The National Interest сообщает, что ВВС США ожидают появления гиперзвукового оружия в середине 20-х годов. А «полноформатные» гиперзвуковые летательные аппараты, которые заменят нынешние истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики и, может быть, военно-транспортные самолеты, могут прийти в ВВС США в 40-е годы.
В то же время в докладе Исследовательского совета ВВС США (Air Force Studies Board) с тревогой говорится о том, что не только Соединенные Штаты занимаются разработками аппаратов, способных двигаться со скоростью, превышающей 5 М. Решением этой задачи занимаются и основные противники — Россия и Китай. И они уже проводят испытания гиперзвукового оружия.
Поэтому, говорится в докладе, США должны приложить максимум усилий, чтобы не выпустить из рук инициативу и не дать себя опередить на этом направлении военно-технической мысли. «Мы должны раздвинуть границы технологий во всех областях, — считает начальник штаба ВВС генерал Дэвид Гольдфейн. — Наши противники не сидят сложа руки. Они используют любые возможности для получения преимущества».
Надо сказать, что настроения у командования ВВС США на предмет своего лидерства чрезмерно оптимистичные. В действительности, американские ученые и инженеры должны приложить максимум усилий для того, чтобы не сильно отстать по этой части от России. В США проводятся эксперименты с так называемой летающей лабораторией. В России же уже идут испытания опытных образцов конкретного оружия. И это оружие называется гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон».
Сведения об американских перспективах создания гиперзвуковых летательных аппаратов журнал The National Interest почерпнул во время обстоятельной беседы с экспертом ВВС Джеффри Закариасом. Тот поведал о том, что в настоящее время ведутся работы по самым разным направлениям — «управлению, навигационному контролю, материаловедению, боеприпасам, теплообмену и т. д.»
Поскольку совершенствование гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) экспертом не названо в числе насущных научно-инженерных проблем, то можно предположить, что американцев вполне устраивает достигнутое в этой области и реализованное в ракете Boeing Х-51А. Ее испытания начались в 2010 году. Расчетная скорость, которую она должна вытягивать — 6−7М.
Были проведены три испытательных запуска ракеты с бомбардировщика В-52.
В мае 2010 года двигатель, отработав 210 сек из запланированных 300 сек, разогнал ракету до скорости 5,1 М. После чего была выдана команда на самоуничтожение в связи с тем, что поведение ракеты стало непредсказуемым.
В августе 2012 года ракета распалась на фрагменты на 15-й секунде, обломки упали в океан.
В мае 2013 года бомбардировщик В-52 поднял ракету Х-51А на высоту 15 километров, после чего был произведен запуск ее прямоточного воздушно-реактивного двигателя. За 26 секунд ракета ускорилась до 4,8 М. Когда она поднялась до уровня 18 километров, где сопротивление воздуха меньше, была зафиксирована скорость в 5,1 М.
Это было последнее испытание в рамках программы, которая стартовала в 2004 году и стоила 300 млн. долларов. Испытания по этой программе будут продолжаться и дальше. Их смысл, по утверждению Джеффри Закариаса, заключается в том, чтобы убедиться в том, что запущенная с самолета ракета с ГПВРД может достичь гиперзвуковой скорости. То есть Х-51А — это летающая лаборатория для испытаний двигателя. Но при создании гиперзвуковых летательных аппаратов существует масса не менее сложных проблем — управление полетом, информационный обмен ракеты с командным пунктом, способность маневрировать, наведение на цель.
Результаты, которые были получены американцами в 2013 году, в Советском Союзе были достигнуты еще давно. Причем с превышением.
В 70-е годы в дубнинском МКБ «Радуга» началась НИР, цель которой состояла в изучении возможности построения крылатой ракеты, скорость которой достигала бы 5 М. Проблема на тот момент была практически не изучена. Существовавший до конца 60-х годов американский гиперзвуковой летательный аппарат Х-15 продемонстрировал свою неэффективность. Это было обусловлено тем, что в нем применялся жидкостный реактивный двигатель. Он хорош для космических полетов, но для полетов в атмосфере нужен был ГПВРД, использующий в качестве окислителя не сжиженный кислород из баков, а атмосферный воздух.
В начале 80-х годов дубнинцы построили несколько опытных образцов гиперзвуковой ракеты, которая получила название Х-90. При расчетной скорости, равной 5 М, ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров. Предполагаемая дальность полета составляла 3000 километров.
Было совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на полученные результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением финансирования.
Та же самая участь постигла и разработку московского Центрального института авиационного моторостроения им. П.И.Баранова (ЦИАМ). Здесь в 1979 году стартовала НИР «Холод» по созданию ГПВРД, использующего криогенные технологии. На базе зенитной ракеты 5В28 от ЗРК С-200 была создана летающая лаборатория, на которой испытывались различные варианты построения ГПВРД. Наивысший результат был получен в 1998 году, когда скорость достигла значения в 6,5 М.
После чего ЦИАМ совместно с целым рядом соисполнителей приступил к выполнению НИР «Холод-2». В результате должна была быть получена скорость в 14 М. (Теоретический скоростной потолок ГПВРД — 20М). Но все ограничилось постройкой макета, который показали на авиасалоне МАКС-99. И тут тоже «закончились деньги».
Необходимо сказать, что российские конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас «друзьями». Американцам были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было проведено за счет финансирования США. То есть они получили доступ ко всем бесценным материалам.
Однако рекорд лаборатории «Холод» американцам оказался не по зубам. Как было сказано выше, Х-51А смогла разогнаться лишь до 5,1 М.
Любопытно, что в статье The National Interest Россия присутствует только в заголовке: «Россия, Китай, Америка — началась гонка вооружений в области гиперзвукового оружия». В ряду с американскими проектами журнал упоминает лишь один китайский. В то же время американский эксперт из ВВС не может ничего не знать о российской ракете «Циркон».
Гиперзвуковая маневрирующая ракета 3М22 «Циркон» была разработана в подмосковном Реутове в НПО Машиностроения. Ее испытания начались в 2015 году. К настоящему моменту произведено уже пять успешных пусков. В последнем из них была зафиксирована скорость 6 М. (Необходимо сказать, что распространенная в апреле информация о достижении 8 М была опровергнута разработчиками). Но и 6 М при условии маневрирующего полета более чем достаточно для того, чтобы гарантированно преодолеть любые системы ПРО. Не только существующие, но и те, которые появятся в течение пары ближайших десятилетий. По различным данным дальность «Циркона» может находиться в диапазоне от 500 км до 1000 км.
Сейчас «Циркон» считается противокорабельной ракетой. Планируется устанавливать его на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан» — на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове». «Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель гиперракеты — перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски», которую сейчас разрабатывает Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения. Однако проводятся работы и по созданию воздушной и наземной модификаций.
«Циркон» — это уже готовое оружие, которое находится на этапе испытаний. Его прием на вооружение предполагается в период с 2018 года по 2020 год. США намереваются ответить на российскую гиперракету своей в середине 20-х годов. Однако это вызывает определенные сомнения. Как было выше сказано, Х-51 — это не конкретный продукт, которому необходимо пройти доводку, а летающая лаборатория. На основе полученных при ее испытаниях данных военно-промышленная отрасль США начинает разработку боевой ракеты. И разработчики находятся в самом начале пути, как это было в России после закрытия темы «Холод-2».
А вот о китайской гиперзвуковой ракете журнал говорит с тревогой, заявляя, что она является головной болью Пентагона. Правда, это не ракета, а планирующая и при этом маневрирующая боеголовка WU-14, стартующая из космоса. Ее запускают баллистической ракетой на высоту в 100 км, откуда она устремляется вниз со скоростью, по разным оценкам, от 1,5 М до 10 М. Истина, вероятно, как всегда лежит посередине. Достижение скорости в 1,5 М не представляет никаких технических сложностей. А маневрирование на 10 М для ВПК Китая, специализирующегося на воспроизведении чужой техники, в данный момент слишком сложная задача.
Испытания начались в 2013 году. Ежегодно проводится до трех пусков, что может позволить себе только очень богатое государство.