Геополитический покой России может только сниться. Стоит нашей стране плотно заняться решением проблемы террористической угрозы в далёкой Сирии, как в близкой и не менее проблемной Украине начинается военное обострение — практически на уровне лета 2014 года. И наоборот. Стоит России начать уделять повышенное внимание действиям неадекватного соседа с топором, как просыпается «дружище» и принимается эрдогадить в Сирии.
В субботу в Мюнхене произошло несколько знаковых событий, привлекших к себе внимание экспертов и наблюдателей. Во-первых, выступление главы российского МИД Лаврова, ответившего нашим европейским «партнёрам» в их фирменном стиле: контрсанкции с них не будут сняты до тех пор, пока не начнут выполняться в полном объёме минские договорённости.
Во-вторых, недавний указ президента Путина о признании государственных документов ЛДНР Россией и последовавшая истерическая украинская реакция на него.
Но было на конференции ещё одно выступление: глава турецкого МИД Чавушоглу официально сделал предложение американской стороне ввести контингент сил специальных операций на занятую турецкими войсками территорию Сирии.
Заявление Чавушоглу прозвучало достаточно странно. С одной стороны, главный турецкий мидовец фанфарами раструбил о совместных успехах турецкой армии и «Свободной сирийской армии» в операции «Щит Евфрата» с заверениями, что ключевой город Эль-Баб будет в ближайшее время отбит у террористов.
С другой стороны, совершенно непонятно – зачем в таком случае приглашать американцев и делиться с ними достигнутыми успехами. А чтобы посильнее разжечь интерес США, Чавушоглу твёрдо пообещал, что Турция вместе с американцами очень быстро захватит столицу ИГИЛ – город Ракку.
При этом, турецкие официальные лица полностью игнорируют протесты сирийских дипломатов, неуклонно требующих от Турции прекратить оккупацию и вывести части турецкой армии с сирийских территорий. Недоумение Дамаска предельно понятно: на сирийских территориях Турция ведёт себя крайне непоследовательно и пытается быть поджигателем и пожарным в одном лице. Если же к турецким наземным оккупационным частям добавятся ещё и американский контингент, то Дамаск небезосновательно опасается потерять эти территории надолго, если не навсегда. Да ещё получить в качестве приза гадюшник по косовскому образцу.
Интересно, что Эрдоган заёрзал и стал с интересом посматривать в сторону США сразу же после посещения Турции сначала новёхоньким директором ЦРУ Майком Помпео, а затем и начальником генштаба ВС США генералом Данфордом. Большие шишки из Америки привезли Главтурку предложение, от которого невозможно отказаться?
Что бы там не предлагал и какие бы победы не сулил Чавушоглу, а в декабре прошлого года в мировую прессу произошла досадная утечка информации о крупных потерях турецкой бронетехники в Сирии. Речь шла о десяти танках Leopard 2A4 1-го Армейского Корпуса турецкой армии, подорвавшихся на минах, сожжённых ПТРК и даже захваченных террористами, а также о потерях других единиц турецкой бронетехники. Утечка сопровождалась весомыми доказательствами в виде фотографий сожжённых турецких танков и ББМ с поля боя, а также снимком официального армейского документа с перечнем потерянной в боях бронетехники.
Что касается перспективы «отбить в ближайшее время» ключевой город Эль-Баб, то на деле всё обстоит не так гладко. В СМИ уже неоднократно всплывали новости о взятии Эль-Баба под полный контроль турецкой армией, но впоследствии становилось известно, что террористы раз за разом заставляли турок откатываться назад.
Важность города заключена в том, что удерживающие его банды ИГИЛ сохраняют источник террористической опасности у границы с Турцией. Если же Эль-Баб возьмут под свой контроль курды, то, тем самым, повышаются шансы на создание курдской автономии непосредственно у границы с Турцией. По турецким идейным установкам – это дурной пример для турецких курдов.
Впрочем, удивляться не приходится. На территории Сирии турецкая армия воюет не столько с бандами ИГИЛ, сколько с отрядами курдского ополчения, которое своим упорством достигло окраин Ракки.
А что же Америка? Три года назад, Барак Хусейнович, посещая американских военных, пафосно поклялся, что ноги сухопутного американского солдата в Сирии не будет. Но Хусейныч вообще очень много клялся и не оправдал возложенные на него надежды, как на могучего миротворца. Втуне пропала и выданная ему заочно Нобелевская премия мира за красивые глаза. Затем, целых два года ВВС США имитировали борьбу с ИГИЛ, пока русские ВКС не перехватили инициативу и добились впечатляющих боевых и политических успехов в деле утилизации бармалеев. В результате, уже в 2016 году Обама был вынужден закатать язык и в кучке с другими коалиционными силами послать в Сирию своих пехотинцев для борьбы с Исламским Государством. На деле, сухопутных представителей армии США, преимущественно силы специальных операций, фиксировали там и сям в качестве советников среди «умеренных» террористов.
В данный момент, американские официальные лица намекают на то, что контингент сухопутных войск армии США может высадиться в Сирии, но окончательное решение примет действующий президент Трамп, находящийся «в тридцатидневном процессе изучения стратегии борьбы с ИГИЛ».
Полагаю, Трамп находится в явном затруднении. С турками или без них, американских военных ждёт нелёгкая прогулка к Ракке через взятие Эль-Баба. И ещё неизвестно, что подготовит для них Иран, который Трамп уже назначил виновным за всё происходящее в регионе и которому никак не выгодно присутствие в Сирии американцев с турками.
Пока Трамп решает «быть или не быть», России придётся реагировать, исходить из самого худшего варианта и предпринимать шаги, ускоряющие взятие Ракки с одновременным перерезанием пути к ней турецкой армии.
Армия Башара Асада не сможет быстро взять логово террористов ИГИЛ собственными силами, а только совместными усилиями с курдским ополчением. Но для этого Асаду придётся заключить твёрдое соглашение с лидерами курдов о создании на севере Сирии не просто культурной, но и национальной автономии. В противном случае, как предрекают эксперты по сирийским делам, американцы с турками создадут уже не курдскую автономию, а арабо-туркоманское квазигосударство – протекторат, финансируемый саудитами и другими заинтересованными «бензоколонками», где не будет места курдам, христианам и другим малым народам. Не говоря уже о том, что создание подобного анклава никак не поможет установлению мира в Сирии.