Американский журнал The National Interest опубликовал статью о советском плавающем танке ПТ-76, который автор, историк военной техники, Себастьян Роблин называет легендарным.
По утверждению Роблина, ПТ-76 стал ужасным потрясением для американских войск во Вьетнаме. И это при том, что он относился к классу легких танков. Его броня теоретически могла выдерживать лишь обстрел из автоматов. Но уже пулеметные очереди калибра 12,7 мм прошивали ее насквозь. И ходовые качества у танка были не блестящие: максимальная скорость на шоссе равнялась 44 км/ч, на пересеченной местности она снижалась до 20−25 км/ч. Огневая мощь также оставляла желать лучшего. Негиростабилизированная нарезная пушка имела калибр 76 мм. Но при этом танк вступал в артиллерийские дуэли с основными боевыми танками США М48 «Паттон-3» и порой одерживал победы.
Надо сказать, что боевая биография этого танка значительно шире, чем она представлена в американском журнале. И это понятно. Военных историков США, прежде всего, интересует Вьетнамская война. До сих пор они ищут ответы на проклятый вопрос: каким образом вьетнамцы разгромили самую мощную армию мира, которая во время Вьетнамской войны сожрала сотни миллиардов долларов?
Причем ответ ищут исключительно в технической плоскости. Хоть позорное поражение было предопределено высоким боевым духом вьетнамцев, которые на слабых танках бросались в самое пекло, и моральным разложением американских солдат, которым не могли помочь ни авиация, ни самая современная сухопутная техника, ни авианосный флот.
Конечно, вьетнамцам помогал техникой Советский Союз. Но помощь эта была не столь значительной с точки зрения количества поставляемого вооружения. Хоть, конечно, качество было на высочайшем техническом уровне. Достаточно вспомнить о том, что с американских пилотов сбило наглую спесь появление во Вьетнаме МиГов последних разработок и зенитно-ракетных комплексов.
ПТ-76 не относился к последним разработкам советской оборонки. Он был принят на вооружение в 1951 году. И был предусмотрен для решения совсем иных задач, чем те, которые ему предписали отчаянные и бесстрашные вьетнамцы.
Это оружие десанта. Он должен был при высадке десанта с моря (танк-то плавающий), поддерживать бойцов огнем и занимать опорные плацдармы, удерживая их для высадки основных сил. Ни для каких танковых атак ПТ-76 предназначен не был. Что было предопределено его броней, максимальная толщина которой достигала 15 мм. Это лоб башни. Лоб корпуса защищала 10-миллиметровая броня. Все остальное шло по убывающей.
Это был неизбежный конструктивный компромисс. Слабое бронирование было избрано не потому, что металла в стране не хватало, а для того, чтобы облегчить танк, который должен плавать. В результате его масса была снижена до 14,5 тонны.
Американский историк отмечает и еще один слабый момент — танк имел слишком крупные габариты. Поэтому в него было проще попасть даже их гранатомета. Но и это следствие основного назначения танка. Он должен был перевозить на броне по морю 20 десантников. Конструкторы ВНИИ-100, разработавшие танк, добились его высокой плавучести на скорости в 10 км/ч. Что обеспечивали мощные водометные движители.
При скромном калибре пушки в 76 мм она, тем не менее, обладала серьезной огневой мощью. Дальность стрельбы достигала 2 км. В боекомплект входили осколочно-фугасные, бронебойные, кумулятивные и бронебойные подкалиберные снаряды. Наибольшей бронепробиваемостью обладал бронебойный подкалиберный снаряд БР-354Н. С дистанции в 500 метров он пробивал 125 мм брони. На удалении 1000 м — 110 мм, 1500 м — 90 мм, 2000 м — 75 мм.
В связи с чем пушка ПТ-76 представляла серьезную угрозу даже для тяжелого американского танка М48 «Паттон». БР-354Н пробивал у него лоб корпуса толщиной в 110 мм, с 1000 метров. А все остальные части «американца» можно было пробить с расстояния в 2000 метров. При встрече снаряда с броней под углом 60 градусов лоб корпуса пробивается с 500 метров, все остальные проекции — с 1500 метров. Правда, лоб башни толщиной 176 мм снаряд ПТ-76 поразить не мог.
Через 3 года на базе ПТ-76 был создан плавающий бронетранспортер БТР-50. Он также был способен перевозить на броне 20 десантников. При этом калибр пушки возрос до 85 мм. Причем она могла стрелять, когда БТР находился на плаву.
Самая кошмарная для американцев встреча с плавающими танками произошла 7 февраля 1968 года, когда северовьетнамская армия при поддержке 12 танков ПТ-76 атаковала ночью базу Лангвей. Ее охраняли порядка тысячи сайгонских вьетнамцев и сотни американских спецназовцев.
Ожесточенно сопротивляясь, американцы за полтора часа смогли подбить из безоткатных 106-мм орудий 4 танка, в одном из которых был женский экипаж. На этом их победы над легкими танками иссякли.
Танки смяли заграждения из колючей проволоки и проделали проходы в минных полях, прокладывая дорогу пехоте. Затем уничтожили из пушек безоткатные орудия и начали крушить бункеры.
Вот как описывает Себастьян Роблин дальнейшее развитие событий: «Американские коммандос начали с короткой дистанции вести огонь из 66-миллиметровых одноразовых гранатометов M72. Его реактивные снаряды должны были с легкостью пробивать слабую броню ПТ-76, но они давали одну осечку за другой. Спецназовцы часто промахивались, а когда попадали, никакого эффекта это не давало. Один расчет попал в танк девятью снарядами, но безрезультатно.
Ни артиллерийскими обстрелами, ни авиаударами, ни контратакой силами лаосских войск во главе с двумя офицерами американского спецназа выбить наступающие вьетнамские войска не удалось. Ближайшая база морской пехоты в Кхешани должна была поддержать лагерь Лангвей в чрезвычайных обстоятельствах, но ее командование отказалось прислать подкрепление, так как само очутилось в осаде.
Выжившие южновьетнамские, американские и лаосские военнослужащие бежали из Лангвея на следующий день, когда лагерь пал. Они оставили 300 погибших".
ПТ-76 участвовал в сражении и с превосходящим его по возможностям «Паттоном». В марте 1969 года 12 вьетнамских танков и несколько БТР-50 атаковали американский лагерь Бен-Хет с целью уничтожения батареи 175-мм самоходных артиллерийских установок. В результате боя со взводом «Паттонов» и двумя зенитными самоходками вьетнамцы потеряли два танка (один из них подорвался на мине), но смогли уничтожить один американский танк.
Еще больший ужас наводили индийские ПТ-76 на пакистанские войска в 1971 году — во время индо-пакистанского инцидента. Действуя в наиболее комфортной для себя среде — в дельте Ганга, плавающие танки потопили несколько канонерских лодок. Во время двухнедельного штурма города Богра было повреждено 13 индийских танков. Но баланс оказался более чем положительный — пакистанцы потеряли 66 легких американских танков М24 «Чаффи», которые имели более серьезную бронезащиту, чем советский плавающий танк. Больше у пакистанцев таких танков не было.
Воевали ПТ-76 и на Ближнем Востоке. Во время Шестидневной войны 1967 года Египет крайне неудачно распоряжался имевшимися у него советскими танками. В результате чего они по большей части стали трофеями Израиля. И вот Израиль в 1973 году во время Войны судного дня использовал их в высшей степени разумно. Израильские ПТ-76 совместно с БТР-50 применялись в качестве бронетехники, поддерживающей десантные операции, отыскивая наименее укрепленные противником участки фронта.
Считается, что ночная операция 16 октября стала переломной в ходе войны. 7 танков и 8 БТР-50П с мотопехотой из состава 11-й резервной танковой бригады переправились в северной части Большого Горького озера на его западный берег и захватили плацдарм в районе станции Абу-Султан. В течение двух последующих суток израильские войска наносили удары по правофланговым частям 2-й египетской армии, тесня их к каналу. К концу 18 октября для поддержки десанта было переброшено до 200 танков. Утром 19 октября войска, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление.
С 1951 года по 1967 год на Волгоградском тракторном заводе было произведено более 3 тысяч легких танков. Большая их часть — около 2 тысяч — была поставлена армиям других стран. К наиболее крупным операторам ПТ-76 относились Вьетнам, Египет, Северная Корея, Китай. До сих пор, то есть по прошествии 66 лет с момента создания, плавающий танк находится на вооружении армий Вьетнама, КНДР, Сирии, Индонезии и ряда других стран.