Во Франции оперативно отреагировали на теракт в Донецке, когда был убит глава ДНР Александр Захарченко. На французской странице Википедии, ему посвящённой (Alexandre Zakhartchenko), упоминание про то, что он погиб в результате покушения в кафе стояло уже через два часа после взрыва. Чуть позже, в 20:23 (в России было 22:23), появилась и достаточно объёмная статья о произошедшем на сайте газеты «Ле Монд». С пометкой «? la une», это специфический оборот, который можно перевести на русский как «сенсация на первой полосе».Там, в частности, говорилось:
«Главный руководитель прорусских сепаратистов Александр Захарченко был убит в пятницу, 31 августа, в своей вотчине, в Донецке. Его смерть подтвердили в иерархии «Донецкой народной Республики».
Далее добросовестно излагались обстоятельства покушения, была дана краткая биография. Упоминалось об убийстве при невыясненных обстоятельствах полутора десятка командиров и политических деятелей Донбасса. Вполне нейтрально приводились версии, как про возможный украинский след, так и внутренние разборки в связи с борьбой за ресурсы. Сообщалось об объявлении в Донецке режима чрезвычайного положения. И в заключение:
«Его смерть открывает период нестабильности на Донбассе, где конфликт унёс жизни 10 тысяч человек, и где переговоры о мире зашли в тупик».
Убийство Захарченко в том же нейтральном стиле осветили сайты других ведущих французских СМИ, в частности, телеканала «Франция 24» (местный аналог и конкурент «Евроньюс»), агентства «Франс Пресс», журнала «Пари Матч».
В том же нейтральном ключе прошли и публикации англоязычной прессы — на сайтах ВВС, «Гардиан», «Индепендент», а также катарского телеканала «Аль Джазира».
Во всех материалах можно было отметить спокойный стиль изложения, без «подыгрывания» Киеву, высокую степень информированности и объективности, оперативность. Конспирология, столь любимая российскими журналистами, отсутствовала. Никто не примешивает к текстам о гибели Захарченко газовый транзит, высшую дипломатию и ООН. Что любопытно: никакой поддержки украинского режима не наблюдалось. России как бы подавался сигнал: «Ваши руки развязаны, действуйте по отношению к Украине, как считаете нужным, а мы всерьёз вам палки в колёса вставлять не будем».
Украинские СМИ тоже широко осветили теракт, в глаза бросалось, с одной стороны, злопыхательство, с другой — угадывался страх. СБУ сразу официально отмежевалось от участия в покушении.
Одесса встретила новость о смерти Захарченко с полным безразличием, наш город уже смирился с участью пребывания в Украине и украинизации и происходящее за пределами городской черты одесситов сегодня интересует мало.
Украина в последние месяцы переживает финансовый коллапс, тщательно маскируемый лживой статистикой. Армия обескровлена в финансовом отношении. Несмотря на грозные заявления идти в наступления за голую украинскую идею, не подкрепленную «подъёмными» деньгами, она не горит желанием подставляться под пули подразделений ДНР и ЛНР. Как гласит известная армейская поговорка, для нашей армии главное не война, а манёвр.
Интересно отметить мнение участника Донбасского восстания с псевдонимом «Виталий Африка», опубликовавшим книгу «Записки террориста» — по событиям 2014 года. Его в своё время поразило, что руководители Донбасса беззаботно обедают в местных ресторанах, игнорируя меры безопасности. Будучи свидетелем такого поведения высших должностных лиц Донбасса, он пришёл тогда к твёрдому убеждению, что в 2014 году, в разгар войны, существовала тем не менее негласная договорённость с властями Украины: взаимно не устраивать покушений на высших должностных лиц обеих сторон. Очень похоже на то, что резкая отповедь СБУ проистекала именно как реакция на эти негласные договорённости. Но на Украине есть и «Правый сектор» *, который может иметь иную точку зрения…
Можно предположить, что негласное табу на покушения на высших лиц, как Донбасса, так и Украины, теперь снято. И никого теперь не должны удивлять возможные покушения на Порошенко, Тимошенко и других украинских политических деятелей. Как любил когда-то говорить Михаил Горбачёв: «В какое интересное время мы живём». И можно согласиться с мнением «Ле Монд», что гибель Захарченко действительно «открывает период нестабильности на Донбассе». И не только там.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
Сводки с Донбасса: В ДНР назвали организаторов убийства Захарченко
Теракт в Донецке: Коммерсантъ: бомба, убившая Захарченко, была заложена в люстре
Одесса