Материал комментируют:
Иван Коновалов
11 февраля президент Украины Петр Порошенко на своей странице в «Фейсбуке» с гордостью сообщил о новой разработке украинских военных конструкторов. По словам Порошенко, «Укроборонпром» создал новое ракетное вооружение для украинских ВВС.
«Ракеты калибра 57 мм предназначены для поражения наземных целей и спроектированы для вооружения ударных вертолетов и самолетов. Во время успешных испытаний экипаж вертолета, который, кстати, оснащен новыми двигателями, а также станцией оптико-электронного подавления „Ардос“, попал по заданным целям. Только полсекунды необходимо, чтобы выпустить полный блок из 20 ракет», — написал президент «незалежной», приложив к посту короткое видео с испытаний.
В последнее время Украина не устает сообщать о новых военных «чудо-разработках». Правда, на поверку большая часть их них оказывается слегка модернизированной (в лучшем случае) советской техникой, которую достали из запасников. В январе, например, бойцы ВСУ хвастались огромной «снайперской винтовкой», переделанной из советской автоматической зенитной пушки калибра 23 мм ЗУ-23. А в распиаренном «высокоточном комплексе «Ольха», скорее всего, используются штатные ракеты РСЗО «Смерч» с новым отсеком управления разработки ГККБ «Луч».
В комментариях под сообщением Порошенко, среди восторгов о мощи украинских ВВС и гении конструкторов, проскакивали и скептичные замечания. Так, один из пользователей поинтересовался, чем эта «разработка» принципиально отличается от советской 57-мм С-5 (НАР), созданной еще в 50-х годах прошлого века. Другой иронично отметил «хорошая ракета, и новая, даже 70 лет еще нет». Правда, буквально через час оба комментария со странички президента Украины таинственным образом исчезли.
Хотя вопросы пользователей вполне резонны. Что такого инновационного в неуправляемой ракете калибра 57-мм, которая ставится на советские вертолеты, пусть и с новыми двигателями? Ни о какой высокоточности и управляемости речи даже в сообщении Порошенко не идет, а судя по коротенькому видео, пуск производится, как и 60 лет назад, из подвешиваемых на носителе пусковых устройств. Если посмотреть на ТТХ ракеты НАР С-5 «Скворец», которая была принята на вооружение Советской армии в далеком 1955 году, время выстрела составляет 0,018 — 0,021 с. То есть в среднем 25 ракет за полсекунды, даже лучше, чем у супер-разработки Порошенко.
Во всей этой истории настораживает разве что акцент, который украинские власти делают на своих ВВС в последнее время. За второе полугодие 2016 года украинские ВВС провели пять учений с отработкой бомбометания в разное время суток. Если верить данным украинского командования, в прошлом году проведено 4200 учебных воздушных боёв и перехватов, 350 десантирований, 300 практических стрельб по наземным целям. Вместе с бравыми сообщениями о новейших ракетах все это наталкивает на мысль, что украинские власти могут вернуться к применению авиации в Донбассе.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что Киев на это не пойдет, а о своих «чудо-ракетах» рассказывает совсем с другой целью.
— Порошенко вообще отличается громогласными заявлениями в области разработок украинского ОПК, но на деле это почти всегда оказывается старой советской системой, на которую просто поставили новую маркировку. Не думаю, что на этот раз что-то произошло иначе. К тому же, ставить эти ракеты все равно будут на вертолеты советского производства.
Ракета 57-мм — это достаточно типичный боеприпас, который чаще применяется для вертолетов, чем для самолетов. Скорость, о которой написал Порошенко, вполне стандартная. Вопрос в том, если у украинцев вообще деньги для производства такого количества ракет, чтобы стрелять блоками?
«СП»: — Для чего Порошенко делает такие заявления? Нет ли опасности, что Киев задумал вернуться к применению авиации в конфликте на востоке?
— Я не думаю, что украинские власти всерьез думают о том, чтобы снова начать использовать авиацию над Донбассом. Они понимают, что это закончится тем же, что и в прошлый раз — ополчение будет сбивать их и без того немногочисленные летательные аппараты.
Нет, прежде всего, это попытка показать, что разрушенный военно-промышленный комплекс Украины еще что-то пытается разрабатывать и производить. Хотя на самом деле его подкосил разрыв связей с Россией. За все годы независимости они так и не смогли создать замкнутые циклы производства. Работает только то, что было создано при Советском Союзе.
Есть «Антонов», в более-менее приличном состоянии танковое производство. «Заря-Машпроект» производит газотурбинные двигатели, но не корабли, «Мотор Сич» производит вертолетные двигатели, но не сами вертолеты. Вот они и стараются продемонстрировать, что что-то могут сделать сами. Сейчас они хотят показать, что производят боеприпасы. По этой же причине они представляют какие-то бронетранспортеры, которые никто в мире покупать не хочет.
Доходит до абсурда. Недавно они представили чуть ли не винтовку Мосина, которую окрестили противотанковой системой, из которой можно вывести из строя башню новейшего российского танка «Армата». Такой «Армата-киллер». Это просто смешно, но это реальный пример уровня разработок украинских конструкторов.
Кроме того, новые разработки не появляются вот так вдруг, что президент сообщает о них в «Фейсбуке». Заранее известно, что ведутся разработки, затем проходят испытания, затем оружие поступает на вооружение. Так работает рынок ВПК, производство. А когда Порошенко пишет в интернете, что они придумали новое оружие, это несерьезно. Тем более что часто такие сообщения сопровождаются случайными фотографиями. Один раз новость о разработке нового БТР была проиллюстрирована фото российской машины.
Да и вообще, вы можете представить, чтобы наш президент или, к примеру, Дональд Трамп писал в «Твиттере» о разработке нового боеприпаса? Да у нас столько подобных разработок, что им бы пришлось только об этом и писать. Но Порошенко использует любую возможность для пиара.
Не верит в украинский конструкторский гений и заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.
— То, о чем написал Порошенко — это неуправляемая ракета, которую подвешивают на вертолетах. На Украине есть прекрасное конструкторское бюро «Луч», которое и в советское время разрабатывало ракеты. Я сомневаюсь, что в нынешних условиях они могли создать что-то принципиально новое. Но то, что они модифицировали уже имевшиеся советские ракеты — вполне вероятно. Я почти уверен, что Порошенко пишет о старой ракете, которая так или иначе была усовершенствована.
«СП»: — Как именно?
— У нее может быть улучшен ряд характеристик — точностных, скоростных и так далее. Но создание нового боеприпаса с нуля — это длительная кропотливая работа, и украинские КБ сейчас не в состоянии ее выполнить. Модификации, модернизации, усовершенствования — называйте, как хотите — это они могут делать. У них довольно сильные инженеры в этой части ракетных технологий. В советское время они специализировали именно на этом, и, конечно, они значительно могли улучшить неуправляемую ракету.
Скорее всего, они смогли увеличить отдельные ракетные параметры, дальность или точность, и раструбить об этом на весь мир. Это целенаправленная политика для того, чтобы представить Украину, как страну, которая остается крупнейшим поставщиком и разработчиком вооружений на мировом рынке, хотя на самом деле они сдают позиции по всем статьям.
«СП»: — То есть о каких-то революционных разработках в сообщении Порошенко речи не идет?
— По большому счету, неуправляемые ракеты калибра 57-мм — это устаревшие ракеты. Они поставлялись во многие страны мира, в частности в Африку, где применяются до сих пор. Говорить о том, что потенциал этих ракет исчерпан, рано. Если их характеристики действительно значительно улучшены, украинцы могут их поставлять тем же африканским странам.
Эти ракеты были разработаны более 50 лет назад. Это не говорит о том, что они плохие, но время идет вперед. Сегодня есть управляемые ракеты, высокоточные вооружения. Но дело в том, что такие ракеты очень дороги, а неуправляемые — значительно дешевле. Применение комбинации этих ракет наиболее оптимально. Поэтому НАРы будут пользоваться спросом еще долгое время, в зависимости от типа цели.
Условно говоря, если операция проходит в Конго против мятежников, применять управляемые ракеты для этой бедной страны слишком дорого. Поэтому они будут подвешивать на вертолеты НАРы, в том числе и те, о которых писал Порошенко.