
Материал комментируют:

Андрей Суздальцев

Игорь Юшков
У побережья Ливии произошел инцидент, который вполне можно было бы отнести к политической детективной хронике.
27 июня на танкере Vilamoura, перевозившем 1 миллион бочек с нефтью, произошел взрыв. «Причина взрыва неизвестна, но ранее судно заходило в российские порты для загрузки казахской нефти… Судно зашло в российский порт Усть-Луга в начале апреля, где забрало бочки казахского происхождения», — сообщает агентство Bloomberg.
Это же агентство со ссылкой на заявление оператора TMS Tankers передает, что в результате взрыва на Vilamoura был подтоплен машинный отсек. Танкер отправили в Грецию для осмотра его повреждений. Bloomberg также добавляет, что данных о разливе топлива нет, все члены команды судна в порядке.
«За последние месяцы серия загадочных взрывов поразила нефтяные танкеры, которые ранее заходили в российские порты. Владельцы таких судов начали проверять корпуса своих судов на наличие мин с помощью водолазов и подводных аппаратов», — уточняет Bloomberg.
Агентство со ссылкой на данные консалтинговой компании по рискам в море Vanguard Tech передает, что с начала года повреждены уже четыре судна, которые «недавно заходили в российские порты».
Возникает естественный вопрос: кто заинтересован в подрыве танкеров «теневого флота», в том числе с казахской нефтью? Какие цели преследует череда этих странных подрывов — нанести ущерб «теневому флоту» или вбить клин в российско-казахстанские отношения? С такими вопросами мы обратились к политологу, зам. декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.
— История действительно детективная, и эксперты уже выдвигают несколько версий. Танкер Vilamoura с казахской нефтью подорвался на мине. Это произошло неподалеку от Гибралтара, где расположена военно-морская база Британии.
Эта военная база формально считается базой НАТО, но расположены там именно британские силы. Дело в том, что пролив Гибралтар очень важен с точки зрения морского судоходства. Это одна из ключевых точек на карте мира, а Британия стремится контролировать все подобные точки, от Фолклендских островов до Сингапура.
Инициаторы подрыва могли не знать, чью нефть перевозит танкер, они ориентировались на то, что он работает в российских интересах.
На сегодня Россия использует до 600-т таких танкеров для транспортировки нефти, система хорошо отлажена. Все это не может не нервировать тех, кто не может смириться с фактом экспорта российской нефти вопреки санкциям.
«СП»: Танкер перевозил нефть Казахстана. Выходит, это косвенный удар и по Казахстану? Или по российско-казахским отношениям?
— Ответственность за подрыв российского танкера с казахской нефтью может взять на себя Украина. Но я мало верю в могущество украинских ВМС, такую операцию могла осуществить только страна с мощным военно-морским флотом. В число таких держав входят, например, Британия и Франция.
Танкер Vilamoura, по официальной версии, подорвался на мине. Эксперты сходятся в том, что эта мина скорее всего торпедировала танкер. Мне трудно представить, что это могли спланировать и осуществить ВСУ. Это почерк страны НАТО.
Ближе всего к исполнению такой операции, на мой взгляд, могли стоять англичане. Возможно, подрыв танкера с казахской нефтью — это попытка Британии еще больше осложнить отношения России с Казахстаном и обратить взоры Астаны в сторону НАТО.
«СП»: Транзит казахской нефти может осуществляться и через Азербайджан. Таким образом, Азербайджан тоже попадает в число стран, которые могли быть заинтересованы в том, чтобы расстроить «нефтяную связку» России и Казахстана?
— Такая вероятность есть. Сегодня 70% экспорта казахской нефти идет через Россию, 20% - через Азербайджан. Но, не исключено, что Казахстан сам захотел уйти с морского транзита с помощью российского «теневого флота» и сфокусироваться на экспорте нефти через Азербайджан.
«СП»: В подрыве танкера Vilamoura, вероятно, могли быть заинтересованы и конкуренты России на нефтяном рынке?
— Крупнейшим поставщиком нефти на мировом рынке сегодня являются США. Они превосходят Россию по экспорту нефти в 3 раза. На втором месте — Саудовская Аравия. Но страны-экспортеры нефти никогда не будут заниматься подрывом танкеров с чужой нефтью, потому что вредить торговым путям транспортировки нефти — не в их интересах, — пояснил Андрей Суздальцев.
И все же остается вопрос: кто наиболее вероятный исполнитель подрывов танкеров «теневого флота»? Кто мог получить от этого наибольшие дивиденды?
С таким вопросом мы обратились к эксперту Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— Сразу хочу исключить «азербайджанский след». Перекачка казахской нефти по азербайджанским трубопроводам невозможна. Причина в том, что Азербайджан качает по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция) свою «лёгкую нефть».
У казахстанской нефти другой качество, там «тяжелая» сернистая нефть. У Азербайджана более дорогая и качественная нефть. Смешение в трубах двух этих видов нефти может привести к падению качества сырья из Азербайджана.
«СП»: Высказывают версию о том, что подрыв танкера Vilamoura с казахской нефтью — это попытка рассорить Россию с Казахстаном. Кто главный выгодополучатель?
— Не так давно я был в Казахстане. Хочу сказать, что мы и так уже достаточно отдалились друг от друга. Придать российско-казахским отношениям еще больше токсичности могла любая страна Запада. Там понимают, что ухудшения отношений России и Казахстана — это потенциальный удар по российскому параллельному импорту, который идет через нашего южного соседа.
Другая цель — поднять стоимость перевозки нефти на танкерах «теневого флота» из любого порта, мотивировав это тем, что такая транспортировка небезопасна.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».




