Заместитель руководителя пограничной службы ФСБ России Геннадий Медведев сообщил 22 января, что Украина угрожает экономической деятельности России в Черном море. И привел пример, когда с борта водолазного судна «Почаев» ВМС Украины вели пулеметный огонь по самоподъемной буровой установке «Таврида» российской государственной компании «Черноморнефтегаз». При этом «водолазов» страховал украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» (закладывался в 1990-м по заказу КГБ СССР как сторожевой корабль проекта 11351).
Пограничная служба ФСБ и Черноморский флот России вынуждены регулярно защищать российские буровые установки на шельфе от провокационных действий кораблей пограничной службы и ВМС Украины.
Кроме того, Киев планирует и осуществляет серию ракетных стрельб над Черным морем, вблизи российских границ.
Украинское правительство официально сообщило: «командирам экипажей дежурных самолетов-перехватчиков (вертолетов), кораблей (катеров), наземных средств противовоздушной обороны предоставляется право самостоятельно открывать огонь по воздушным судам вооруженных формирований других государств, нарушивших государственную границу Украины».
Как появляются в Киеве провокационные идеи в отношении Москвы?
Чисто английское убийство
В связи с избранием нового президента США Дональда Трампа украинский проект в Вашингтоне временно (или навсегда) утратил актуальность. Однако штандарт подхватил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон, который 20 января прибыл в Киев и выступил с развернутой программой военной поддержки Украины, якобы переживающей условия внешней агрессии.
Майкл Фэллон заявил: «Мы так же, как и вы, преданны демократическим ценностям. Мы уважаем ваше право — как и право любого суверенного государства — защищать свои границы в условиях агрессии… Конечно, одних только слов недостаточно. Поэтому Британия действует».
В марте 2016-го Фэллон обещал, что Лондон вдвое увеличит программу подготовки украинских военных с целью реформирования армии Украины и обеспечения их соответствия стандартам НАТО по направлениям наземных средств ПВО, боевых действий и самозащиты в крупных городах, фортификации.
За последние два года пять тысяч украинских военнослужащих прошли курс переподготовки с участием британских инструкторов (АТО в Донбассе требует жертв). Программа продлена еще на год, и в 2017-м году в нее включены военно-воздушные силы Украины. Британские истребители «Тайфун» будут патрулировать небо над Черным морем. Впервые за десять лет Украину посетит британский военный корабль.
Лондон выражает готовность встать на сторону Украины в ее противостоянии с Россией. Главная цель Великобритании — помочь ВСУ в достижении совместимости со стандартами НАТО до 2020 года. Здесь и ключ к пониманию проблемы.
Для усиления украинского оборонного потенциала британские специалисты в Киеве в тесном сотрудничестве с НАТО и Transparency International консультируют Минобороны, Генштаб и СНБО. Лондон также откомандировал старшего офицера в украинский комитет оборонных реформ, предоставил ВСУ «нелетальное оснащение» на 1 млн фунтов стерлингов (в том числе приборы ночного видения). Консультируют британцы, а если на поле боя погибать придется украинцам, то ради чего?
Обращаясь к украинцам, Майкл Фэллон безапелляционно (и бездоказательно) отметил: «Соединенное Королевство уп-о работает над укреплением НАТО как самого успешного военного альянса в мире». Вероятно, Лондон все еще рассматривает Украину как плацдарм для НАТО, а Донбасс — как полигон для танков Challenger 2.
Британский министр обороны не впервые вдохновляет ВСУ на блицкриг. Сегодня более 4,5 тысячи британских военнослужащих привлечены к 25 различным операциям по всему миру. Возможно, окраина России рассматривается как одна из операционных зон. Негативные прогнозы не учитываются.
На этом фоне экс-премьер Франции, кандидат в президенты страны Франсуа Фийон назвал безответственными заявления политиков, желавших вступления Украины в НАТО. А премьер-министр Великобритании Тереза Мэй успокоила Киев: «Новый лидер США по-прежнему привержен НАТО, несмотря на его неоднократную критику в адрес альянса, обеспокоенного действиями России в отношении Украины».
ЕС переживает разброд и шатания, Украина остается разменной картой в большой игре Запада с Востоком. И подписанный украинским президентом Петром Порошенко закон об увеличении численности ВСУ со 184 до 250 тысяч военнослужащих, вероятно, отражает прогноз потерь в военном противостоянии с Россией.
Неповторимый путь Мазепы
Через три года после «революции» Украина оказалась на распутье с ограниченным выбором. Если когда-то Киев мечтал стать большой торговой площадкой между ЕС и Россией, то за минувшие два года торговый баланс Украины сократился на 30 млрд долларов, то есть на треть.
Сегодня Украина возвращается к пулеметным тачанкам и настойчиво стремится стать линией фронта между Западом и Востоком. После разрыва с Москвой только «прифронтовой Киев» может привлечь финансовую помощь Запада, и лишь тогда в бюджете удастся свести концы с концами.
Администрация 44-го президента США Барака Обамы помогла Украине кредитами в размере 2,8 млрд долларов — все для фронта, и Киев не без оснований ожидает продолжения.
Из года в год НАТО наращивает контингент по линии соприкосновения с Россией, усиливается в Черноморском регионе, готовится разорвать конвенцию Монтре. Украинские рекруты на передовом рубеже чрезвычайно необходимы Западу, даже если специалисты эти — одноразовые или исповедующие идеалы дивизии СС «Галичина». Военных приготовлений и националистической идеологии не спрячешь за красивыми словами Майкла Фэллона или широкими спинами «детей Майдана». Если милитаристские тенденции и враждебная риторика не изменятся, рано или поздно Москве придется очень жестко обозначить границы своего терпения и геополитического влияния.
Надо ли объяснять, почему России необходимы ракетные комплексы «Искандер-М» в Калининградской области, 20-я общевойсковая армия, три новые дивизии и новая танковая армия на Западном стратегическом направлении?