Материал комментируют:
Александр Смирнов
Николай Валуев
Стоило международному спортивному арбитражному суду (CAS) огласить свой оправдательный вердикт в отношении российских олимпийцев, как тут же, и полдня не прошло, выросли «американские уши». Что там какие-то Родченко с Зеппельтом — из-за океана рявкнул Минфин США! Заявив, что приступил «к широкому расследованию фактов коррупции в мировых спортивных организациях». Первыми среди этих организаций значатся Международный олимпийский комитет и Международная федерация футбола. Которую, заметим, недавно те же властные американские органы уже «трясли», добившись замены в ФИФА президента. До кучи к ним добавлены также Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) и Национальный олимпийский комитет США. Видимо, чтобы несколько завуалировать очевидную связь всей этой вакханалии по поводу допинга в России с чисто политическими интересами янки.
Информацию о начале расследований распространила влиятельное издание New York Times. Зная технологию подобных оперативных пресс-сообщений, можно с уверенностью сказать, что заготовлено оно было загодя и лишь ждало своего часа. А именно — новостей из Швейцарии. Будь новость не в пользу россиян, так бы и осталось «без движения». Но CAS вдруг проявил самостоятельность…
Напомним, в первый день последнего месяца зимы Арбитражный спортивный суд, закончив рассмотрение 28 жалоб атлетов из России на решение МОК о их дисквалификации — кого-то за некие старые грехи, большинство по странной «совокупности не связанных с допингом причин» — объявил свой вердикт: невиновны, могут быть допущены к Олимпиаде в Пхенчхане. Ещё одиннадцать наших соотечественников «прощены частично», то есть, пожизненная дисквалификация с них снята, но награды Сочи-2014 им не вернут. Тут и началось!..
По данным The New York Times, инициировали расследование своего Минфина прокуратура Нью-Йорка совместно с Генпрокуратурой США. Издание сообщает, что «американские прокуроры уже направили соответствующим гражданам (видимо, из МОК) официальные требования о предоставлении данных по банковским операциям». При этом представители самой прокуратуры комментировать эту информацию отказались.
А первыми возникли WADA и МОК, обнародовав заявления, в которых категорически не согласны с CAS. «Как это можно сомневаться в расследовании комиссии Макларена», — вопиют представители «независимого» антидопингового агентства. — Её мандат состоял в том, чтобы подтвердить государственное вмешательство в процесс допинг-контроля в России. Эти решения вызовут тревогу и разочарование среди спортсменов. Агентство поддерживает намерение МОК тщательно проанализировать их и рассмотреть все варианты, в том числе призыв к Швейцарскому федеральному трибуналу". Вот так, ни больше, ни меньше!
— Я удивлена и разочарована решением CAS. Это ошибка системы правосудия, — возмущается председатель комиссии спортсменов ВАДА канадка Бекки Скотт.
— Это ужасный и темный день для спорта, обманщикам и ворам позволили восторжествовать. Мы должны пересмотреть отношение к ведущим администраторам и правовой системе спорта, — вторит ей англичанин Адам Пенгилли, вице-президент Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF), член МОК. И добавляет: «Я извинился перед отдельными спортсменами, у которых были мечты, медали, деньги и, самое главное, вера в спорт, которые у них украли».
Замечу, что IBSF оказалась одной из немногих спортивных федераций, активно включившихся в борьбу с российскими мастерами и дисквалифицируя их «пачками». А те «отдельные спортсмены», о которых говорит «объективный» Пенгилли — англо-американские и канадские бобслеисты и скелетонисты, к которым, в случае достоверности доказательств использования нашими запрещенных препаратов, должны были перейти не завоеванные ими награды Сочи-2014.
Пресс-релиз главной олимпийской власти короче, не столь резок, но от этого, что называется, не легче.
«С одной стороны, подтверждение нарушений антидопинговых правил для 11 спортсменов из-за манипуляций с их образцами ещё раз свидетельствует о существовании системных манипуляций на Олимпийских играх 2014 года в Сочи. С другой стороны, МОК очень огорчен, что доказательства, по мнению CAS, оказались недостаточными… CAS применил более высокий порог в отношении необходимого уровня доказательств, чем комиссия Денниса Освальда», — гласит документ.
То есть, 11 подтвержденных нарушений против 28 для возглавляющего МОК Томаса Баха и его сподручных являются безусловным доказательством господдержки «системных манипуляций с антидопинговой лабораторией»? И это не предвзятость?
Однако вернемся к американскому Минфину. Точнее, к возбудившейся Генпрокуратуре мирового диктатора, каковым давно пытается позиционировать себя США. Заявляя о начале расследования коррупции в высших спортивных организациях, априори самостоятельных, заокеанские блюстители права умалчивают о причинах вспыхнувшего интереса к МОК. Почему вдруг сейчас, в самый канун Зимних Игр-2018?
Вопрос участия оправданных CAS россиян в ОИ-2018 решится в ближайшие два дняПолмиллиона земляков поддержали российских олимпийцев3 февраля в центре Москвы перекроют движение из-за акции в поддержку олимпийцев
Слухи о возможной финансовой нечистоплотности МОК появились ещё в начале марта 2017 года. Французская газета Le Monde опубликовала тогда скандальный материал о бразильском бизнесмене, имя которого не называлось, якобы заплатившем $ 1,5 млн. сыну Ламина Диака, который был тогда президентом ИААФ и членом МОК за право Рио провести Олимпиаду-2016. Диак-младший позже заявил, что бразильцы честно победили на выборах. На том всё и закончилось. Поверили на слово? Или ждали нового, более серьезного повода?
Теперь внимание «принципиальной» американской фемиды привлекла компания по спортивному маркетингу Helios Partner, которая якобы содействовала России при получении прав на провидение Олимпийских Игр в 2014 году в Сочи, а также чемпионата мира по футболу в 2018 году.
— Международный олимпийский комитет давно уже «на крючке» у США, где на всех членов МОК есть компромат, — сказал корреспонденту «СП» Николай Валуев, депутат ГД РФ, известный в прошлом боксер. Он не один год провел в профессиональном спорте, подолгу жил в США. Рассказывал в свое время, что насмотрелся там на то, как покупают нужных специалистов.
«СП»: — А если те не покупаются?
— Такие люди встречаются, хоть и не часто. На этот случай всегда можно «подобрать» компрометирующие факты. Для янки подобное не составляет трудов.
Претензии Генпрокуратуры США к деятелям МОК пока не озвучены. Скорей всего из «ящика Пандоры» достанут «сведения по поводу финансовых транзакций, связанных с заявкой Рио-де-Жанейро на проведение ОИ в 2016 году, контактов с бывшими ключевыми членами МОК, а также с предпринимателями о предоставлении услуг». Об этом, где открытым текстом, где намеками сообщила The Wall Street Journal.
Жаль, неизвестны подробности судьбоносного для олимпийцев РФ решения CAS. Принято оно было, как сообщалось, единогласно «за недостаточностью собранных доказательств». Интересно, спортивные судьи видели «явление Родченко в МОК», когда тот из-за океана, по скайпу подтверждал свои показания, ставшие основой для наказания россиян? По свидетельству олимпийского чемпиона Сочи лыжника Александра Легкова, предстал Родченков на мониторе спиной к вершителям олимпийских судеб, и… в накинутой на голову простыне?! Да был ли это действительно он?
Адвокат Анна Козьменко, представляющая интересы российских спортсменов, добавила к этому, что информатор ВАДА во время допроса не смог дать ни одного точного ответа, отвечая вопросом на вопрос. Так что верить, собственно, было нечему.
Комментирует для «СП» происходящее Александр Смирнов, доктор наук, правовед, заведующий профильной кафедрой Университета физкультуры им. П. Ф. Лесгафта.
«СП»: — Прежде всего, Александр Александрович, на каком основании Генпрокуратура США предъявляет претензии МОК — организации, как считается, независимой?
— На основании силы. Вот такое теперь в мире «право», к сожалению. Официальное международное с преобладанием англо-саксонского толкования законов, давно «не работает».
«СП»: — И руководство МОК должно будет подчиниться?
— Кому должны подчиниться Томас Бах и К*, причем, без всяких оговорок, так это решению CAS. А что касается американской прокуратуры, тот тут всё будет зависеть от самого МОК. Чисто юридически янки им не указ. Если проявят принципиальность, то одними угрозами судебного разбирательства скорей всего все и закончится. Но судя по тому, что в Лозанне давно и уп-о следуют фарватером США, постоянно ища, как унизить, опозорить, оклеветать россиян, то говорить о проявлении ими честности, порядочности, принципиальность не приходится.
«СП»: — Чем может «прищучить» их вездесущий Вашингтон?
— Да чем угодно! Они же часто выстраивают компромат буквально на пустом месте. Цепляются за сомнительные намеки, где-то когда-то просочившиеся слухи. Разве не доказывает это пример с Родченковым, человеком, без сомнений, с нездоровой психикой? Найдут и для МОК такого же «Родченкова». На худой конец Зеппельта.
«СП»: — Как быть тут нам, России?
— Вся беда в том, что мы с опозданием реагируем на подобные ситуации. Ждем докладов, потом внимательно их слушаем, получаем «по полной» обвинений, и только после этого начинаем что-то предпринимать. Да и то достаточно вяло. Почему, скажем, только 28 олимпийцев подали протест на решение о не допуске к Играм-2018, а не все 111 отстраненных? Чего боимся? Почему? Действовать нужно не то, что своевременно и гораздо активнее, а желательно на опережение.
«СП»: — То есть, самим «копать» под МОК, а лучше под Госдеп США?
— На самом деле, было бы неплохо. Но это непросто, надо подключать спецслужбы. Огромные расходы!.. Не наш стиль. Россия не раз заявляла о приверженности к честной игре. Но честно, не значит любительски. Профессионализма нам не хватает. А также решительности в отстаивании национальных интересов. Вот и получаем…