Ядерный штурмовик и недоступный «Икс»: секреты успеха крылатых ракет РФ - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Ядерный штурмовик и недоступный «Икс»: секреты успеха крылатых ракет РФ - «Новости Дня» 11:00 Среда 0 366
17-05-2017, 11:00

Ядерный штурмовик и недоступный «Икс»: секреты успеха крылатых ракет РФ - «Новости Дня»


Ядерный штурмовик и недоступный «Икс»: секреты успеха крылатых ракет РФ - «Новости Дня»

16.05.2017, ТРК «Звезда».


Ракетное оружие всегда шло на переднем крае любого противостояния. Острие ракетного копья точилось десятилетиями, и именно крылатые ракеты являются одним из видов оружия, который всегда разрабатывался и разрабатывается с целью поражать не только существующие, но и любые перспективные цели и объекты потенциального противника.


Ядерный штурмовик


Так уж сложилось, что основная задача по истреблению корабельных групп противника легла на авиацию. Тому было несколько причин, одной из которых являлась насыщенность ВВС Советского Союза современной авиационной техникой. Однако мало было иметь суперсовременные противолодочные самолеты и передовые бомбардировщики. Топить большой корабль должно было оружие, которое гарантировало бы уничтожение цели при минимальном наряде.


По числу научных исследований, испытаний, просчетов и моделирования крылатая ракет Х-22, которую окрестили «Бурей» надолго превзошла все следующие проекты. Только докторских и кандидатских работ по этой «конструкции» защитили около десятка. Х-22, принятая в качестве противокорабельного вооружения в авиационные полки как нельзя лучше демонстрирует, откуда «пошла» крылатая ракета как таковая.


На выставках часто демонстрировался макет ракеты в натуральную величину, подвешенный на пилоны бомбардировщика Т-22М, и большинство из тех, кто видел этого монстра впервые резонно задавались вопросом: «Зачем бомбардировщику огромная ракета? Для уничтожения Луны?». От своих более современных «собратьев» Х-22 отличало множество вещей.


В первую очередь — форма фюзеляжа, напоминавшая баллистическую ракету Р-12. Новая ракета должна была летать на совершенно иных, недоступных прежде скоростях, и обычные авиационные металлы для выполнения таких задач подходили лишь частично. Большое подспорье в проектировании и создании Х-22 ученым оказал титан. Точнее, два титановых сплава — ВТ-5 и ОТ4-1. Как и многие крылатые ракеты более позднего периода Х-22 предназначалась не только для поражения радиоконтрастных целей типа авианосец, и корабельные соединения, но и для удара по стационарным объектам.


Финальный «аккорд» в композиции объектов противника в случае получения должна была сыграть ракета Х-22ПСИ, оснащенная ИГСН и несколькими видами боевых частей. Такую ракету для оснащения бомбардировочного авиаполка приняли в начале 70-х. Особенностью Х-22ПСИ стали несколько, отличавшихся по мощности, типов боевых частей. В зависимости от «сложности», и других параметров цели летчики могли использовать ракеты с боевыми частями от 350 килотонн, а «старшая» версия ракеты, по данным экспертов, несла на себе мегатонную термоядерную боеголовку.


Прозвище «Штурмовик» у крылатой ракеты Х-22 связано с опытным изделием Х-22Б. Экспериментальная ракета, по словам специалистов, хоть и создавалась как вполне прикладной инструмент для решения боевых задач, однако результат ОКР по этому оружию дали советским специалистам нечто большее, чем просто опыт.


«Это аэробаллистическая крылатая ракета, высота полета которой могла достигать 50, и даже более, километров. Такая ракета не поражала цели как современные КР, а пикировала на цель, разгоняясь при этом до скоростей, близких к шести числам маха. В ней же размещалась и переработанная система наведения. «Сбиваемость» на таких скоростях была практически нулевым показателем. Правда серийное производство такого «снаряда» было связано с целым ворохом проблем, но в целом, появилось абсолютно уникальное оружие », — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк, кандидат технических наук Борис Быстрицкий.


Полученные показатели по скорости легли в основу будущих исследований в области гиперзвуковых летательных аппаратов, и создания совершенно иного типа средств поражения — гиперзвуковых крылатых ракет.


Квадратный «Метеорит»


Одним из основных факторов, влияющих на эффективность крылатой ракеты всегда была способность расчетов ПВО быстро обнаруживать и уничтожать такие цели. Однако полет на скоростях, значительно превышающих скорость звука делает задачу по обнаружению ракеты если не невозможной, то чрезвычайно трудной и требующей от операторов РЛС особых навыков и опыта.


Долгое время считалось, что наибольшую эффективность имеют дозвуковые крылатые ракеты — возможность массированного применения и малая радиолокационная заметность играли нападающим/обороняющимся на руку, а результативность применения, при точном целеуказании и правильном выборе координат, гарантировали нанесение существенного ущерба. Такой подход реализован в проектировании и производстве американских крылатых «Томагавк». Однако отечественные ученые наряду с дозвуковыми ракетами разрабатывали и другое средство поражения, «увернуться» и перехватить которое после пуска было делом крайне затруднительным.


Впервые угловатую, странную, совершенно не похожую на «зализанные» американские «Томагавки» ракету «Метеорит-А» публика увидела в 2007 году. На авиакосмическом салоне МАКС в Жуковском каждый раз присутствует с десяток любопытных макетов в натуральную величину, однако «квадратная» крылатая ракета, выполненная по необычной аэродинамической схеме тогда привлекла большое внимание специалистов.


К концу 70-х отечественными военными и специалистами профильных КБ было подготовлено тактико-техническое задание на разработку уникального, по всем меркам, авиационного средства поражения. В качестве идеи была заложена необходимость иметь на вооружении стратегическую крылатую ракету, дальность действия которой позволяла бы уничтожать цели противника без входа в хорошо защищенные районы.


Часть решений для крылатой ракеты «Метеорит» пришли из аэрокосмических НИИ. Значительно возросшие скорости полета и принцип работы требовали не просто пересмотра аэродинамической схемы, но и серьезных работ в области изучения свойств материалов, двигателестроения и бортовой электроники.


Силами специалистов НИИ тепловых процессов (НИИТП) для перспективной крылатой ракеты был разработан уникальный комплекс бортовой электроники, работа которого во время испытательных пусков показала не только значительное снижение радиолокационной «засветки» на обзорных экранах операторов РЛС, но и исчезновение отметки. Подобные технологии, по словам экспертов, ранее применялись только для маскировки космических аппаратов и в крылатых ракетах применялись впервые. И хотя военные эксперты и специалисты в области радиолокации утверждают, что спроектировать полностью невидимую на экране воздушная цель, которую следуя моде все чаще относят к категории «стелс», в чистом виде невозможно, разработка «Метеорита» привела к значительном снижению ЭПР.


Полный список с нуля разработанных бортовых систем, комплекс наведения и коррекции с ярким названием «Кадр», средства радиоэлектронного противодействия, уникальный двигатель, равных которому на западе нет до сих пор — все это специально для стратегической крылатой ракеты было разработано, фактически, с нуля.


В теории, оснащение СКР «Метеорит-А» должно было увеличить дальность действия самолетов стратегической дальней авиации в два, а то и четыре раза. Полет на высокой скорости (3М), коррекция по рельефу местности, средства противодействия в купе с низким ЭПР в условиях боевых действий давали Советскому Союзу уникальные преимущества и право с гарантией в 99,9% моментально уничтожать ключевые объекты противника.


Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы при этом не только не входили в зону действия ПВО противника, но и могли производить пуск таких ракет практически «с аэродрома», поскольку ракета весом в 6,5 тонн летела на дальность в 5000 километров и могла попасть в «двухметровый квадрат» в любой отмеченной точке. Для сравнения — расстояние от польского Кракова до португальского Лиссабона всего три с небольшим тысячи километров.


Недоступный «Икс»


Несмотря на многообразие видов и форм, оружие, действующее с одинаковой эффективностью с разных носителей встречается не так уж и часто. Однако крылатая ракета Х-35 является тем самым исключением из правил, когда одно «изделие» работает сразу по нескольким фронтам. Долгое время ракета Х-35 была известна большинству лишь как «ударный кулак» берегового ракетного комплекса «Бал». В составе комплекса ракета, после получения координат цели с ревом «выходила» из пускового контейнера и сделав эффектную «горку» с набором высоты уходила в сторону цели.


Главным отличием небольшой крылатой ракеты от крупных сверхзвуковых «коллег по цеху» является скорость полета и габариты. Если сверхзвуковые ПКР с ядерной боевой частью идут на двух-трех скоростях звука, то Х-35 подходит к цели на скорости 0,8М. Одним из главных достоинств Х-35 является уровень помехозащищенности и способность «сопротивляться» попыткам противника накрыть группу ракет электронным противоракетным колпаком.


Эксперты указывают, что по сравнению с обычными противокорабельными ракетами характеристики Х-35 улучшены вдвое. Говоря простым языком, у группы ракет вдвое больше шансов затопить вражеский эсминец. Х-35УЭ — новейшая модификация крылатой ракеты, однако по сравнению с базовой ракетой Х-35 характеристики нового изделия выросли на порядок. Главное отличие от предыдущей версии — возросшая дальность полета — 260 километров.


Запуск вне пределов прямой видимости средств контроля и ПВО противника позволяет размещать Х-35 на разных типах носителей. Большинству уже хорошо известен береговой ракетный комплекс «Бал», однако огромный грузовик с пусковыми контейнерами — не единственная платформа для размещения Х-35. Крылатая ракета входит в состав корабельного комплекса «Уран», устанавливать который можно как на небольшие ракетные корабли, эсминцы, противолодочные корабли и другие надводные суда из состава ВМФ.


Другой важной особенностью Х-35 является возможность «подвесить» ракету практически под любой отечественный военный самолет. Помимо боевого трудяги Су-24М, ракетой можно вооружить самолеты МиГ-29К/КУБР, Су-30 и Су-35, а совсем недавно ракета Х-35УЭ вошла в состав вооружения ПАК ФА Т-50. «Огрызнуться» ракетой с увеличенной дальности действия теперь могут и вертолеты. «Флотские» Ка-27 и Ка-52К давно обучены таким приемам. Последний, по словам экспертов, благодаря РЛС «Арбалет» и ГОЭС-451 «Катран» способен уничтожать даже крупные, хорошо защищенные корабли любого вероятного противника.


Автор: Дмитрий Юров


16.05.2017, ТРК «Звезда». Ракетное оружие всегда шло на переднем крае любого противостояния. Острие ракетного копья точилось десятилетиями, и именно крылатые ракеты являются одним из видов оружия, который всегда разрабатывался и разрабатывается с целью поражать не только существующие, но и любые перспективные цели и объекты потенциального противника. Ядерный штурмовик Так уж сложилось, что основная задача по истреблению корабельных групп противника легла на авиацию. Тому было несколько причин, одной из которых являлась насыщенность ВВС Советского Союза современной авиационной техникой. Однако мало было иметь суперсовременные противолодочные самолеты и передовые бомбардировщики. Топить большой корабль должно было оружие, которое гарантировало бы уничтожение цели при минимальном наряде. По числу научных исследований, испытаний, просчетов и моделирования крылатая ракет Х-22, которую окрестили «Бурей» надолго превзошла все следующие проекты. Только докторских и кандидатских работ по этой «конструкции» защитили около десятка. Х-22, принятая в качестве противокорабельного вооружения в авиационные полки как нельзя лучше демонстрирует, откуда «пошла» крылатая ракета как таковая. На выставках часто демонстрировался макет ракеты в натуральную величину, подвешенный на пилоны бомбардировщика Т-22М, и большинство из тех, кто видел этого монстра впервые резонно задавались вопросом: «Зачем бомбардировщику огромная ракета? Для уничтожения Луны?». От своих более современных «собратьев» Х-22 отличало множество вещей. В первую очередь — форма фюзеляжа, напоминавшая баллистическую ракету Р-12. Новая ракета должна была летать на совершенно иных, недоступных прежде скоростях, и обычные авиационные металлы для выполнения таких задач подходили лишь частично. Большое подспорье в проектировании и создании Х-22 ученым оказал титан. Точнее, два титановых сплава — ВТ-5 и ОТ4-1. Как и многие крылатые ракеты более позднего периода Х-22 предназначалась не только для поражения радиоконтрастных целей типа авианосец, и корабельные соединения, но и для удара по стационарным объектам. Финальный «аккорд» в композиции объектов противника в случае получения должна была сыграть ракета Х-22ПСИ, оснащенная ИГСН и несколькими видами боевых частей. Такую ракету для оснащения бомбардировочного авиаполка приняли в начале 70-х. Особенностью Х-22ПСИ стали несколько, отличавшихся по мощности, типов боевых частей. В зависимости от «сложности», и других параметров цели летчики могли использовать ракеты с боевыми частями от 350 килотонн, а «старшая» версия ракеты, по данным экспертов, несла на себе мегатонную термоядерную боеголовку. Прозвище «Штурмовик» у крылатой ракеты Х-22 связано с опытным изделием Х-22Б. Экспериментальная ракета, по словам специалистов, хоть и создавалась как вполне прикладной инструмент для решения боевых задач, однако результат ОКР по этому оружию дали советским специалистам нечто большее, чем просто опыт. «Это аэробаллистическая крылатая ракета, высота полета которой могла достигать 50, и даже более, километров. Такая ракета не поражала цели как современные КР, а пикировала на цель, разгоняясь при этом до скоростей, близких к шести числам маха. В ней же размещалась и переработанная система наведения. «Сбиваемость» на таких скоростях была практически нулевым показателем. Правда серийное производство такого «снаряда» было связано с целым ворохом проблем, но в целом, появилось абсолютно уникальное оружие », — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк, кандидат технических наук Борис Быстрицкий. Полученные показатели по скорости легли в основу будущих исследований в области гиперзвуковых летательных аппаратов, и создания совершенно иного типа средств поражения — гиперзвуковых крылатых ракет. Квадратный «Метеорит» Одним из основных факторов, влияющих на эффективность крылатой ракеты всегда была способность расчетов ПВО быстро обнаруживать и уничтожать такие цели. Однако полет на скоростях, значительно превышающих скорость звука делает задачу по обнаружению ракеты если не невозможной, то чрезвычайно трудной и требующей от операторов РЛС особых навыков и опыта. Долгое время считалось, что наибольшую эффективность имеют дозвуковые крылатые ракеты — возможность массированного применения и малая радиолокационная заметность играли нападающим/обороняющимся на руку, а результативность применения, при точном целеуказании и правильном выборе координат, гарантировали нанесение существенного ущерба. Такой подход реализован в проектировании и производстве американских крылатых «Томагавк». Однако отечественные ученые наряду с дозвуковыми ракетами разрабатывали и другое средство поражения, «увернуться» и перехватить которое после пуска было делом крайне затруднительным. Впервые угловатую, странную, совершенно не похожую на «зализанные» американские «Томагавки» ракету «Метеорит-А» публика увидела в 2007 году. На авиакосмическом салоне МАКС в Жуковском каждый раз присутствует с десяток любопытных макетов в натуральную величину, однако «квадратная» крылатая ракета, выполненная по необычной аэродинамической схеме тогда привлекла большое внимание специалистов. К концу 70-х отечественными военными и специалистами профильных КБ было подготовлено тактико-техническое задание на разработку уникального, по всем меркам, авиационного средства поражения. В качестве идеи была заложена необходимость иметь на вооружении стратегическую крылатую ракету, дальность действия которой позволяла бы уничтожать цели противника без входа в хорошо защищенные районы. Часть решений для крылатой ракеты «Метеорит» пришли из аэрокосмических НИИ. Значительно возросшие скорости полета и принцип работы требовали не просто пересмотра аэродинамической схемы, но и серьезных работ в области изучения свойств материалов, двигателестроения и бортовой электроники. Силами специалистов НИИ тепловых процессов (НИИТП) для перспективной крылатой ракеты был разработан уникальный комплекс бортовой электроники, работа которого во время испытательных пусков показала не только значительное снижение радиолокационной «засветки» на обзорных экранах операторов РЛС, но и исчезновение отметки. Подобные технологии, по словам экспертов, ранее применялись только для маскировки космических аппаратов и в крылатых ракетах применялись впервые. И хотя военные эксперты и специалисты в области радиолокации утверждают, что спроектировать полностью невидимую на экране воздушная цель, которую следуя моде все чаще относят к категории «стелс», в чистом виде невозможно, разработка «Метеорита» привела к значительном снижению ЭПР. Полный список с нуля разработанных бортовых систем, комплекс наведения и коррекции с ярким названием «Кадр», средства радиоэлектронного противодействия, уникальный двигатель, равных которому на западе нет до сих пор — все это специально для стратегической крылатой ракеты было разработано, фактически, с нуля. В теории, оснащение СКР «Метеорит-А» должно было увеличить дальность действия самолетов стратегической дальней авиации в два, а то и четыре раза. Полет на высокой скорости (3М), коррекция по рельефу местности, средства противодействия в купе с низким ЭПР в условиях боевых действий давали Советскому Союзу уникальные преимущества и право с гарантией в 99,9% моментально уничтожать ключевые объекты противника. Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы при этом не только не входили в зону действия ПВО противника, но и могли производить пуск таких ракет практически «с аэродрома», поскольку ракета весом в 6,5 тонн летела на дальность в 5000 километров и могла попасть в «двухметровый квадрат» в любой отмеченной точке. Для сравнения — расстояние от польского Кракова до португальского Лиссабона всего три с небольшим тысячи километров. Недоступный «Икс» Несмотря на многообразие видов и форм, оружие, действующее с одинаковой эффективностью с разных носителей встречается не так уж и часто. Однако крылатая ракета Х-35 является тем самым исключением из правил, когда одно «изделие» работает сразу по нескольким фронтам. Долгое время ракета Х-35 была известна большинству лишь как «ударный кулак» берегового ракетного комплекса «Бал». В составе комплекса ракета, после получения координат цели с ревом «выходила» из пускового контейнера и сделав эффектную «горку» с набором высоты уходила в сторону цели. Главным отличием небольшой крылатой ракеты от крупных сверхзвуковых «коллег по цеху» является скорость полета и габариты. Если сверхзвуковые ПКР с ядерной боевой частью идут на двух-трех скоростях звука, то Х-35 подходит к цели на скорости 0,8М. Одним из главных достоинств Х-35 является уровень помехозащищенности и способность «сопротивляться» попыткам противника накрыть группу ракет электронным противоракетным колпаком. Эксперты указывают, что по сравнению с обычными противокорабельными ракетами характеристики Х-35 улучшены вдвое. Говоря простым языком, у группы ракет вдвое больше шансов затопить вражеский эсминец. Х-35УЭ — новейшая модификация крылатой ракеты, однако по сравнению с базовой ракетой Х-35 характеристики нового изделия выросли на порядок. Главное отличие от предыдущей версии — возросшая дальность полета — 260 километров. Запуск вне пределов прямой видимости средств контроля и ПВО противника позволяет размещать Х-35 на разных типах носителей. Большинству уже хорошо известен береговой ракетный комплекс «Бал», однако огромный грузовик с пусковыми контейнерами — не единственная платформа для размещения Х-35. Крылатая ракета входит в состав корабельного комплекса «Уран», устанавливать который можно как на небольшие ракетные корабли, эсминцы, противолодочные корабли и другие надводные суда из состава ВМФ. Другой важной особенностью Х-35 является возможность «подвесить» ракету практически под любой отечественный военный самолет. Помимо боевого трудяги Су-24М, ракетой можно вооружить самолеты МиГ-29К/КУБР, Су-30 и Су-35, а совсем недавно ракета Х-35УЭ вошла в состав вооружения ПАК ФА Т-50. «Огрызнуться» ракетой с увеличенной дальности действия теперь могут и вертолеты. «Флотские» Ка-27 и Ка-52К давно
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl