Такое заявление сделал чеченский лидер после вчерашнего теракта в Лондоне. Идеи ввести подобные жесткие ограничения для российских туристов появлялись после каждой вылазки боевиков — в Париже, Брюсселе, Ницце… Но дальше «кабинетных» обсуждений дело не шло. Что может измениться сейчас, разбиралась «Свободная пресса».
ИГИЛ* нанесло двойной удар по Европе
Вчера ночью в Лондоне произошел двойной теракт, в результате которого погибли семеро мирных жителей и еще более полусотни — ранены. Это уже третья террористическая вылазка в Великобритании за последние три месяца: 22 марта около здания парламента 52-летний Халид Масуд на машине протаранил толпу прохожих и полицейских (пятеро погибших), а 22 мая смертник 22-летний смертник Салман Абеди взорвался на концерте в Манчестере (22 погибших).
Полиция, которая после теракта в Манчестере была переведена на усиленный режим несения службы, сразу после теракта на Лондон-бридж ликвидировала всех нападавших. Владимир Путин был одним из первых мировых лидеров, которые выразили слова поддержки жителям Лондона. Ну а чеченский лидер Рамзан Кадыров в своем канале в Telegram обвинил в терактах самих европейских политиков.
По мнению Кадырова, к «внутреннему хаосу» в странах Евросоюза привело «страстное желание указывать России». Чеченский лидер потребовал от руководителей западных стран обеспечить безопасность своих граждан и иностранных туристов. А пока этого не произошло, как написал Кадыров, он рекомендует всем жителям Чечни максимально ограничить свои поездки в Европу ради их же безопасности.
Подобные предложения из уст высокопоставленных российских политиков звучат после каждого крупного теракта в Европе. Так, после нападения на Париж в ноябре 2015 года, жертвами которого стали 130 человек, депутат Госдумы, зампред Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, а также руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев предложил ввести для россиян выездные визы. По убеждению депутата, при выдаче такой визы спецслужбы обязаны подробно объяснить желающим выехать за рубеж, что они рискуют своим здоровьем и жизнью.
Российского туриста уже ничем не испугаешь?!
Предложение Соловьева вызвало бурное обсуждение в обществе, но осталось лишь его личной позицией. Ростуризм и МИД заявили, что не видят оснований для введения столь жестких ограничений. А Совет Федерации после теракта в Париже ограничился рекомендациями для россиян отмечать новогодние праздники дома, в России, а не ехать в европейские столицы.
Новая серия предложений ограничить россиянам туристические поездки в Европу пришлась на весну 2016 года, после нападения террористов на Брюссель. Руководитель Ростуризма Олег Сафронов раскритиковал позицию многих европейских стран, которые завлекают российских туристов, обещая им высокий уровень безопасности: «Очень многие страны заинтересованы в том, чтобы те наши туристы, которые не поедут в Турцию и Египет, чтобы они приезжали к ним. Это объяснимо, так как наши туристы являются одними из самых выгодных туристов в мире, что подтверждается разными статистическими обзорами… Но я боюсь, что это не гарантии, а скорее, желание гарантировать безопасность», — заявил Сафронов.
После теракта в Брюсселе даже Госдепартамент США выступил с жесткой позицией по поводу безопасности американских туристов в Европе: дипломаты рекомендовали путешественникам избегать общественного транспорта, проявлять бдительность в общественных местах и местах массового скопления людей. По данным Госдепа, целью атак «Исламского государства» * могли быть крупные спортивные мероприятия, туристические достопримечательности, рестораны и транспорт по всей Европе.
«Кадыров разошелся в позициях с Путиным»
Как показывает опыт, российский турист невосприимчив к любым подобным ограничениям и всегда пытается обойти их. Скажем, после введения в ноябре 2015 года запрета на полеты в Египет (после подрыва чартерного самолета NordWind над Синайским полуостровом) россияне принялись искать возможность добраться до египетских курортов на поезде или через третьи страны (например, через Белоруссию).
В том, что предложение Рамзана Кадырова по ограничению выезда российских туристов вообще будет реализовано, сомневается научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, который высказал свое мнение в интервью «Свободной прессе».
— В некоторых российских регионах тоже случаются теракты, следует ли из этого, что туда нужно запрещать въезд?! Заявления Кремля по отношению к терактам в Западной Европе всегда сочувственные: мол, мы в одной лодке, давайте сотрудничать в борьбе с терроризмом.
Кадыров в данном случае уловил антиевропейский дух некоторых публицистов, но Кремль давно дистанцируется от этого духа. Кадыров неудачно (потому что вышло грубо) пытался воспроизвести Дмитрия Киселева, а не Путина.
Вообще публичный политик должен уметь выступать в разных эмоциональных регистрах. Кадырова подводит то, что у него регистр один, он всегда брутален, по любому поводу.
«Уверен, спецслужбы терактов не допустят»
Если Россия все же решится на введение ограничений на выезд туристов, то аналогичные запреты на посещение своими гражданами России могут ввести и другие страны. Тем более на фоне того, что сейчас террористы внутри нашей страны, по данным ФСБ, все усилия направляют на срыв проведения Кубка конфедерации по футболу (а в следующем году их мишенью станет и Чемпионат мира). А уж если запретить въезд к нам, да еще накануне Чемпионата и Кубка конфедераций, то рекомендации Кадырова и вовсе покажутся неуместными.
Эти вопросы «Свободная пресса» обсудила с председателем Кабардино-Балкарского регионального отделения Российского общества политологов, заведующим кафедрой «Политология и социология» КБГУ Тимуром Теновым.
«СП»: -Тимур Залимханович, насколько серьезной вы считаете террористическую угрозу в России в преддверии Кубка конфедераций, который стартует всего через неделю?
— Подобного рода мероприятия, безусловно, являются одним из наиболее заманчивых мест проявления террористической активности. Об этом нам говорит история и этому есть, конечно же, рациональное объяснение. Когда внимание всего мира сосредоточено в одно время и в одном месте — это и есть зона повышенного внимания для тех, кто хочет «явить себя и свои идеи миру».
Война с террористическими проявлениями в России началась еще в 90-е годы прошлого века, и на сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что опыт, знания, практические и теоретические навыки, приобретенные нашими спецслужбами за весь прошлый период, дают определенные гарантии, что масштабных диверсий или атак на этом чемпионате не будет
«СП»: -То, что кровопролитные теракты происходят регулярно в крупных городах Европы, свидетельствует о том, что западные спецслужбы менее подготовлены, недели российские?
— Органы безопасности этих государств не менее опытны, и не менее оснащены чем наши спецслужбы. Стоит иметь в виду общий контекст и содержательные характеристики в совокупности целых отраслей социальной реальности в западных странах. Это и состояние миграционных потоков, и тесная связь многих государств с бывшими колониями и многое другое. В случае России в этом смысле ситуация выглядит гораздо оптимистичнее.
«СП»: — То есть рядовой россиянин может, на ваш взгляд, сегодня полностью полагаться на компетентность спецслужб?
— Главное, чтобы спецслужбы ни в коем случае не расслаблялись, потому как форма, способы и методы осуществления террористических атак не стоят на месте и «совершенствуются», если так можно назвать, вместе с системами безопасности.
В этом смысле, мне кажется, у России всегда было одно неоспоримое преимущество. Заключалось оно в том, что со времен «царской охранки» упор делался на разветвленную сеть системы осведомителей, что позволяло упреждать многие подобные мероприятия. Эта традиция сохранилась и успешно работает в структуре российских спецслужб и по сей день.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.