Материал комментируют:
Виктор Кисляков
Громкое дело об изнасиловании и жестоком убийстве сорокалетней матери пятерых детей, младшему из которых всего два года, из поселка Псебай на Кубани вчера начали судить в Мостовском районе Краснодарского края в закрытом режиме. Общественности и представителям СМИ закрыли доступ в зал судебного заседания, где на скамье подсудимых ожидают приговора 17-летний Максим (на момент убийства ему было 16) и 20-летний Савелий. По версии следствия, молодые люди перед изнасилованием односельчанки нанесли ей не менее девятнадцати ударов камнем по лицу и по голове. Их обвиняют в убийстве по предварительному сговору, изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера, совершенных с особой жестокостью вплоть до выворачивания внутренних органов, умышленном причинении вреда здоровью, а также — в грабеже и в краже. В Псебае, где эти подростки совершили уже не одно преступление, все ждут: каким будет наказание. И недоумевают: почему процесс закрытый, не хотят ли «отмазать» этих юных преступников, как это уже происходило ранее?
И откуда растут корни этой подростковой жестокости?
Материал комментирует судебный эксперт, психолог по уголовным делам Виктор Кисляков.
Следователь сам оказался под следствием
Убийство сорокалетней Натальи Дмитриевой произошло в ночь на 14 мая. Вечером Наталья вместе с подругой засиделась в кафе «Ивушка». До дома недалеко. В поселке все друг друга знают. Поэтому женщина и не заподозрила ничего плохого, когда двое знакомых парней (один из них по возрасту — ровесник ее сына) предложили проводить ее домой. Но по дороге парни ударили женщину камнем по голове. А потом продолжили жестокое избиение и надругались над жившей с ними по соседству женщиной. Затем — убили.
Однако, хотя ранее обвиняемые признавали свою вину, теперь они все отрицают, утверждая, что к убийству Дмитриевой не имеют отношения.
Жители поселка говорят, что эти подростки организовали настоящую банду и наводили ужас на сверстников. Но слишком долго оставались безнаказанными. Им якобы все сходило с рук, благодаря состоятельным и влиятельным родителям и сотрудникам правоохранительных и надзорных ведомств, все «спускавшим на тормозах».
Как установило следствие, 2 апреля Савелий вместе с другим сообщником из подростковой банды проник в салон красоты и похитил товар на сумму 105 тысяч рублей, а 17-летний Максим 12 апреля украл у сверстника куртку. Если бы юные преступники были вовремя осуждены за эти дела, возможно, Наталья Дмитриева до сих пор была бы жива, и ее пятеро детей не остались бы без матери.
Но следователь отдела МВД по Мостовскому району возбудил и тут же прекратил уголовное дело по факту грабежа в силу малозначительности деяния. Он даже не стал направлять документы для постановки подростка на учет в отдел по делам несовершеннолетних по неизвестной пока причине.
Сейчас в отношении этого следователя ведется проверка. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
К дисциплинарной ответственности привлечен и начальник отдела ПДН администрации Мостовского района. Также, пока длилось расследование дела, своих должностей лишились директор, его заместитель по учебно-методической работе и социальный психолог гимназии, в которой учился 17-летний Максим.
Когда Наталью Дмитриеву хоронили, многие падали в обморок, взглянув на ее лицо. Говорят, такое сотворить с женщиной могли только нелюди. До сих пор жители поселка не могут прийти в себя от этого нечеловеческого преступления. А сразу после похорон они все до единого выходили на митинги, требуя справедливого расследования и честного приговора. Для Кубани, прославившегося своим неправедным правосудие, это неудивительно. Люди не верили, что правоохранители сумеют расследовать и это жуткое дело. И тогда выходило, что им и дальше жить среди зверья, которые творят в поселке такой беспредел.
«Зло привлекательно и неисчерпаемо по вариантам своего исполнения»
— Всем подросткам свойственно хотеть проявить себя, — комментирует, откуда корни такой подростковой жестокости и почему процесс идет в закрытом режиме, судебный эксперт, психолог по уголовным делам Виктор Кисляков. — Другое дело — как проявить. Раньше, в первобытном обществе, подростки всегда могли вылить свою агрессию, просто участвуя в общей охоте на зверя. Но сейчас оружия подросткам в силу возраста еще никто не даст, охотиться нельзя, а агрессия осталась. И если они ничем не увлекаются, не направили свою буйную энергию в положительное русло, то эта агрессия может быть направлена на людей. Когда способностей проявить себя нет, а влиять на судьбы других людей хочется, подростки порой выбирают крайние варианты человеческого поведения. Конечно, это свойственно не всем. Если у человека не развита эмпатия — чувство сопереживания, нормы поведения в обществе, только тогда жестокость может принять такие крайние формы. Такие люди воспринимают другого человека или животное как объект. И живут по принципу: «Или я всех „нагну“, или — меня». Обычно это люди, которые в детстве не чувствовали любви к себе и доброго человеческого отношения. Имеется в виду настоящая любовь, а не задаривание дорогими подарками. Добрые поступки в их жизни не поощрялись. Но они могли видеть, как кто-то из взрослых из их окружения всегда добивался своего с помощью власти, с помощью физической силы или психологического насилия.
Зло привлекательно и неисчерпаемо по вариантам своего исполнения.
«СП»: — Но тогда почему процесс по этому делу закрытый, раз он имеет столь огромный резонанс?
— Это правильно, что процесс проходит в закрытом режиме. Одному из обвиняемых нет 18 лет, он — несовершеннолетний. А значит, по закону, более 10 лет ему не дадут. Поскольку подразумевается, что 17-летний убийца еще может исправиться и раскаяться. К тому же, думаю, судьи не хотят привлекать еще больше внимания к этому и без того громкому делу. Ведь существует еще такая опасная черта подросткового возраста как подражательство.
Вон в соцсетях сейчас распространяется среди подростков агрессивная субкультура АУЕ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Арестанский уклад един». Подростки в соцсетях хвастают друг перед другом своими правонарушениями, своими бессмысленными и жестокими поступками, выкладывают видео. И стараются не только подражать, но и превзойти других в жестокости. Это очень опасно. С этими подростками нужно работать, иначе случится беда.
Криминал, новости: Слушание по делу о жутком убийстве на Кубани пройдёт в закрытом режиме