Материал комментируют:
Антон Орлов
Президент Франции Макрон объяснил, чем атлеты из воюющего Израиля лучше российских спортсменов, отстраненных от ОИ-2024 в Париже.
Главный француз провел инспекцию олимпийских объектов и столкнулся с необходимостью выслушивать вопросы, на которые у него нет внятных ответов. Например, о том, куда делись €174 млн, выделенные на строительство олимпийского водного стадиона в Сен-Дени. Возвести его не успели, и сейчас в спешном порядке ставят временный объект на поляне стадиона для регби. Большого числа зрителей, в итоге, на олимпийской плавательной программе не поместится.
Не смог Макрон ответить, состоится ли церемония открытия игр в условиях массовых акций протеста в Париже. Зато на вопрос о том, почему спортсмены из России отстранены от Игр, а израильские — нет, у президента ответ нашелся.
— Израиль реагирует на террористические атаки, и спортсмены не виноваты в этом, — ответил он. Чтобы не выглядеть совсем уж полным идиотом, про спортсменов из России Макрон не сказал ни слова.
В конце прошлой недели депутаты парламентов Франции и Испании призвали отстранить от ОИ-2024 израильтян наравне с россиянами.
Не признаваясь в дискриминации спортсменов по национальному признаку, Макрон призвал все воюющие страны к олимпийскому перемирию с 26 июля по 11 августа 2024 года, сообщив, что отдельно попросит об этом руководство Китая (не воюющего ни с кем) при личной встрече. И буквально в тот же день, но на другом мероприятии, призвал Украину не прекращать войну, пообещав подбросить ей французских войск.
О странной логике Макрона и других западных руководителей, а также Международного олимпийского комитета «Свободной Прессе» рассказал директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов.
«СП»: Макрон сказал, что несправедливо отстранять израильских спортсменов от ОИ, потому что они не виноваты. Как можно к этому относиться в свете того, что российские олимпийцы отстранены?
— Во всем должна быть логика. Если отстраняют российских и белорусских спортсменов, то почему другие являются неприкосновенными? При том, что правительства их стран точно так же ведут военные действия со своими соседями.
Другое дело, что спортсмены не виноваты, и они не должны страдать из-за политической обстановки. Мое мнение: никакие санкции не должны распространяться на спорт и спортсменов, ни на российских, ни на израильских, ни на иранских или белорусских.
Политика и спорт — это две параллельные прямые, которые никогда не должны пересечься, но к сожалению, в наше время законы геометрии почему-то работают очень избирательно.
«СП»: С просьбой об отстранении Израиля от Олимпиады обращались члены испанского и французского парламента. Депутат Эдуар Бенар направил официальное требование в правительство Франции, собрав подписи 300 спортивных организаций. Может ли это говорить о том, что законодатели — за единые требования доступа к ОИ? Или такая позиция, скорее, выражает их отношение к Израилю?
— Думаю, в мировой политике в целом, и европейской — в частности, очень мало людей, искренне следующих своим убеждениям. Любая спорная ситуация — это возможность заявить о себе, шанс запомниться избирателям.
В этом году состоятся выборы в Европарламент, и для кандидатов поэксплуатировать темы ОИ и ближневосточного обострения — отличная возможность врезаться в память целевой аудитории.
Думаю, ситуация в Израиле — это момент, который политики не хотят упускать, тем более, что в европейской медиаповестке Украина уже давно отошла на второй план, и именно ситуация с израильско-палестинским конфликтом является доминирующей в прессе.
«СП»: Макрон практически одновременно анонсировал, что пошлет войска Франции на Украину, чтобы та не прекращала войну, и — призвал к олимпийскому перемирию на время игр. Это как можно объяснить: раздвоение личности, непоследовательность, цинизм?
— Давняя мечта Макрона — сделать Францию ведущей страной Евросоюза, обойдя Германию по влиянию на политические и социально-экономические процессы. Думаю, в этом и кроется причина столь полярных заявлений: с одной стороны, президент Франции ужесточает риторику в отношении России, демонстрируя решительность и воинственность, с другой — стремится стать главным миротворцем.
И это для него логично: грех упускать возможность остановить военные действия в период проведения Олимпийских игр, где именно Франция является хозяйкой. Любая пауза, любой намек на то, что план Макрона удался, добавит ему очков в его личной борьбе с Шольцем, и борьбе Франции за пальму первенства в ЕС.
«СП»: Макрон почему-то анонсировал, что будет уговаривать на олимпийское перемирие руководства Китая. Как это объяснить, если Китай пока не воюет ни в зоне СВО, ни на Ближнем Востоке?
— Китай является союзником России в Совбезе ООН, в БРИКС и других международных организациях.
Кроме того, Китай — ближайший сосед нашей страны, крупнейший экономический партнер, а личные отношения глав двух государств находятся на очень высоком уровне. Поэтому попытка повлиять на Путина через Си Цзинпина выглядит здравой. Другое дело, что, на мой взгляд, она вряд ли реализуема. У китайского лидера нет ни одной причины пойти Макрону навстречу. По крайней мере, я их не вижу.
«СП»: Тем не менее, возможно ли олимпийское перемирие?
— В олимпийское перемирие лично я не верю ни секунды, так как Запад непременно захочет воспользоваться паузой для накачки киевского режима оружием с целью дальнейшего затягивания боевых действий. В Кремле это понимают, и давно не верят в честное слово и благие намерения «западных партнеров».
«СП»: В российском обществе полемика: могут ли отдельные спортсмены из нашей страны поехать на Олимпиаду-24 в Париж, как «частные лица», или они не должны участвовать в ОИ. Как им поступить?
— Я считаю, что спортсмены не должны страдать из-за действий политиков. Мое мнение: они обязательно должны ехать, выступать и побеждать. Даже если они одержат победы в нейтральном статусе, весь мир будет понимать, что медали завоевали спортсмены из России. Такой возможностью не нужно пренебрегать, на мой взгляд.
«СП»: Что может сделать Россия для того, чтобы спортивные соревнования не становились жертвами политических манипуляций?
— Победить. После нашей победы на Украине весь незападный мир захочет дружить и выстраивать прочные отношения с Россией. И никому не придет в голову отстранять российских спортсменов от международных соревнований.
После победы на Украине придут и олимпийские победы под флагом России.