакеров из различных точек.
Имея столь страшный жупел в лице «русских хакеров», властям и США, и стран Евросоюза очень просто объяснять и «неправильный» выбор своих граждан, и, возможно, просто опротестовать итоги непонравившегося волеизъявления — мол, они сфальсифицированы киберпреступниками. Поэтому можно лишь предсказать, что модная в последнее время тема российской киберугрозы будет и далее активно раскручиваться и американскими, и европейскими политиками.