Травматическое ружье и дымовые шашки принес с собой во вторник на уроки девятиклассник средней школы № 1 подмосковной Ивантеевки. Явно не на показ, похвастаться перед ровесниками. Воспользовался 15-летний подросток оружием практически сразу, едва переступив порог учебного заведения. Результат: учительница с черепно-мозговой травмой и трое учащихся с переломами в больнице, причем, учительница в реанимации, состояние её оценивается медиками как тяжелое.
Произошло всё утром во вторник, на первом уроке. Школьник опоздал на него. Похоже, намеренно. Это был один из тех уроков, когда класс, для более углубленного изучения предмета делится на две группы. По всей видимости, парень и это учел: меньше народа — легче запугать. Учительница сделала опоздавшему девятикласснику замечание. А как ещё должна была она отреагировать на его опоздание?
В ответ он… ударил 39-летнюю Любовь Калмыкову по голове тесаком, прихваченным с собой вместе с другим оружием. Затем, не мешкая, разбросал по классу дымовые шашки и стал «что-то орать», как вспоминают сейчас его одноклассники. Некоторые из них бросились к окну, спасаясь, стали выпрыгивать на улицу со второго этажа. Другие закрылись в лаборантской, залезли под парты. Началась паника.
Школьник тем временем вышел в коридор, дошел до холла, и там тоже стал разбрасывать «дымовуху», а также стрелять из травматического пистолета — не прицельно, все равно куда, явно потеряв контроль над собой.
По счастью, несовершеннолетнего стрелка быстро задержали подъехавшие полицейские. Как рассказала позже в соцсетях одна из школьниц, «когда его выводили, он улыбался».
Всего, по данным пресс-службы ГУ МВД России по Московской области, в результате данного ЧП пострадали четверо: учительница и трое учеников. В рамках расследования происшедшего будет изучен круг общения подростка, его окружение, поведение, увлечения. При этом уже установлено, что свою акцию он готовил загодя. Даже предупреждал о ней своих товарищей. И вот это — едва ли не главное во всей истории.
О том, что 15-летний подросток растет человеком не слишком общительным, закрытым, в том числе для тех, кого считает своими друзьями, знали в школе многие, если не все. Как говорит сейчас его подруга-одноклассница, он периодически присылал ей через соцсети «страшилки» из жизни американских школьников. Восхищался тем, как там, за океаном, просто приобрести оружие, стать героем. Слово герой применительно к тем, кто терроризировал родителей или школу, писал с большой буквы. Сообщал, что сам мечтает о подобном. В апреле текущего года на своей странице в «ВКонтакте» вспоминал события 1999 года в штате Колорадо. Тогда два ученика старших классов школы «Колумбайн» Эрик Харрис и Дилан Клиболд напали с оружием на других учеников и персонал, применили самодельные взрывные устройства. Погибло 13 человек, а нападавшие покончили жизнь самоубийством. «Вот и снова тот самый день. Жаль, что не год, ибо иногда я задумываюсь. Неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, я задумываюсь, нужен ли я здесь?.. И может лучше, если бы я был на месте Эрика и Дилана?..», — писал весной стрелок из Ивантеевки.
Может, он просто пугал ровесников?
— Нет, он реально это планировал, — утверждает теперь подруга. — Хотя мы, конечно, воспринимали поначалу подобные его записи как шутку, как игру.
По словам ещё одного одноклассника, стрелок «хотел убить меня, моего друга и мою компанию».
— Вы смеялись над ним, унижали насмешками? — Поинтересовались у него, прибывшие в Ивантеевку представители Следственного комитета РФ, заметив, что, по словам сестры нападавшего, её брат регулярно подвергался травле.
— Просто подшучивали. Он ходил в берцах и военной форме, только из-за этого, — рассказал школьник. — На своей странице в «ВК» он давно определился с датой задуманного: 5 сентября 2017 г.
Получается, совсем не случайными были во вторник взрывы и выстрелы в Ивантеевской школе № 1? К ним подросток готовился, и явно не один месяц? При этом своих намерений не скрывал, по крайней мере, от тех, с кем регулярно общался? Почему же те, кто знал, читал всё это, не сказал ничего взрослым — например, своим родителям, учителям? Или для них, учащихся данной школы, как и для самого парня, взрослые не в счет? Не считают нужным делиться с ними своими сомнениями, переживаниями по тому или иному поводу? Советоваться?
Интернет заменил им и близких, и друзей, и саму жизнь — не виртуальную, а самую что ни на есть реальную, единственную для каждого. Наводят на эту мысль другие подобные происшествия. Их в современной российской действительности набралось немало. Тихая Ивантеевка, с населением 74,5 тысячи человек, расположенная в 17 км от столицы, увы, не первая в тревожном списке.
Самым «громким» стало убийство в феврале 2014 года десятиклассником московской школы № 263 учителя географии и взятие заложников из числа ровесников. Долгое время трагедия считалась чрезвычайным происшествием, вызванным стечением неких обстоятельств, а также «особой болезненной психикой ученика». Разобраться в деталях, почему все произошло, как впредь не допустить подобного, сразу не сумели. А позже подробности расследования и вовсе скрыли от общественности.
— За то, какими растут сегодня наши дети, отвечают взрослые — родители и учителя, — считает Нелли Григорьевна Тулиева, педагог с более чем 50-летним стажем, 30 из которых была директором одного из питерских лицеев. — Так было всегда. Домашнее воспитание неотъемлемо от школьного. В последние годы в этом тандеме часто стали случаться «перебои». На мой взгляд, прежде всего, по вине родителей. Все-таки они своему ребенку ближе, от них зависит, чем он занят после уроков, в выходные. В нашем лицее, например, работает несколько факультативов для ребят разного возраста. Они платные, но плата небольшая, приемлемая для семьи с небольшим достатком. Так вот, посещают их менее 30% школьников.
«СП»: — Интересовались, почему?
— Конечно. Не потому, что не интересные. Та же информатика не может не увлекать современных подростков. У нас очень хороший преподаватель, к нему из других школ рвутся ребята. Причина в другом: дети часто предоставлены сами себе. Их родители озабочены чем угодно, только не воспитанием родного сына или дочки. Накупят им гаджетов, оплатят интернет — сиди, играй, читай, нам не мешай, зачастую это и всё воспитание! А в интернете, известно, чего только нет. Человеку подрастающему, с неокрепшими взглядами, душой очень трудно бывает сориентироваться. Отсюда — виртуальные «друзья» из разных сомнительных групп, стремление «заявить о себе» сначала в соцсетях, затем в реальной жизни.
«СП»: — Но и учителя далеко не всегда соответствуют своему званию. Можно вспомнить немало случаев, когда после их «воспитания» детей увозили в больницу. Да вот на прошлой неделе, учебный год только начался, было возбуждено уголовное дело в отношении 43-летней учительницы химии одной из московских школ, которая, по версии следствия, ударила одного из учеников 11-класса (!) железным болтом от стула по голове, а другого по руке. Так она пыталась восстановить дисциплину в классе, которую те, по её словам, нарушали. В итоге обоим потребовалась медицинская помощь. Скажите, пожалуйста, Нелли Григорьевна, вы педагогов для своего лицея тщательно отбираете? Может быть, конкурс проводите, чтобы заполучить к себе лучших из лучших в городе?
— Отвечу вопросом на вопрос: а что, они в очереди где-то стоят, талантливые педагоги? Увы, давно нет такого нигде, в том числе, и в Петербурге. Потому принимаем на работу тех, кто пришел, кого направляют нам профильные вузы. И потом уже сами их воспитываем по мере возможности.
Тем временем, по последним на вечер вторника данным, подтверждается версия о том, что одноклассники и даже как будто некоторые учителя на протяжении долгого времени травили ивантеевского школьника Образно говоря, «загоняли его в угол». Выход из которого предоставили искать самому. Он и нашел…
По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Жизни потерпевших ничто не угрожает.