Украина, как и стоило ожидать, поддержала ракетный удар США по Сирии. И даже вполне успешно влилась в сводный хор обличителей «бесчеловечного асадовского режима» с заученными (но не подкрепленными ничем) обвинениями в адрес сирийского руководства.
Внешнеполитическому ведомству «незалежной» давно нет необходимости вникать в сложные проблемы международной повестки дня — там просто держат «нос по ветру» и строго чтут конъюнктуру.
И официальное заявление, распространенное МИД Украины после американской атаки сирийского военного аэродрома, — лишнее тому подтверждение.
Ведь чего требуют? А требуют поддержать действия США «для предотвращения дальнейших военных преступлений режима (Башара Асада — ред.) против мирного населения».
Вот только не открыл ли Трамп своей непредсказуемой «решимостью» «ящик Пандоры»? Причем, не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
Потому что у украинских властных персонажей из «партии войны» от «успехов» американского оружия уже закружилась голова. Там теперь надеются на «новые возможности» для Украины и на усиление поддержки со стороны США. А поскольку со здравым смыслом эти товарищи давно не дружат, их вполне может посетить идея, пока все мировое внимание приковано к Сирии, исполнить что-то подобное в Донбассе. В этом случае виток горячего противостояния в регионе может разгореться с новой силой. И не факт, что его искры не долетят до Евросоюза.
Последнее заявление главы украинского МВД Арсена Авакова о том, что силовики должны быть готовы к возвращению «оккупированных территорий», как раз подтверждает, что такой сценарий у Киева припасен.
— Вопрос, насколько сейчас США готовы соответствовать тем фантазиям, которые есть в украинском массовом бессознании, — рассуждает президент фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Ведь там им всем видится 6-й американский флот с авианосцами, который проходит через Босфор и вдруг начинает поддерживать в Черном море своими действиями украинскую армию. Или им представляется, как взлетают стратегические бомбардировщики США, и начинают бомбить Донбасс, а то и территорию РФ.
Но, с моей точки зрения, это все находится где-то на одной полочке вместе с книжками, повествующими о прибытии марсианских звездолетов или об экстрасенсорных способностях Порошенко.
Даже в президентство Обамы было четко продемонстрировано, что формат участия и США, и стран НАТО в украинском конфликте заключается исключительно в экономическом и политическом давлении на РФ. Не более, и не менее.
Безусловно, это неприятно для России. И, безусловно, создает определенные экономические трудности. Но с военной точки зрения, участие США и стран НАТО в конфликте на Украине — минимально. Если оно вообще имеет место быть. Американцы, например, разведывательной информацией с украинцами делились крайне неохотно. То же самое касается поставки вооружений.
Конгресс США в этом году все-таки принял программу помощи Украине. Но сократил ее чуть ли не в два раза. И обставил это таким количеством условий, что, по сути дела, программа помощи осталась на прежнем уровне, только еще с сокращенным финансовым наполнением.
Мне кажется, мы можем, по сути, исключить США как некую активную силу.
А ведь Штаты сейчас продемонстрировали, пожалуй, наибольшую концентрацию своих сил, выпустив чуть ли не 60 «Томагавков» по сирийской авиабазе. Убили шестерых военнослужащих. То есть, жизнь каждого из них (это, конечно, цинично звучит) обошлась в стоимость десяти «Томагавков» — если не ошибаюсь, стоимость одной такой ракеты больше миллиона долларов.
Поэтому если рассмотреть 300 млн. американской помощи и «перебить» ее на то количество «Томагавков», которые якобы украинцы ожидают увидеть в своем небе, направленными на народную милицию Донбасса и мифических российских агрессоров, то можно понять, что этого хватит на два-три залпа.
«СП»: — А как же «самая мощная армия на континенте», как сказал о ВСУ Петр Порошенко?
— Что касается украинкой армии… Конечно, там ходит много агиток, согласно которым украинская армия стала страшно боеспособной, готовой чуть ли не в одном порыве «зачистить» всю территорию Донбасса — вплоть до Ростова-на-Дону и Таганрога. Но, как показывают события 2014−2017 гг., той силы, которую собой сейчас представляет Народная милиция ДНР и ЛНР, вполне достаточно для того, чтобы не только выстоять, но также отразить и первый, и второй, и третий удары. Не надо сбрасывать со счетов и помощь со стороны Москвы.
До тех пор, пока Россия проводит такого рода политику военного протектората по отношению к народным республикам, усилия украинцев в пиар-поле так и останутся не более чем, некими украинскими фантазиями, о том, что победным маршем украинская армия дойдет до границ с РФ.
«СП»: — Не факт, что в Киеве сейчас способны правильно оценивать ситуацию. Иначе, зачем в ВСУ анонсировали проведение в скором времени наступательной операции «Буря» по захвату Донбасса?
— Так называлась операция, которую хорваты провели против Сербской Краины в августе 1995 года. Этот сценарий им, действительно, давно не дает покоя.
Но что тут скажешь?
Лишь то, что значительную часть заявлений, которые позволяют себе делать сегодня украинские политики и украинская элита, можно включать в учебные пособия по психиатрии.
В частности, известное выражение «крутить наждак» тоже впервые встречается в известной книге по шизофрении, которая написана, кстати, украинским автором. И там один «украинский патриот» рассказывает, как ФСБ «крутит в подвале наждак» и мешает осуществлять ему какую-то высокую миссию на Земле.
Поэтому если украинские СМИ продолжают «крутить наждак» и сейчас, я им не могу никак помочь. Наверное, им нужно, на самом деле, обратиться к доктору. Реальность — это то, что происходило в Изварино, в Иловайске, в донецком аэропорту, когда вдруг непобедимые киборги, состоящие из титана, полимеров и украинской идеи рассыпались под выстрелами тяжёлой артиллерии.
Наверное, нужно задуматься о том, что любой национальный миф, он строится на реальных фактах и победах. А когда победы одерживаются в Фейсбуке и в Твиттере, то и жить надо в интернете. А жизнь идет на улицах. На пространстве Украины. Где и так масса проблем, которые гораздо более насущны, чем война с Донбассом. Это снижение уровня жизни. Это демографическое истощение — пять миллионов украинцев, по официальным данным, утекли в сторону ЕС и РФ.
Политический аналитик Александр Асафов, в свою очередь, не исключает, что непредсказуемость политики Трампа подстегнет очередной виток горячего противостояния и в украинском конфликте:
— Нет никакого сомнения, что украинская власть попытается воспользоваться ситуацией для активизации своей так называемой «АТО» в Донбассе, спровоцировав пару-тройку столкновений на линии разграничения. Как минимум, будут интенсифицированы обстрелы — мы это увидим в ближайшие дни.
Что касается наступления ВСУ, то хочу напомнить: вчера Донецкая республика провела сбор резервистов с раздачей боевого оружия на случай возможного обострения ситуации.
То есть, вполне вероятно, что соответствующие приказы, как внутри украинской армии, так и среди нацбатов уже отданы, и в ближайшие дни стоит ожидать эскалации боевых действий.
На это указывают и определенные внутриполитические факторы.
Дело в том, что для Порошенко важной датой является 14−15 апреля, когда он попадает под атаку своих политических конкурентов из-за окончания иммунитета правительства Гройсмана. То есть, радикальна оппозиция в Раде будет, скорей всего, настаивать на отставке правительства и объявлении недоверия премьеру. А как раз эта «конструкция» полностью поддерживает Порошенко. Гройсман — его человек.
Поэтому чтобы переключить внимание политических конкурентов и общества с внутренней повестки на внешнюю и удержать власть, Порошенко нужна война. Он это понимает. И его ближайшее окружение это понимает. Трамп своим ночным приказом об атаке аэродрома в Сирии дал ему еще один аргумент.