Материал комментируют:
Алексей Тимохов
Владимир Кулик
Петр Шкуматов
Аварии на российских дорогах с большим количеством жертв становятся в последнее время плохой традицией. Очередное масштабное ДТП случилось во Владимирской области минувшей ночью. До этого два крупных ДТП произошли в Краснодарском крае. Во всех трех случаях жертвами были пассажиры автобусов.
Последняя по времени трагедия случилась недалеко от города Покров, расположенном на полпути от Москвы до Владимира. Пассажирами зарегистрированного в Южно-Казахстанской области автобуса были 55 граждан Узбекистана. Водитель выехал на железнодорожный переезд, однако у автобуса заглох мотор. Несмотря на заградительный сигнал, машинисты поезда «Нижний Новгород — Санкт-Петербург» затормозить не успели.
По информации СМИ, машинисты поставили управление поездом на автоматический режим и покинули кабину локомотива во избежание травм. Поезд протащил автобус несколько десятков метров, превратив его в груду металла. Локомотив после столкновения также выведен из строя. По уточненным данным 16 пассажиров, в том числе 1 ребенок погибли, 21 человек получил тяжелые травмы.
Как рассказал ТАСС выживший водитель автобуса Сарман Нургали, заглохший автобус не смогли завести из-за слабого аккумулятора. «Хотели завести — не завелся, потом хотели подтолкнуть», — пояснил он. Именно последнее обстоятельство и спасло жизни многих пассажиров. Те, кто остался в салоне погибли. При этом водитель утверждает, что автобус сломался впервые, несмотря на 1990 год выпуска.
Отметим, что некоторые СМИ сообщают о гибели водителя, но судя по всему, это не соответствует действительности.
По факту ДТП Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Столь масштабная авария «поставила на уши» все возможное начальство. МЧС открыла «горячую линию». В свою очередь министр внутренних дел Владимир Колокольцев направил группу на место аварии группу сотрудников ГУОБДД МВД России. В их задачу входит оказание помощи следственно-оперативной группе.
Похожее распоряжение издал и министр транспорта РФ Максим Соколов. Он поручил Ространснадзору направить группу на место аварии. Замруководителя Ространснадзора Сергей Васильев и и.о. главы Госавтонадзора Валерий Николаев выехали к месту трагедии еще утром. Поможет ли расследованию присутствие представителей сразу двух надзорных ведомств — не ясно.
Под Владимиром заглохший на путях автобус разорвало поездом «Санкт-Петербург — Нижний Новгород»Еще более страшная авария случилась в конце августа и тоже в Краснодарском крае. Там с моста в районе населенного пункта Волна упал в воду автобус с рабочими, 18 человек из 50 погибли. Дело было возбуждено по ст. 263.1 УК РФ — Нарушение требований в области транспортной безопасности.
Как видим, тенденция налицо. В этой ситуации у пассажиров возникают резонные вопросы о том, что предпринимают власти, чиновники, ответственные за организацию безопасного движения для исключения подобных трагедий в будущем.
— Существуют правила эксплуатации автобусов, принятые Минтрансом РФ. И их надо соблюдать. — напомнил «СП» консультант по техническому устройству и эксплуатации автобусов Алексей Тимохов. — Это проверка технического состояния автобуса перед рейсом. Да и водителя тоже. За этим следит автопредприятие, к которому он относится. Те транспортные средства, которые въезжают в нашу страну, также должны все это исполнять. Это касается и наших автобусов и водителей, когда они едут в другую страну.
— Если наши, российские автобусы отправляются за рубеж, мы несем за них ответственность, — продолжает гендиректор компании СКС-Авто Владимир Кулик. — Например, в Германии очень серьезные требования ко всем транспортным средствам, и к автобусам и к грузовикам. Контролируются режим труда и отдыха водителя, техническое состояние. Там очень большие штрафы даже за самые незначительные огрехи. Например, пятно масла на асфальте. И все в валюте.
«СП»: — То есть перевозчики из Казахстана обязаны подстраиваться под наши правила?
— Конечно, раз он едет к нам в страну. Органы ГИБДД могут проверить автобус на своих стационарных постах и выявить неполадки. Но это же может произойти и в пути. Он мог выехать вполне исправным из Казахстана, но пока доехал до Московской области с ним что-то случилось. Тем более, что этот автобус эксплуатировался уже свыше 20 лет.
«СП»: — Водитель утверждает, что автобус с 1990 года сломался впервые…
— Такого не может быть.
По мнению координатор сообщества «Синих ведерок» Петра Шкуматова, следует предпринять системные меры по повышению надежности автобусов на российских дорогах.
— Вся эта история очень печальная, потому что как минимум в двух из трех последних аварий люди погибли из-за того, что техника была старой и содержалась не надлежащим образом. То есть главный фактор — усталость транспорта, автобусов. Нельзя говорить, что это можно было бы предотвратить с помощью техосмотра. Ведь, если автобус старый, то техосмотр, который проводится раз в полгода, не сможет предотвратить трагедию. Это вопрос случая.
«СП»: — Какие меры следует предпринять, чтобы исключить или хотя бы снизить вероятность подобного в будущем?
— Наверное, стоит снизить предельный возраст или предельный пробег транспорта, который перевозит людей, а, может быть, и не только людей. Похожие законы, кстати, приняты в ряде стран Евросоюза для грузовиков. Там считают, что если фура прошла больше определенного срока или километража, то ее эксплуатация в принципе создает больше рисков, нежели дает выгоды от перевозки грузов. Именно поэтому европейцы сплавляю фуры в такие страны, как Россия, а дома эксплуатируют только новую технику.
Мне кажется, нашей стране надо думать в этом направлении. Другое дело, что нужно действовать осторожно, потому что высокие требования к транспорту увеличат издержки и это может привести к росту цен. То есть нужно находить золотую середину. Но чиновники для того и существуют, чтобы оценивать эти вещи. Не ставить за много миллиардов рублей видеокамеры в пунктах техосмотра, а просто ограничить срок эксплуатации автобусов. Все-таки они возят живых людей.
Ведь ясно, что от случайной поломки не застрахован никто. Но вероятность поломки трехлетнего автобуса гораздо ниже, чем у двадцатилетнего. А этому автобусу из Казахстана было больше двадцати лет. Перевозки людей на таких старых автобусах надо просто запретить и обозначить эти правила игры всем перевозчикам, в том числе и зарубежным. Если они едут в Россию, то они должны соблюдать наши правила. Это будет системное решение.
А пока участников трагедии ждет следствие. О нюансах правоприменительной практики статьи 263 УК РФ «СП» рассказал руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.
— Субъект преступления в данном случае специальный — лицо, которое непосредственно управляло железнодорожным транспортом. Также это может быть, например, диспетчер, в чьи обязанности входило соблюдать правила безопасности движения транспорта. Судя по всему, дело возбуждено в отношении машиниста поезда.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 7 лет. Учитывая количество пострадавших, водителю вполне может быть назначено реальное лишение свободы.
«СП»: — Могут ли в рамках этого уголовного дела понести наказание представители контролирующих инстанций?
— Если говорить о возможности привлечения к уголовной ответственности чиновников Минтранса и водителя, то речь идет уже о других статьях УК РФ. Так, если ДТП было спровоцировано действиями водителя автобуса, то речь идет о ст. 264 УК РФ. Чиновники могут быть привлечены к ответственности, например, за халатность, но только если авария была вызвана тем, что они ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, и это послужило причиной аварии.
В пресс-службе Минтранса РФ оперативно прокомментировать ситуацию «СП» не смогли.