Материал комментируют:
Алексей Филатов
Дмитрий Журавлев
31 октября-1 ноября в Крыму были повреждены сразу две линии газопровода, а также две ЛЭП, которые питают электричеством южный берег полуострова. Власти республики не исключили, что речь идет не о простой аварии, а о диверсии. Первая поломка была обнаружена на трубе среднего давления газопровода под Алуштой, вторая — на трубе в районе села Запрудное на ЮБК. По оценкам профильным служб, полностью газо- и электроснабжение будет восстановлено в течение 72 часов.
Как сообщил глава обслуживающей компании «Крымгазсети» Сергей Тарасов, характер повреждения газопровода говорит о внешнем воздействии. «Возможно, это был подрыв», — заявил Тарасов, который исследовал место аварии. Он добавил, что вдоль трасс газопроводов усилены меры безопасности, введен в действие план антитеррористической противодиверсионной деятельности.
Сценарий диверсии отрабатывает и Национальный антитеррористический комитет (НАК). «Вчера около 20:00 на газораспределительной станции, расположенной рядом с поселком Виноградное городского округа Алушта Республики Крым, было зафиксировано снижение давления газа. Одновременно с этим прекратилась подача электроэнергии в связи с падением опоры ЛЭП. При осмотре места происшествия специалистами было обнаружено внешнее повреждение линии газопровода», — говорится в официальном заявлении комитета.
Позднее глава пресс-центра компании «Крымгазсети» Юлия Максименко в эфире телеканала «Россия 24» сообщила, что в двух газопроводах обнаружены сквозные механические повреждения.
«При обследовании газопровода было выявлено сквозное повреждение вследствие неустановленного механического воздействия. Специалисты предприятия вырезали поврежденные участки газопровода и передали их в правоохранительные органы. На данный момент без газа остаются 1210 абонентов», — заявила Максименко.
В среду утром все три пункта пропуска на российско-украинском участке границы в Крыму на время прекратили свою работу. Позднее въезд-выезд через границу восстановился, и в официальном заявлении пресс-служба погрануправления ФСБ РФ объяснила это техническими неполадками.
Примечательно, что 1 октября, практически одновременно с авариями, Украина внесла в ООН новый проект резолюции по Крыму, который министр иностранных дел страны Павел Климкин назвал «жестким». Документ требует от России разрешить работу на территории Крыма запрещенной организации Меджлис крымско-татарского народа *, а также обеспечить преподавание в школах на украинском и крымско-татарском языках, которое никто не отменял.
Диверсия кажется еще более вероятной если вспомнить, что в августе в Крыму был арестован агент Службы безопасности Украины Геннадий Лимешко, который, по данным ФСБ, планировал совершить ряд терактов на объектах инфраструктуры и жизнеобеспечения республики. В частности, речь шла о выведении из строя линий электропередач, поджоге лесных массивов и объектов коммунального хозяйства. Задержали диверсанта при попытке повредить ЛЭП в районе трассы Судак-Новый Свет.
Кроме того, в начале октября стало известно, что ФСБ пресекла деятельности ячейки запрещенной в России международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» **. Шестеро ее членов, по информации ведомства, действовали в районе Бахчисарая. А 1 сентября глава республики Сергей Аксенов назвал приграничные с Крымом районы Украины «рассадником экстремизма и терроризма». Он отметил, что беспокойство вызывает дислокация в Херсонской области так называемого «крымско-татарского батальона» и боевиков запрещенного в РФ «Правого сектора» ***.
Зампред Общественной палаты Крыма Александр Форманчук выразил мнение, что нежелание Запада сформировать единый с Россией фронт борьбы против терроризма на деле оборачивается фактическим попустительством преступникам. Символично, что возможные диверсии в Крыму, которые, к счастью, не привели к жертвам, произошли одновременно с наездом экстремиста в Нью-Йорке, который унес жизни восьми человек.
«Я не исключаю, что такая ситуация провоцирует врагов Крыма, которых немало на территории Украины. И вот, вероятно, нашлись люди, которые отважились на этот теракт. Но мне кажется, что он был осуществлен достаточно непрофессионально и у спецслужб есть возможность оперативно разобраться в причинах произошедшего», — заявил Форманчук.
Другие эксперты не исключают, что за подобными действиями могут стоять не просто одиночки, но и украинские спецслужбы, и другие силы.
— Крымская история до сих пор вызывает много разных мнений и отношений, — говорит вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов. — Присоединение Крыма к Российской Федерации вызвало протесты Украины, и ряд западных санкций введены именно из-за перехода полуострова под нашу юрисдикцию. Существует конфликт, и пока не видно предпосылок для его ликвидации. А раз есть конфликт, некие противоборствующие силы, которые не согласны с тем, что произошло, будут пытаться каким-то образом накалять ситуацию, вредить Крыму.
Плюс внутри самого Крыма, насколько я знаю, есть национальная проблема крымских татар, которая тоже может быть очагом нестабильности. Пока будет конфликт, будут происходить подобные вещи. Службы безопасности будут ловить на границе перебежчиков, людей, которые хотят провести некие действия, в том числе террористического характера, на объектах инфраструктуры полуострова. Могут быть даже покушения на чиновников и государственных деятелей, что будет трактоваться как теракт. Эти события будут происходить, и никуда мы от них не денемся, это объективная реальность.
«СП»: — Как же с этим бороться?
— По двум направлениям. Во-первых, и в главных, нужно эту конфликтную ситуацию решать, чтобы в нее было вовлечено как можно меньше сторон. Каким образом — это вопрос к политикам и власти.
Во-вторых — это четкая и профессиональная деятельность силовых структур. Это агентурная работа, охрана периметров и объектов инфраструктуры, выявление лиц, которые перешли границу и пытаются внедриться во внешнюю среду с целью провести преступные деяния, в том числе террористического характера. Короче говоря, это пресечение преступлений на дальних подступах, а если оно все же произошло, быстрое раскрытие и выявление всех вовлеченных лиц, чтобы подобное не повторялось.
По этим двум направлениям и нужно вести работу. Но пока остается конфликтная ситуация, будут находиться различные структуры, в том числе «самостийно-инициативно-радикальные», которые, грубо говоря, будут пытаться с бензопилой обрушить линию электропередач.
— Мы не можем утверждать наверняка, но то, что эти инциденты произошли одновременно с внесением Украины новой резолюции по Крыму в ООН, мало похоже на совпадение, — отмечает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Другой вопрос, что Киев от этого может как выиграть, так и проиграть. Если украинскую сторону обвинят в терроризме, этой резолюции будет только хуже. Но они могут попытаться показать, что Россия не способна гарантировать безопасность граждан Крыма.
«СП»: — Насколько все произошедшее похоже на диверсию?
— Окончательное слово скажут правоохранительные органы, но лично мне диверсия кажется очень вероятной. Помните, как Порошенко какое-то время назад рассказывал о том, как они будут возвращать Крым и Донбасс? Он говорил, что Украина будет жить хорошо и богато, а в Крыму все будет очень плохо, и он сам захочет вернуться.
Поскольку ситуация на Украине крайне плохая, а в Крыму, почему-то, никто не голодает, у Порошенко есть два варианта. Или признать, что он, мягко говоря, соврал, чего ему не хочется, или попытаться сделать так, чтобы его слова реализовались. А раз они не могут реализоваться естественным путем, нужно это сделать искусственно.
Теракты и диверсии нужны не просто для того, чтобы отомстить Крыму и России, а чтобы создать на полуострове невозможные для существования условия, чтобы он не захотел больше быть российским. Это тоже очень наивная позиция для Киева, но это хоть что-то. А мысль о том, что они будут сидеть на перешейке и ждать, что Крым сам захочет вернуться в «незалежную», где скоро есть будет нечего, совсем смехотворна.
Теракты — это логичный путь борьбы за Крым со стороны Украины. Боюсь, что ничего другого они просто не могут придумать.
«СП»: — Если будет доказано, что к диверсиям причастна украинская сторона, это повлияет на позицию Запада?
— Сразу не повлияет, потому что люди верят в то, во что им хочется верить. Но накопление подобных фактов рано или поздно изменит общественное мнение, в том числе и на Западе. На Украине это никак не скажется, но на Европу повлияет. Хотя и не сразу.
Ситуация на Украине во многом стала возможна именно потому, что Запад предпочел не замечать того, что там происходит в реальности. Они будут закрывать глаза даже на факт восхода солнца, если им это нужно. Но дело в том, что рано или поздно солнце напечет им голову. Вопрос в том, когда это произойдет — в течение нескольких лет или намного позже.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
** В России «Хизб ут-Тахрир» по решению Верховного суда с 2003 года признана террористической организацией и запрещена.
*** Решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года «Правый сектор» был признан в России экстремистской организацией, его деятельность в РФ запрещена.