Скандально известный «Закон Савченко», открывший двери тюрем и СИЗО для многих криминальных элементов на бывшей Украине, отменен. Даже внешне это выглядит ангажированной кампанией. Без особого разбирательства и вникания было освобождено определенное количество человек (свыше 10 тысяч!), в пресловутый список вместе с «пострадавшими от произвола» попали также получившие сроки за тяжкие преступления, откровенно криминальные элементы. находившиеся к тому времени в СИЗО, которые смогли сократить себе сроки, а зачастую и выйти «по амнистии».
«Глава МВД Украины» Аваков первым сообщил об упразднении, как водится, через социальную сеть Twitter и Facebook.
«Закон Савченко» упразднен — остановлена трагическая статистика: из 10,2 тысячи досрочно освобожденных 1,5 тысячи вернулись назад под арест и суд», — написал 18 мая «глава МВД». Однако по мнению харьковского правозащитника Александра Павличенко, нет никакой связи между «законом Савченко» и рецидивами криминальных элементов. «Часть осужденных, которые отбыли наказание, обязательно садятся на скамью подсудимых», — говорит юрист. Никакой «чёткой системы досрочного освобождения от ответственности закон не создавал». А значит имел под собой другие задачи.
Таким образом «закон Савченко» имел чёткие задачи перед собой. Фактически под первый вариант этого закона подпали порядка 4,6 тысяч осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления: фактически на свободе оказались свыше 800 убийц и 150 насильников.
Неоднозначные действия депутатов Рады по отношению к данному документу объясняется правозащитник объясняет просто: «Сначала в парламенте (Верховной Раде — прим. ред.) прошла одна компания, а потом другая. Возникла политическая потребность принять закон — его приняли. Условия изменились — закон отменили». От ставшего ненужным документа избавились также легко, как и приняли его «под ситуацию».
Причину в усилении криминогенных явлений общества тот же Аваков не хочет видеть в преступных решениях своего ведомства, в опоре на радикальные группировки так называемых «защитников украинской государственности», которые начали «устанавливать свои порядки» со времен переворота после «евромайдана». Вместо противостояния этой толпе бесчинствующих, «новая власть» привлекла их в соучастники и легализовала. Но ведь долго подчиняться не заставишь ни одного преступника, тем более, «новой власти» захотелось и порядок водворить, а где там? Если вчерашние «айдаровцы» и «торнадовцы», «азовцы» и прочие «строители Украины» подчиняться и не думали, им нужна территория в подчинение, а не новый УК. Вторит этому мнению и харьковский правозащитник: «Корень проблемы — в отсутствии реформы уголовно-исполнительной системы. Именно посредством изменения системы должно состояться возвращение в общество лиц с минимальным риском рецидива. Если человек решил встать на путь исправления, то можно поддержать его в этом, контролировать, способствовать его декриминализации». А зачем исправлять тех, чьими руками можно творить любые бесчинства, чтоб потом их посадить на пожизненное или утрамбовать в окопах Донбасса, который бандитов Украины встречает одинаково — утилизацией. «Формальные вещи, которыми оперировал «закон Савченко», на время привлекли внимание к проблеме, но кардинально ничего не решили» — делает неутешительный вывод Александр Павличенко.
В сухом остатке «закон Савченко», как и принимаемые «судьбоносные» указы общегосударственного значения, можно смело назвать политическими инструментами для достижения сиюминутных тактических целей. Как они отражаются на реальной жизни общества и чем чреваты в краткой перспективе данные решения — авторов «интриг»-законов или «интриг»-отмен не интересует. В отличии от многих они понимают кратковременность своей «власти».