Материал комментируют:
Михаил Ремизов
Бойкотировать футбольный чемпионат мира-2018 призывают политики Великобритании. «Завел тему» министр иностранных дел этой страны Борис Джонсон. Похоже, давно искал повод. Любой, лишь больнее «ударить» ненавистную ему Россию. А тут как раз и случилось — отравление в Солсбери Сергея Скрипаля, бывшего некогда офицером ГРУ, а ставшего английским шпионом.
О том, что он и его дочь отравлены, сообщили несколько дней назад многие мировые агентства. Кем отравлены, почему — неясно до сих пор. Что не помешало русофобу Джонсону начать обвинять в происшедшем власти РФ. А коль так, настаивает он, то необходимо «введение жестких санкций и игнорирование ЧМ». Оговариваясь, правда, это в том случае, «если причастность российских спецслужб к отравлению отца и дочери Скрипалей будет доказана».
Доказательств нет. Однако «работа» с партнерами из таких же «дружественных» нам стран, как Великобритания, уже идет. По данным влиятельной The Times, предполагается добиться присоединения к акции Польши, Австралии и Японии. Видимо, как самых податливых. Впрочем, польская футбольная федерация опровергла свое участие «в заговоре». «Мы крайне удивлены содержанием статьи и никогда не заявляли о намерениях, описанных в ней. Более того, никто из английского издания Daily Mail с нами не контактировал и не просил прокомментировать эту информацию», заявили там.
Официальный Лондон призывы главы своего МИДа не комментирует. Дает понять, что это — частная позиция коллеги. На это резко ответил известный английский специалист Гари Невилл, назвавший Джонсона «бессмысленным дураком».
Попытки отобрать у России чемпионат мира по футболу предпринимались и раньше. «Зачинателями» неизменно выступали представители Британии. Одна из главных причин тому — не могут смириться с тем, что не их, а наша страна получила право на его проведение. Вот и придумывают постоянно всякую чушь. Незадолго до Кубка конфедераций, прошедшего у нас прошлым летом, выпустили якобы документальный фильм о «безобразиях, творящихся на футбольных матчах в России». Там и про рабов из КНДР, которые «бесплатно строят им стадионы», и о «кровавых разборках» между болельщиками…
Тему этих самых «разборок» и сейчас не оставляют. Теперь речь идет о «сговоре российских и аргентинских фанатов с целью нападения на англичан во время турнира». Если верить нагнетающему ситуацию изданию Mirror, ультрас из Петербурга недавно летали в Буэнос-Айрес для переговоров с одной из активных фанатских группировок. Пообещали её представителям бесплатное жилье и питание в обмен на избиение англичан.
Да здоровы ли они там, в Mirror?
Активизировались, помимо Джонсона и К*, и американцы. В частности, сенаторы Джон Маккейн и Линдси Грэм. Сборная США в финальную часть турнира не вышла. Казалось бы, о чем вообще говорить? Но ведь говорят! Точнее, требуют с пеной у рта отобрать у россиян мундиаль!
— Они (англичане — ред.) в свое время кричали, что спорт вне политики. А сейчас сами устроили из спорта политику. Пока ведь не установлено, кто отравил Скрипаля. Здесь можно только удивляться, — ответил на прозападные вопли Никита Симонян, первый вице-президент Российского футбольного союза (РФС), патриарх отечественного, да и мирового футбола.
«СП»: — А если все-таки бойкот будет объявлен?
— Если даже эти страны, допустим, и пойдут на бойкот, то ничего страшного. Вместо них приедут другие, которые заняли последующие за ними места в отборочных играх. А чемпионат будет проведен и без них. Я был на жеребьевке 2 декабря 2010 года. И когда Йозеф Блаттер (тогда президент ФИФА — ред.) назвал организатора ЧМ-2018 года, то на сидевших неподалеку Дэвида Бекхэма и Бобби Чарльтона жалко было смотреть, они побелели…
Оперативно отреагировали на происходящее вокруг ЧМ-2018 и в Государственной думе РФ.
— Захотели западные чиновники бойкотировать? Значит, будет у нас чуть меньше туристов. Команды все равно приедут, и праздник футбола состоится. Все это большая политика, которая к спорту отношения не имеет, — считает Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы РФ.
Тем не менее, ситуация не столь проста, как может показаться. Печальный для россиян опыт зимней Олимпиады в Пхёнчхане показывает, что нынче всё возможно, самые невероятные предположения сбываются и наотмашь бьют тех, против кого направлены.
Ещё за полгода до Игр-2018 не допуск наших ведущих мастеров к соревнованиям, лишение права на флаг и гимн наши спортивные чинуши называли невозможным. А после 5 декабря, когда всё это стало реальностью, махать руками, призывать к справедливости, было уже поздно.
Если и в самом деле какие-то команды откажутся от участия в финальной части ЧМ-2018, чем это грозит нам? Много ли потеряем с финансовой и не только точки зрения?
К этому во многом судьбоносному чемпионату (впервые за всю историю футбола проходит в нашей стране!) готовились, как ни к какому другому. По масштабам строек (стадионы, отели, дороги, транспорт) сравнить можно только с подготовкой к Олимпиаде 2014 г. Да и то условно. Олимпиада проходила в Сочи и окрестностях. Футбольные матчи пройдут в одиннадцати городах разных регионов — от Центрального до Северо-Западного, Южного, Уральского. В каждом из них построены новые или реконструированы имеющиеся стадионы. Для ожидающегося многомиллионного потока туристов-болельщиков возведены современные комфортные отели, разработаны туристские маршруты, продумана система обслуживания, и т. п. Всё это — миллиардные вложения, которые, как предполагается, должны окупиться. Пусть и не на сто процентов, подобное большая редкость в современном мире, но «в общем и целом»…
— Не о чем переживать, ничего мы не потеряем, от того, что какая-то сборная не приедет в Россию на чемпионат мира, — считает Дмитрий Карелов, член президиума федерации футбола Петербурга, принимавший активное участие в оснащении нового питерского стадиона на Крестовском острове современным газоном.
«СП»: — Как же не потеряем, Дмитрий Александрович, если не едет команда, то не едут обычно и её болельщики. А если команда сильная, то её неучастие «бьёт» ещё и по престижу чемпионата.
— Не думаю, что англичане на сегодня сильнее, например, итальянцев, которые могут занять место британской сборной. И туристов точно не потеряем. На сегодня один только Петербург получил заявки от болельщиков разных стран на пять миллионов билетов. В нашем городе пять миллионов гостей и за год-то не всегда набирается, а тут — за один месяц!
«СП»: — Вы — оптимист!
— Я считаю, что повода переживать нет. По крайней мере, сейчас. Всё, что говорят и пишут о ЧМ-2018 мировые СМИ, чистой воды политика. Пугают очередными санкциями? Нам к ним не привыкать. Соответственно надо к этому и относиться.
Более осторожен в оценках Сергей Герасимец, известный в прошлом футболист (играл в командах Украины, Белоруссии, России), сейчас тренер.
— Ни в коем случае нельзя допускать бойкота, это ведь такая заразная вещь! Один недоброжелатель заикнется, другие подхватывают и… Вспомните Олимпиаду-1980 в Москве, которую проигнорировали многие западные страны во главе с США.
«СП»: — Власти Великобритании тогда тоже присоединились к бойкоту «советских» Игр, а вот их олимпийская сборная в соревнованиях участвовала!
— Думаю, и сейчас будет схожий сценарий. Официальные лица, отдельные чиновники демонстративно останутся дома, а все сборные приедут.
«СП»: — Англичане в последние годы не входят в число фаворитов на чемпионатах мира…
— Кто фаворит — выяснится на поле. Не знаю ни одного футбольного профессионала, который возможности бороться за Кубок мира, предпочел бы остаться дома в угоду неким политическим амбициям недальновидных соотечественников. Нам важно, чтобы сборные, которые получили право играть в финале чемпионата мира-2018 приехали и играли. Неполноценный чемпионат никому не нужен. Ни нам, ни ФИФА.
К слову, в уставе ФИФА четко прописано: кто бойкотирует чемпионат мира, тот «автоматом» пропускает следующий. А вообще ситуация, конечно, неприятная. После того, что случилось с нашими олимпийцами, ловишь себя на мысли: а грамотны ли те люди, что руководят у нас спортом? Действительно ли они ратуют за его развитие? Потому что во многом из-за их непрофессионализма авторитет российского спорта в мире упал. Попросту растоптан.
Продолжает тему Михаил Ремизов, руководитель Института национальной стратегии.
— Говорить о возможных потерях в связи с возможным бойкотом каких-то команд, уже поздно. Потому что потери теперь очевидны. Прежде всего, финансовые. Взявшись за организацию ЧМ-2018, мы рьяно взялись за возведение новых стадионов. Хотя часть из них достаточно было просто реконструировать.
«СП»: — В частности, арену в Петербурге, ставшую самой дорогой в мире — без малого 50 млрд. рублей.
— Да. Но главное даже не в этом, а в том, что после Чемпионата мира большая часть стадионов будет в основном пустовать. И все расходы по их содержанию тяжким бременем лягут на региональные бюджеты и без того не богатые. Очевидны и возможные имидживые потери. Давление на Россию не прекращается. Каждое такое значимое событие, как ЧМ, его только усиливает. Так что негативные отклики, а то и откровенные провокации, вполне реальны.
«СП»: — И как реагировать на все это нашей власти? Тем, кто отвечает за проведение ЧМ-2018, за спорт в целом, за организацию туристских потоков?
— Да теперь уже поздно реагировать… Изначально было понятно, что не надо приглашать к нам этот чемпионат. Это явно не приоритетное направление для вложения инвестиций. Гигантские футбольные стадионы — зачем они нам? Никогда ведь не окупятся! И туристы не окупят вложения, о чем свидетельствует опыт других стран. Что останется из сделанного, так это дороги. Но их можно и нужно было строить, независимо ни от каких спортивных событий. Тут, на мой взгляд, проблема приоритетов. Власть снова ошиблась с ними…