Во вторник, 23 мая, британский премьер Тереза Мэй проведет заседание чрезвычайного правительственного комитета COBRA — высшего органа Великобритании по безопасности. Если информация о характере взрыва подтвердится (а она, скорее всего, подтвердится, тем более, что в ИГИЛ* уже взяли ответственность за теракт), трагедия в Манчестере станет крупнейшим терактом в Великобритании с 2005 года, когда в результате серии взрывов в лондонском метро погибли 52 человека.
О взрыве в Манчестере имеются противоречивые сведения. По первоначальной информации, взрывное устройство сработало в фойе стадиона рядом с билетными кассами. Однако потом представители «Манчестер-арены» пояснили, что инцидент произошел за пределами концертной площадки. Источники в американских спецслужбах заявили Reuters, что привести бомбу в действие мог террорист-смертник.
Заметим: это уже второй за текущий год теракт в Соединенном Королевстве. 22 марта в Лондоне, на Вестминстерском мосту, грузовик выехал на тротуар и насмерть сбил несколько человек. После этого водитель выскочил из салона, вооруженный клинком длиной около 20 сантиметров, попытался прорваться в парламент и ранил полицейского. Преступника застрелили.
То, что Британия стала мишенью террористов, удивления не вызывает. По мере раскручивания маховика войны на Ближнем Востоке, в ЕС выплескивалось все больше беженцев, многие из которых были в прошлом боевиками, а в Европе стали пособниками террористов.
Масла в огонь, по всей видимости, подлило то обстоятельство, что после терактов в Париже, Брюсселе, Берлине и том же Лондоне последовали жесткие действия силовых структур в отношении мигрантов. Это еще больше настроило боевиков на противостояние. На этой волне вероятность проведения терактов в Европе только возрастает.
Теракт в Манчестере может иметь и политические последствия. Через две недели в Великобритании запланированы досрочные парламентские выборы, однако пока что правящая партия консерваторов во главе с Терезой Мэй прерывает предвыборную кампанию — об этом премьер заявила в ночь на вторник. С аналогичным заявлением выступил и лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин.
Что стоит за взрывом «Манчестер-арены», чем ответит на эту акцию Лондон?
— Трагедия в Манчестере — это очередной теракт на территории страны, которая активно участвует в борьбе против «Исламского государства», — считает вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов. — Закон действия и противодействия, к сожалению, никто не отменял. И надо понимать: если вы атакуете врага на его территории, он будет стремиться отомстить вам уже на вашей земле. В этом смысле теракт в Манчестере стоит в одном ряду с акциями боевиков в Париже, Брюсселе, Берлине и Санкт-Петербурге.
В теории возможна и другая версия: что за взрывом стоят интересы определенных политических кругов в Британии накануне парламентских выборов, и что противники Терезы Мэй, придав акции почерк теракта, пытаются разыграть карту против консерваторов. В теории, повторюсь, в политике такое возможно. Однако в данном случае эта версия представляется маловероятной.
«СП»: — Почему боевики выбрали местом теракта именно Манчестер?
— Выбрано было место большого скопления людей. Стадион, с точки зрения террористов, удобен тем, что даже небольшой взрыв способен вызвать панику и давку, и эту панику зафиксируют многочисленные камеры наблюдения. Записи с камер в этом случае наверняка попадут в СМИ, посеют страх и отчаянье в душах людей, и заставят их сомневаться в правильности действий властей своей страны, в том числе, на международной арене. А именно этого террористы и добиваются.
Обращает на себя внимание следующий факт: взрыв произошел не на самом стадионе, а в скоплении людей возле вестибюля на выходе. Смертнику, чтобы исполнить теракт, не пришлось даже проходить сквозь рамки металлоискателей и другие средства технического контроля, которыми наверняка была оборудована «Манчестер-арена».
Вывод напрашивается простой: никакие технические средства контроля, которыми власти обычно пытаются оснастить вокзалы, аэровокзалы, станции метро, а также места проведения массовых мероприятий, не гарантируют защиту от теракта.
На деле, большое скопление людей террорист всегда сможет найти. Плюс к тому, технологии производства взрывчатых средств не стоят на месте. Нынешние средства обнаружения взрывчатки могут за этими технологиями просто не поспевать, и миллиарды долларов, которые сегодня вкладывают в «рамки» и различные детекторы, окажутся выброшенными на ветер.
В Манчестере во время концерта известной певицы произошел мощный взрыв«СП»: — Считается, что главное для предотвращения терактов — хорошо поставленная агентурная работа. В Британии сильные спецслужбы, почему они не отследили террориста?
— Первый и главный уровень борьбы с терроризмом — это не создавать такую угрозу. Чем меньше противников у страны, тем меньше людей, которые занимаются подготовкой к проведению терактов на ее территории.
Второй уровень — как раз широкая агентурная сеть. Чем она более разветвленная, тем лучше. В идеале, сеть должна охватывать все гражданское общество, чтобы спецслужбы могли знать о настроениях всех людей. Бывают ситуации, когда человека никто не готовит к теракту, но он сам, по личным мотивам, либо врезается в толпу на автомобиле, либо нападает на посетителей торгового центра с ножом. Если агентурная сеть достаточно плотная, она позволяет вычислить и таких одиночек.
Наконец, есть третий уровень противодействия. Дело в том, что за всеми терактами, связанными со взрывами, стоят группы подготовки исполнителя акции. Поэтому в реальной жизни одна из задач спецслужб — обнаруживать такие группы, в том числе вычисляя каналы их финансирования, и блокировать готовящиеся акции на самой ранней стадии.
Британские спецслужбы хорошо умеют это делать. Но проблема Великобритании — и ЕС в целом — что задача борьбы с терроризмом не решается на уровне номер один. Желающих отомстить Европе за войну на Ближнем Востоке слишком много, и слишком много имеется людей, готовых финансировать террористическую войну против Запада.
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.