Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 3 - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 3 - «Военные действия» 08:04 Среда 0 1 020
22-02-2017, 08:04

Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 3 - «Военные действия»




Кампания 1915 г. на Черном море характеризовалась несколькими важными обстоятельствами.
Во-первых, это уже упомянутый стратегический баланс на ТВД. Попытка разрешить противостояние состоялась 27 апреля 1915 г. у Босфора – русская бригада линейных кораблей в усеченном составе провела 22-минутный огневой поединок с «Гебеном». Немецкие снаряды в русские корабли не попали, в то время как три русских снаряда поразили линейный крейсер и уничтожили 150-мм орудие, и, кроме того, временно была выведена из строя третья башня. После этого «Гебен» быстро ретировался.

1. русские линкоры-додредноуты Черноморского флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав» (слева направо) во время боя с линейным крейсером «Гебен» у Босфора 27 апреля 1915 года. Видны всплески от падений снарядов «Гебена» впереди и с борта головного «Евстафия».

Во-вторых, после вступления в строй новых кораблей (линкоры-дредноуты «Императрица Екатерина Великая» и «Императрица Мария», крейсер «Прут», 5 эсминцев, 8 подводных лодок, 2 авиатранспорта) Черноморский флот захватывает стратегическую инициативу на ТВД.
В-третьих, Черноморский флот пытался осуществлять взаимодействие с союзниками по Антанте в рамках Дарданелльской операции.

После вступления в строй мощных новых линкоров дивизия линейных кораблей была разбита на три тактические группы - каждая из них могла успешно противостоять «Гебену». Ответный ход германо-турецкого командования включал в себя переброску на Черное море германских подлодок (в июне - октябре прибыли из Средиземного моря в Босфор 5 подлодок, в т. ч. 2 подводных минных заградителя). Кроме того ситуация усугубилась из-за вступления Болгарии в войну на стороне германского блока.

Корабли Черноморского флота действовали на коммуникациях противника, боролись с его судоходством, блокировали побережье. Так, лишь за январь ими было потоплено до 120 парусных и моторных шхун, а также 4 парохода. Русские корабли имели несколько встреч с легкими крейсерами противника, но последние от боя уклонились. Весной и летом флот блокировал Босфор, обстреливал укрепления пролива и портов так называемого Угольного района Турции (Эрегли, Зонгулдак, Козлу) и оперировал на коммуникациях.

2. Корабли Черноморского флота в походе.

Линкоры и крейсера обстреливали укрепления Босфора, гидросамолеты с авиатранспортов осуществляли бомбардировки и корректировку огня. Так, 19-20 апреля линейные корабли «Пантелеймон» и «Три святителя» обстреляли береговые укрепления Босфора, выпустив 865 снарядов калибром 152 - 305 мм, а 21 апреля линкор «Ростислав» обстрелял находящийся северо-западнее Босфора район Иниады. Одновременно на Иниаду был произведен налет гидросамолетов.


3. Первый обстрел укреплений Босфора Черноморским флотом. Корабль слева – линкор «Ростислав».

После вступления в строй новых черноморских эсминцев типа «Новик» на морских коммуникациях противника у берегов Угольного и Нефтяного районов начали оперировать миноносные группы по 2-4 корабля: в июне - октябре они совершили свыше 30 боевых походов и нанесли крупные потери транспортному флоту противника. Эсминцы топили вражеские суда не только в море, но и в портах, и, помимо этого, разрушали портовые сооружения и укрепления.

В ночь на 29 мая эсминцы «Дерзкий» и «Гневный» атаковали «Бреслау»: крейсер, получив 3 артиллерийских попадания (в результате 7 человек было убито и 15 ранено), вышел из боя – эсминцы, показав высокий уровень тактического взаимодействия, обратили в бегство крейсер. 23 августа эсминцы «Быстрый» и «Пронзительный», встретившись с турецким крейсером «Гамидие», в сопровождении двух эсминцев конвоировавшего 4 транспорта с углем, вывели на крейсере из строя оба 150-мм орудия и затем во взаимодействии с подлодкой «Нерпа» заставили турецкий конвой бросить эскортируемые суда. Неприятельские пароходы выбросились на прибрежную отмель и были расстреляны артиллерией и торпедами русских эсминцев.


4. Эсминец «Дерзкий».


5. Крейсер «Гамидие».

В июне на коммуникациях противника у Босфора и у Угольного района начали действовать 6 подводных лодок. Против крупных транспортов они применяли в основном торпеды, мелкие суда уничтожались артиллерийским огнем. За четыре месяца русские подлодки совершили 20 боевых походов. 27 июня подводный заградитель «Краб» выставил в Босфорском проливе минную банку из 60 мин, на которых 3 июля получил тяжелые повреждения крейсер «Бреслау».


6. Подводный минный заградитель «Краб».

Активность противника вынужденно сократилась: «Гебен» и прочие корабли опасались русских дредноутов, подлодок и минных заграждений.

Так, еще в конце декабря 1914 г. на русском заграждении у Босфора подорвался минный крейсер «Берк» - он так и не вернулся в строй до конца войны. 21 марта 1915 г. та же участь постигла крейсер «Меджидие» (после снятия экипажа эсминец выпустил в него торпеду, и крейсер затонул на 13-метровой глубине).

7. Легкий крейсер «Меджидие».


8. Как он выглядел после подрыва на одесской минной банке.

Наиболее серьезными операциями противника на Черном море в 1915 г. были (кроме походов «Гебена» и «Бреслау»): 1) попытка сорвать готовящуюся русскую десантную операцию на Босфоре (набег силами крейсеров «Меджидие», «Гамидие» при поддержке 4 эсминцев под прикрытием «Гебена» и «Бреслау») – гибель «Меджидие» в районе Одессы сорвала операцию; 2) действия германо-турецких подводных лодок.
Член Военно-морской исторической комиссии контр-адмирал В. К. Лукин следующим образом характеризовал крейсерский трофей Черноморского флота: «Крейсер «Меджидие»…попал на нашу мину заграждения в северной части минной банки… Оставление крейсера было поспешное, это видно из того, что кормовой флаг остался не спущенным … Турецкий крейсер был через некоторое время поднят и вступил в строй русских судов под названием «Прут» [Лукин В. К. Заметки о боевой деятельности Черноморского флота в период 1914-1918 гг. С.-Пб., 2008. С. 169].

9. Русский трофей - боевой флаг и вымпел легкого крейсера «Меджидие».
Активность подводных лодок противника была более опасна.
Из-за подводной опасности русское командование временно прекратило выходы на коммуникации противника, были выставлены дополнительные минные заграждения. Осенью подлодки противника потопили танкер «Апшерон», транспорт «Патагония», а также небольшой пароход и 8 парусников. Подлодка UС 13, оперировавшая у Угольного района, штормом была выброшена на берег и затем добита русскими миноносцами. Вышедшие ей на помощь из Босфора две турецкие канонерские лодки также были потоплены.

Вступление осенью 1915 г. Болгарии в войну на стороне Германского блока было неприятно тем, что на болгарские порты стали базироваться германские подводные лодки, а русский флот был вынужден своими действиями охватить новый значительный район в западной части Черного моря.

В кампании 1915 г. активно действовала Экспедиция особого назначения на Дунае. В марте - мае судами экспедиции было доставлено из России в Сербию 319 вагонов муки, овса, ячменя, сена и других грузов. Русские моряки, как и в ходе кампании 1914 г., устанавливали минные заграждения, строили на Дунае переправы и т. д. После поражения сербской армии отряды русских моряков, уничтожив торпедные батареи, береговые укрепления, минные станции, плавсредства и мосты на Дунае, отошли в Салоники и в Румынию.

Т. о., главные усилия Черноморского флота в кампанию 1915 г. были направлены на разгром морских коммуникаций противника (удары по портам, уничтожение судов): старые линкоры обстреливали порты и береговые укрепления, прикрывали крейсера и эсминцы; новые линкоры входили в состав маневренных групп черноморской эскадры; систематически и успешно действовали эсминцы и подводные лодки.
Новинкой было: 1) организация взаимодействия в борьбе на вражеских коммуникациях надводных сил флота с подводными лодками, 2) использование гидросамолетов с авиатранспортов для разведки Босфора и портов и бомбовых ударов по транспортам, находящимся в базах.

Русский Черноморский флот в кампании 1915 г. захватил стратегическую инициативу на ТВД, взаимодействовал с союзниками по Антанте и оказывал им прямую военную помощь.

В кампании 1916 г. на Балтийском море русский флот реализовал серьезные оборонительные мероприятия: была создана Передовая минно-артиллерийская позиция, усилены Центральная позиция, Моозундский, Або-Аландский районы, отдельные участки Рижского залива. Произошло качественное, количественное и структурное изменение Балтийского флота. Главной задачей флота являлось: не допустить проникновения противника восточнее главной Нарген-Порккалауддской позиции, для чего удерживать Моонзундскую и Або-Аландскую укрепленные позиции, не допустить противника в Ботнический залив и к юго-западному побережью Финляндии; оказывать содействие армии.

Главными задачами немецкого флота на Балтике были обеспечение морских коммуникаций со Швецией (бесперебойная доставка стратегического сырья имела все большее значение) и минные постановки. Для защиты коммуникаций с началом навигации 1916 года немцы развернули корабельные дозоры, а также были вынуждены применять систему конвоев.

Соответственно, обе противоборствующие стороны на Балтике в кампанию 1916 г. решали пассивные задачи.

Морские силы Рижского залива взаимодействовали с сухопутными войсками, оказывая артиллерийскую поддержку 12-й армии Северного фронта. Так, при штабе 12-й армии была создана группа, состоящая из опытных морских офицеров - она развернула на берегу целую сеть корректировочных и наблюдательных постов, установила радиостанцию для связи с постами и армейскими частями, наладила воздушную разведку побережья. Корабли, которые выделялись для огневой поддержки войск, делились на тактические группы. Воздушное прикрытие осуществлялось самолетами с авиатранспорта «Орлица» и временного аэродрома на острове Руно (12 самолетов). Самолеты с «Орлицы», островов Эзель и Руно не только проводили воздушную разведку и корректировали корабельный огонь, но и наносили бомбовые удары по германской авиастанции на озере Ангерн (Курляндский полуостров) и объектам противника на берегу, отражали налеты германских самолетов.

10. Гидроавиатранспорт «Орлица».

Встречаясь с противником в воздухе, морские летчики смело вступали с ним в бой, невзирая на численность. Так, 2 русских гидросамолета, 1 августа наносившие удар по авиастанции Ангерн, были атакованы 7-ю германскими самолетами. Вступив в бой, они сбили 1 и повредили 2 немецких самолета. Русские самолеты, несмотря пулевые пробоины, вернулись на базу [Подр. см. Александров А. О. Битва за Ангерн 31 июля – 5 августа 1916 г. в описаниях участников, боевых сводках и комментариях // Цитадель. 1997. № 1 (4). С. 81 – 92].
В ходе борьбы на море в кампании 1916 г. резко выросла роль авиации. К началу 1916 года Балтийский флот располагал 40 самолетами различных типов (базировались на аэродромы в Гельсингфорсе, Нарве, Гапсале, Ревеле, на Аландских и Моонзундских островах). В ходе кампании 1916 года на Балтике русские летчики провели двадцать воздушных боев, в ходе которых, потеряв три своих самолета, сбили шесть германских. К декабрю морская авиация была напрямую подчинена командующему флотом и организационно оформлена: вместо бывших до этого двух авиационных районов (Ботнического и Балтийского) была создана воздушная дивизия Балтийского флота (в нее входили 2 бригады по 3 дивизиона каждая) - численность боевого состава соединения определена в 106 самолетов.
Германская авиация, численно превосходя воздушные силы Балтийского флота, осуществляла удары по аэродромам, посадочным площадкам и населенным пунктам, осуществив более 30 налетов. 5 июля германские самолеты бомбили Ревель, а 12 июля Аландские острова. Но авианалеты не дали серьезных результатов - авиация Балтфлота успешно противодействовала немцам.
В 1916 г. на Балтийском морском театре появляются зенитные батареи, организуются наблюдательные посты, создается Ревельский район ПВО – причем в ходе кампании 1 германский самолет был сбит огнем зенитной артиллерии.

Силы флота поддерживали армию – в артиллерийском обстреле германских позиций активно участвовали линкор «Слава», восемь эсминцев, канонерские лодки «Храбрый» и «Грозящий». Серьезную помощь армии также оказывала и морская авиация.

Кампания 1915 г. на Черном море характеризовалась несколькими важными обстоятельствами. Во-первых, это уже упомянутый стратегический баланс на ТВД. Попытка разрешить противостояние состоялась 27 апреля 1915 г. у Босфора – русская бригада линейных кораблей в усеченном составе провела 22-минутный огневой поединок с «Гебеном». Немецкие снаряды в русские корабли не попали, в то время как три русских снаряда поразили линейный крейсер и уничтожили 150-мм орудие, и, кроме того, временно была выведена из строя третья башня. После этого «Гебен» быстро ретировался. 1. русские линкоры-додредноуты Черноморского флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав» (слева направо) во время боя с линейным крейсером «Гебен» у Босфора 27 апреля 1915 года. Видны всплески от падений снарядов «Гебена» впереди и с борта головного «Евстафия». Во-вторых, после вступления в строй новых кораблей (линкоры-дредноуты «Императрица Екатерина Великая» и «Императрица Мария», крейсер «Прут», 5 эсминцев, 8 подводных лодок, 2 авиатранспорта) Черноморский флот захватывает стратегическую инициативу на ТВД. В-третьих, Черноморский флот пытался осуществлять взаимодействие с союзниками по Антанте в рамках Дарданелльской операции. После вступления в строй мощных новых линкоров дивизия линейных кораблей была разбита на три тактические группы - каждая из них могла успешно противостоять «Гебену». Ответный ход германо-турецкого командования включал в себя переброску на Черное море германских подлодок (в июне - октябре прибыли из Средиземного моря в Босфор 5 подлодок, в т. ч. 2 подводных минных заградителя). Кроме того ситуация усугубилась из-за вступления Болгарии в войну на стороне германского блока. Корабли Черноморского флота действовали на коммуникациях противника, боролись с его судоходством, блокировали побережье. Так, лишь за январь ими было потоплено до 120 парусных и моторных шхун, а также 4 парохода. Русские корабли имели несколько встреч с легкими крейсерами противника, но последние от боя уклонились. Весной и летом флот блокировал Босфор, обстреливал укрепления пролива и портов так называемого Угольного района Турции (Эрегли, Зонгулдак, Козлу) и оперировал на коммуникациях. 2. Корабли Черноморского флота в походе. Линкоры и крейсера обстреливали укрепления Босфора, гидросамолеты с авиатранспортов осуществляли бомбардировки и корректировку огня. Так, 19-20 апреля линейные корабли «Пантелеймон» и «Три святителя» обстреляли береговые укрепления Босфора, выпустив 865 снарядов калибром 152 - 305 мм, а 21 апреля линкор «Ростислав» обстрелял находящийся северо-западнее Босфора район Иниады. Одновременно на Иниаду был произведен налет гидросамолетов. 3. Первый обстрел укреплений Босфора Черноморским флотом. Корабль слева – линкор «Ростислав». После вступления в строй новых черноморских эсминцев типа «Новик» на морских коммуникациях противника у берегов Угольного и Нефтяного районов начали оперировать миноносные группы по 2-4 корабля: в июне - октябре они совершили свыше 30 боевых походов и нанесли крупные потери транспортному флоту противника. Эсминцы топили вражеские суда не только в море, но и в портах, и, помимо этого, разрушали портовые сооружения и укрепления. В ночь на 29 мая эсминцы «Дерзкий» и «Гневный» атаковали «Бреслау»: крейсер, получив 3 артиллерийских попадания (в результате 7 человек было убито и 15 ранено), вышел из боя – эсминцы, показав высокий уровень тактического взаимодействия, обратили в бегство крейсер. 23 августа эсминцы «Быстрый» и «Пронзительный», встретившись с турецким крейсером «Гамидие», в сопровождении двух эсминцев конвоировавшего 4 транспорта с углем, вывели на крейсере из строя оба 150-мм орудия и затем во взаимодействии с подлодкой «Нерпа» заставили турецкий конвой бросить эскортируемые суда. Неприятельские пароходы выбросились на прибрежную отмель и были расстреляны артиллерией и торпедами русских эсминцев. 4. Эсминец «Дерзкий». 5. Крейсер «Гамидие». В июне на коммуникациях противника у Босфора и у Угольного района начали действовать 6 подводных лодок. Против крупных транспортов они применяли в основном торпеды, мелкие суда уничтожались артиллерийским огнем. За четыре месяца русские подлодки совершили 20 боевых походов. 27 июня подводный заградитель «Краб» выставил в Босфорском проливе минную банку из 60 мин, на которых 3 июля получил тяжелые повреждения крейсер «Бреслау». 6. Подводный минный заградитель «Краб». Активность противника вынужденно сократилась: «Гебен» и прочие корабли опасались русских дредноутов, подлодок и минных заграждений. Так, еще в конце декабря 1914 г. на русском заграждении у Босфора подорвался минный крейсер «Берк» - он так и не вернулся в строй до конца войны. 21 марта 1915 г. та же участь постигла крейсер «Меджидие» (после снятия экипажа эсминец выпустил в него торпеду, и крейсер затонул на 13-метровой глубине). 7. Легкий крейсер «Меджидие». 8. Как он выглядел после подрыва на одесской минной банке. Наиболее серьезными операциями противника на Черном море в 1915 г. были (кроме походов «Гебена» и «Бреслау»): 1) попытка сорвать готовящуюся русскую десантную операцию на Босфоре (набег силами крейсеров «Меджидие», «Гамидие» при поддержке 4 эсминцев под прикрытием «Гебена» и «Бреслау») – гибель «Меджидие» в районе Одессы сорвала операцию; 2) действия германо-турецких подводных лодок. Член Военно-морской исторической комиссии контр-адмирал В. К. Лукин следующим образом характеризовал крейсерский трофей Черноморского флота: «Крейсер «Меджидие»…попал на нашу мину заграждения в северной части минной банки… Оставление крейсера было поспешное, это видно из того, что кормовой флаг остался не спущенным … Турецкий крейсер был через некоторое время поднят и вступил в строй русских судов под названием «Прут» _

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl