Парад военной техники на главной площади страны в День Победы — это не только традиция, но и демонстрация мощи российских Вооружённых сил и новых образцов военной техники.
В этом году изюминка парада на Красной площади — дебют боевой техники, разработанной специально для российской арктической группировки. Это «северные» зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего действия «Панцирь-СА» и зенитно-ракетные комплексы малой дальности «Тор-М2ДТ», смонтированные на базе двухзвенных гусеничных вездеходов ДТ-30 «Витязь».
«Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА» предназначены для прикрытия заполярных военных баз, развертываемых в настоящее время в различных районах российской Арктики — от островов архипелага Земли Франца-Иосифа до Чукотки. Эти ЗРК способны выполнять задачи по обеспечению безопасности России в суровых климатических условиях Арктики при полном отсутствии дорог и на удалении от баз обеспечения.
Демонстрация «арктических» модификаций на Красной площади не осталась без внимания западных СМИ, которые почему-то назвали показ ЗРК основной темой «наземных» парадных расчетов и «сигналом всему миру». Например, японское издание JB Press написало об «арктических системах ПВО» на параде в контексте того, что «Россия начала фортифицировать Арктику» и что Москве «во что бы то ни стало нужно обеспечить себе превосходство на море и в воздухе Арктики для того, чтобы поддерживать ядерное сдерживание».
Отметим, что западные политики и аналитики часто выражают беспокойство по поводу «стремлений современной России отстаивать свои права на морские акватории, часть континентального шельфа и природные ресурсы, а также активно милитаризировать свою территорию региона». Чаще всего мотивируется это тем, что в результате глобального потепления появилась тенденция к сокращению арктических льдов, и это может нарушить существующий военный баланс. Отсюда — стремление РФ нарастить группировку войск, которая будет находиться в Арктике на постоянной основе. Так, в декабре 2015 года для контроля воздушной обстановки в Арктической зоне была сформирована 45-я армия ВВС и ПВО Северного флота, развернуты шесть военных баз на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.
Но является ли демонстрация «арктических» ЗРК на параде Победы — «сигналом России своим оппонентам», а восстановление инфраструктуры на Севере — приоритетом в военном строительстве?
В западных и отечественных СМИ к Дню Победы частенько можно встретить различные спекуляции на тему новой российской военной техники, отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.
— Например, в 2015 году, когда на параде Победы должны были в первый раз показать новые образцы бронетехники, включая танк «Армата», в прессе активно обсуждался вопрос — смогут ли иностранные шпионы что-либо узнать, сфотографировав вблизи машины. При этом упоминался известный факт демонстрации на Параде 1965 года глобальной трехступенчатой баллистической ракеты «ГР-1», которая получила название «парадная ракета» и которая стимулировала Америку начать строительство противоракетной системы в то время, как ее производство было остановлено еще до парада. Но мало кто делал «скидку на время». Ведь внешние контуры техники сейчас мало о чем говорят, учитывая количество открытой информации и космическую разведку…
Что касается региона Арктики, то его значение велико в том плане, что с позиций на северо-востоке Баренцева моря субмарины США могут поразить важные цели по наиболее кратчайшей траектории для баллистических ракет. Кроме того, в эпоху высокоточного оружия необходимо как можно дальше «отодвигать» свои территории путем создания передовых рубежей, чтобы снизить возможность эффективного применения тех же крылатых ракет. Также необходимо прикрывать действия подводных лодок, хотя, конечно, даже во времена СССР при максимальной мощи советского флота подводная обстановка в Арктике контролировалась только непосредственно вокруг баз.
Таким образом, я бы назвал демонстрацию арктических модификаций ЗРК показателем того, что Россия уделяет внимание восстановлению инфраструктуры на этом направлении. С другой стороны, если брать Арктику именно как географическую зону, то здесь российский военный потенциал уже гораздо больше, чем потенциалы всех остальных вместе взятых. И пока незаметно, чтобы США действительно стремились к противостоянию в этом регионе. Кроме того, специалисты уже не раз замечали, что если даже допустить серьезное таяние льда, то добывать углеводороды там крайне сложно и затратно.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что демонстрация «арктических» ЗРК вряд ли может быть сигналом «кому-то».
— Во-первых, на мой взгляд, речь идет о нашей внутренней любви к Арктике, которая проснулась с недавних пор. Военное строительство началось ведь тогда, когда цены на нефть были высокими, а уже под это были подведены тезисы «последняя борьба за ресурсы будет в Арктике», «Арктика — последняя кладовая» и т. д. Если же речь идет о минимальном подлетном времени ракет и борьбы с субмаринами, то нет никакого смысла для этого держать там мотострелковые бригады. Тем более что группировка сосредоточена в западной части Арктики — фактически на Кольском полуострове, кроме небольшой группировки на Новосибирских островах.
Во-вторых, как известно, сложилась традиция каждый год демонстрировать на параде Победы новые образцы военной техники. А учитывая, что из нового за последнее время были сделаны только арктические варианты ЗРК, то ничего не оставалось делать, как включить их в парадные расчеты. По большому счету, цель их показа заключается не в стремлении продемонстрировать Западу и другим странам, что Россия разрабатывает новые средства вооружения для военных действий в Арктике, а, скорее, показать своему народу, что те средства, которые тратятся на выполнение государственной программы вооружений приносят реальную отдачу в виде конкретных изделий.