27 января 31-летний житель Подмосковья сумел всего одним своим действием напомнить россиянам о дне рождения сразу двух людей: художника Архипа Куинджи и директора Росгвардии Виктора Золотова. Для этого он зашел в охраняемое Росгвардией здание Третьяковской галереи в Москве и без всяких проблем просто вынес оттуда картину Куинджи «Ай-Петри. Крым». О преступнике известно, что он зарегистрирован как бизнесмен в Крыму, гражданин России, закончил Феодосийский политехнический институт национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова.
Почему решил украсть именно эту картину, которая по примерным оценкам может стоить 12 миллионов рублей, неизвестно. Может он такой ценитель творчества художника, что в его день рождения захотел восстановить историческую справедливость? Это была бы самая романтическая из версий. Известно, что после смерти Куинджи, в 1914 году, московское отделение Общества художников, названное в честь живописца, постановило передать картину «Ай-Петри. Крым» в дар художественному музею в Мариуполе — его родному городу. Однако из-за начала Первой мировой, а затем гражданской войны этого сделать не смогли. Потом долгие годы хранилась в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, где находится большая часть картин Куинджи.
Преступление, своей дерзостью напомнившее о классическом фильме «Старики-разбойники», было настолько дерзким и обезоруживающе прямолинейным, что о краже картины правоохранительные органы вообще узнали уже после того, как она покинула территорию галереи, А стражи порядка прибыли вообще по-другому поводу — искать похищенную из гардероба шубу. К сожалению, о судьбе шубы пока ничего не известно. Зато с картиной всё в порядке: уже утром 28 января в МВД сообщили, что задержали подозреваемого в совершении кражи. Хотя он и не смог сходу вспомнить, что делал днём до этого, место, где спрятал полотно, следователям показал.
Теперь Министерство культуры грозит сотрудникам Третьяковки дисциплинарной ответственностью, а руководство самой галереи намерено переложить свои проблемы на посетителей, организовав их досмотр на выходе. При этом, по логике директора музея Зельфиры Трегуловой, в том, что любой человек может просто снять картину со стены и вынести её наружу, виновата «невероятная востребованность музеев». «Общедоступность множит риски», — эту фразу Трегуловой предлагаю сделать официальным девизом Третьяковской галереи, заварить все двери намертво и написать её над ними. Чем меньше людей будет ходить в музеи, тем целее будут экспонаты, да и Росгвардии будет легче жить.
Конечно же, из-за наглости одинцовского «ценителя живописи», даты кражи и названия картины многие люди сразу стали строить предположение, что на деле мы столкнулись с каким-то арт-перформансом с политическим подтекстом или даже аферой руководства галереи по подмене настоящей картины подделкой.
В конечном же итоге, имеем мы дело с банальной кражей или выступлением в духе Павленского, нам было наглядно показано, насколько эффективна охрана российских музеев — не эффективна совершенно. Более бесполезными в этой ситуации росгвардейцы могли бы быть, только если бы предложили вору помочь донести картину до его машины. Но это маловероятно: для этого им пришлось бы заметить полотно в его руках. В Кремле, конечно, в случившемся не увидели ничего страшного. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал, что какие-то выводы, возможно, будут сделаны после расследования и рассказал традиционную историю о том, что за границей картины тоже воруют.
При этом всё более негативный фон создаётся вокруг самой Третьяковки. Так, в мае этого года один из посетителей галереи металлическим столбиком ограждения разбил стекло и повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», а чуть позже разгорелся скандал, связанный с новыми правилами посещения музея, из-за которых просто обсуждение картин стало квалифицироваться как незаконная экскурсия. Из-за этого сотрудники исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова даже писали открытое письмо Министерству культуры. Может быть, если бы в это время кто-то проводил своим друзьям очередную «незаконную экскурсию», вся эта история не была бы столь постыдно комичной.
Как резонно замечают в сети, после такого конфуза с картиной «Ай-Петри. Крым», теперь под усиленную охрану нужно брать картину Василия Верещагина «Курильские острова», которая находится в Иркутском областной художественном музее им. В.П.Сукачева. Впрочем, Курильские острова могут остаться в России только в виде картины…
Новости по теме: Сафронов прокомментировал кражу картины Куинджи из Третьяковской галереи
Новости по теме: В сети появилось видео допроса мужчины, задержанного за кражу картины Куинджи