Некогда единая система ракетно-космической обороны находится под угрозой окончательного разрушения ее оперативной и организационной структуры, а также забвения истинного содержания термина «РКО» вследствие его интерпретации как «разведка космической обстановки». Анализ последней военно-научной конференции в Тверской ВА ВКО подтверждает, что актуальность проблемы только возрастает.
Статус командования Войск ВКО не соответствует уровню, объему и важности задач воздушно-космической обороны. Это совсем не новость («ВКО: и вновь на развилке»). Когда на основе ВВС и Войск ВКО был образован новый вид Вооруженных Сил – ВКС РФ, предполагалось, что основная оперативно-стратегическая проблема организации совместных действий против любого воздушно-космического противника будет полностью решена. Попытаемся оценить полученный на данный момент результат.
С созданием ВКС вопрос о заниженном статусе командования Войск ВКО решили оригинально – его ликвидировали. А все обеспечивающие и специальные средства космического базирования вместе с наземной инфраструктурой радиолокационного обеспечения (РЛО) ракетно-космической обороны (РКО) вырвали из единой системы управления совместными стратегическими операциями ударных и оборонительных сил ВКС, объединив в Службу обеспечения боевых действий с искусственным повышением ее статуса до уровня командования Космических войск в нарушение всех законов военного искусства.
Оперативно-стратегические задачи организации совместных стратегических действий Вооруженных Сил по обороне от ударов СВКН и само понятие «ВКО» возникли как объективная реальность не сегодня, а еще в 1950 году в связи с появлением в мире ракетно-ядерного оружия и с созданием у нас Третьего Главного управления (ТГУ) Совета министров СССР под руководством Лаврентия Берии. К ТГУ были тогда прикомандированы наиболее опытные офицеры 4-го НИИ с целью курирования и решения всех военных и научно-технических проблем, связанных с созданием первой в мире высокоэффективной системы обороны Москвы от воздушного (С-25 «Беркут») и ракетного (А-35) нападения. Там были известные офицеры и генералы, такие как Герой Советского Союза Сергей Ниловский, возглавивший впоследствии 2-й ЦНИИ МО. Но были и другие, неизвестные широкой общественности при жизни и, к сожалению, почти забытые всеми после их гибели или смерти. Один из таких – прославившийся в битве под Москвой и глубоко засекреченный после Великой Отечественной генерал-лейтенант Иван Барышполец («Куратор ракетного щита»), первый командующий Войсками ПРО Московского округа ПВО, непосредственный участник и руководитель всей практической и теоретической деятельности, связанной с военным строительством первой в мире единой системы ракетных комплексов воздушно-космической обороны Москвы, а также с созданием и развитием теории совместного применения различных родов Войск ВКО во взаимодействии с ударными силами и средствами нашей дальней авиации и РВСН.
По воспоминаниям ветеранов, Иван Ефимович, курируя от ТГУ Совмина СССР создание сначала системы ПВО (С-25), а потом ПРО (А-35) столицы, рассматривал их с самого начала как два компонента единой системы обороны от воздушного и ракетно-космического нападения. Именно этот военный замысел он неоднократно докладывал П. Ф. Батицкому и как командующему войсками Московского округа ПВО, и как главкому. Автор научно-технической разработки системы ПРО (А-35) Григорий Кисунько до этого не менее активно участвовал в создании С-25 вместе с другими незаслуженно забытыми сегодня военными учеными.
На старой фотографии, сделанной 22 июня 1977 года, – встреча особо засекреченных в свое время основателей современной системы ВКО страны с одним из первых безвременно ушедших из жизни ее родоначальников – ветераном Великой Отечественной войны Иваном Барышпольцем в день его рождения – теперь уже у его могилы. Все они: и сам Иван Ефимович, и пришедшие тогда на кладбище сослуживцы, и другие ветераны Великой Отечественной войны – участники создания первой системы ВКО Москвы, включая отсутствующих на общей фотографии по известной уважительной причине родоначальников разработки в нашей стране ракетных средств вооружения и военной техники ВКО Павла Куксенко и Серго Берия, заслуживают светлой памяти благодарных потомков.
Сегодня наша главная цель – не только восстановить память о необоснованно забытых родоначальниках и основоположниках системы ВКО страны, но и изучить их наработки с максимальным использованием всего положительного для совершенствования современной системы обеспечения военной безопасности в воздушно-космической сфере и совместных стратегических действий против любого воздушно-космического противника. Это полезно еще и потому, что опыт строительства объектов, создания систем и группировок Войск ПВО и ПРО Москвы, организации их совместного применения во взаимодействии с ударными силами ДА и РВСН приобретает особую актуальность в связи с созданием главного командования Воздушно-космических сил (ВКС). Накопленные знания надо учитывать при разработке теоретических основ действий всех военных и специальных сил России в воздушно-космической сфере при необходимом для эффективного руководства наращивании возможностей главкомата ВКС до уровня стратегического главного воздушно-космического командования на своем глобальном ТВД. Также важно уяснить целесообразную структуру этого органа и уточнить его роль по отношению к Национальному центру управления обороной государства (НЦУОГ) в мирное и военное время. Соответственно должны выстраиваться главные и центральные управления и службы ВКС, определяться общий облик этого нового, объединенного вида ВС и потребный количественный состав ударных, оборонительных, обеспечивающих и специальных сил и средств.
Особенно важен такой опыт для создания целесообразной группировки оперативного командования оборонительных сил ВКС (сил ВКО), основу которых составляют противосамолетные и противоракетные разведывательно-огневые комплексы (РОК), а также их построения в строгом соответствии с законами военной науки для борьбы против любого воздушно-космического противника.
С учетом значения РЛО для ведения разведки воздушно-космического пространства и управления зенитным ракетным и противоракетным огнем этот вид включается в состав РОКа конструктивно либо посредством единой автоматизированной СУО.
Известно также, что для осуществления других видов обеспечения борьбы в воздушно-космической сфере, таких как связь, навигация, РЭБ, картография, метеорология, ЗОМП, в интересах боевых действий ВКС в целом специально выделяются определенные силы и средства различного базирования из состава соответствующих родов войск центрального подчинения и специальных служб, включая соответствующе оборудованные КА военного назначения.
Проблема правильного сочетания вопросов ведения боевых действий сил ПВО-ПРО и их всестороннего обеспечения, в том числе РЛО, возникла с самого начала, еще при создании единой системы ВКО Москвы (С-25 и А-35). Анализ оргмероприятий, проведенных за последние три года, показывает, что должное взаимодействие структур ВКО до сих пор не налажено. Более того, по мере развития во всем мире средств и способов ведения военных действий проблема только продолжает нарастать, будучи связанной с рациональным распределением оперативных и административных функций руководства и управления процессами строительства и совместного применения ударных, оборонительных, обеспечивающих и специальных сил и средств группировок ВС, других войск, воинских формирований и органов специальных служб различного масштаба.
Решением этой основной проблемы, которая лежит в основе рациональной организации процессов создания ВВСТ, а также планирования стратегических действий по обеспечению военной безопасности России в воздушно-космической сфере, всегда активно занимались военно-научные и оперативные органы Генерального штаба. До перестройки регулярно проводились конференции, семинары, исследовательские учения и командно-штабные тренировки, на которых обсуждались различные варианты решения проблемы. Один из них был еще в 1996 году признан наиболее рациональным. За последние три года он претерпел незначительные уточнения и изменения, но, к сожалению, так и остается до сих пор чисто теоретическим результатом. Дело в том, что основная идея этого варианта, заключающаяся в рациональном распределении (разделении и сочетании) оперативных и административных функций руководства и управления процессами строительства и совместного применения ударных, оборонительных, обеспечивающих и специальных сил и средств ВКС, до сих пор принимается у нас не всеми, реализуется нерешительно, в основном частично и чаще всего формально. Это касается и оперативных вопросов, связанных с необходимостью правильного установления статуса обеспечивающих сил и средств, вошедших в состав ВКС, без необоснованного его завышения.
По сути нынешние организационные действия фактически направлены не просто на дальнейшее занижение оперативного статуса командования Войск ВКО, а в конечном итоге на значительное торможение процесса создания оперативного командования стратегическими оборонительными ВКС и главного воздушно-космического командования ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами на глобальном воздушно-космическом ТВД.
Мириться с таким положением дел и идти по пути умышленного затягивания с реализацией известного, научно обоснованного решения указанной проблемы преступлению подобно.