В этом году традиционный международный конкурс летного мастерства «Авиадартс» (30 июля — 9 августа) впервые пройдет на территории Китая. Для участия в соревнованиях Россия представит около 40 экипажей передовых боевых самолетов, включая бомбардировщик Ту-22M3. Об этом пишет официальное издание Китая «Хуаньцю шибао» (выходит под эгидой «Жэньминь жибао») в статье «Тайный замысел, спрятанный за хорошо обученными ВВС России».
Китайский автор цитирует слова главкома ВКС РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, сказанные в преддверии соревнований: «Хотя бы первое общекомандное место должно быть за нами. До этого всегда занимали первые места и не имеем права в этом году упустить такую возможность». «Неужели России удается из года в год занимать первые места только благодаря неукротимой отваге и стремлению всех превзойти?», — задается вопросом газета, отмечая, что за этим, скорее всего, стоят глубинные причины и цели.
Во-первых, в России по-прежнему сохраняются сильные державные настроения. В прежние времена США и СССР обладали почти равными военными силами и постоянно соревновались в вооружении, то и дело догоняя друг друга. Однако после распада СССР в стране произошел сильный спад в экономике, военные расходы значительно сократились, предприятия военной промышленности ослабли и снизили производство, а часть технического персонала и вовсе иммигрировала. На сегодняшний день, хотя между российской и американской армией существует серьезный разрыв, Россия все равно считает себя «исключительной» и не желает потерять почетное место «второй мировой военной державы». Поэтому в сфере вооружения, например, танков и самолетов, где Россия традиционно является ведущей, ей в последние годы с трудом, но все же удается развиваться и отстаивать свои лидирующие позиции. К примеру, на параде в честь Дня Победы в 2015 был представлен основной боевой танк Т-14 «Армата», ведутся работы над истребителем Т-50.
Во-вторых, победа России на этих соревнованиях продемонстрирует ее старому стратегическому сопернику США, что ее «триединые» стратегические силы все еще занимают ведущее место в мире. Согласно данным Лондонского Международного института стратегических исследований, Россия обладает 62 стратегическими бомбардировщиками Ту-95, 16 сверхзвуковыми бомбардировщиками Ту-160, а также 63 бомбардировщиками средней дальности Ту-22М. Эти стратегические ядерные силы можно назвать козырем Кремля и сильной опорой России, смело бросающей вызов Америке.
В-третьих, многие аналитики считают, что, выставляя на соревнованиях «Аэродартс-2017» фронтовые бомбардировщики и такие крупные самолеты как Ту-22М3, Россия рассчитывает на их дальнейший экспорт, что, видимо, является дополнительным мотивирующим фактором.
Насколько представления о целях и задачах России в «Авиадартсе» официального издания КНР соответствуют представлениям российских военных аналитиков? Мнения экспертов «СП» разделились.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает необоснованным тезис о пиаре самолетов для последующего экспорта.
— Понятно, что любая демонстрация работы военной техники — это реклама отечественного военно-промышленного комплекса. Однако если мы посмотрим на продажи ударных самолетов, то в последнее время они не такие уж и большие, чтобы говорить о том, что Россия использует демонстрационные выставки самолетов для их всевозможного экспорта. Скажем, если не учитывать многоцелевые истребители Су-30, а брать только ударные, то тактические фронтовые бомбардировщики Су-24 поставлялись только в Сирию, причем на безвозмездной основе. Су-25 были экстренно заказаны правительством Ирака и этот контракт был реализован. Ходили слухи о том, что якобы уже подписан контракт с Алжиром на поставку 12 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34, но, по всей видимости, он не заключен, хотя переговоры стороны ведут. Так что, новые Су-34 пока еще никому не поставлялись.
«СП»: — Возможность экспорта стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 действительно рассматривается?
— Слухов о заинтересованности индийцев и китайцев в отечественных «бомберах» и о ведущихся переговорах было много, но они ни к чему не привели. Так, речь вроде шла о четырех бомбардировщиках для Нью-Дели (информация об этом была размещена на стенде государственной программы Make in India на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2016 в Екатеринбурге) и 36 — для КНР. Но, наверное, Китаю Ту-22М3 не совсем и нужен. Скрупулёзно «изучить» этот самолет китайцы могли и на Украине, где в свое время были Ту-22М2 и Ту-22М3.
Поэтому я не очень понимаю, почему бомбардировщики нужно рекламировать именно на «Авиадартс» — одного из состязаний в рамках Армейских игр, если эти самолеты хорошо известны, и они активно использовались в той же Сирии. Понятно, что их сейчас не производят, но их осталось достаточно много и при желании обновить машины — не проблема. Просто неясно, кто бы мог купить эти бомбардировщики и кому мы бы их могли продать.
Что касается тезисов о «великодержавности», то логика китайского автора понятна, но, на мой взгляд, здесь нарушена причинно-следственная связь. Понятно, что Россия, как и СССР, разрабатывает вооружения с оглядкой на конкурентов и геополитических оппонентов, но это — совершенно нормальное явление в развитии вооруженных сил любой страны. Думаю, эти учения-состязания, учитывая их локацию, — мероприятия, которые стоит рассматривать в контексте российско-китайского взаимодействия и укрепления доверия между странами.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин также считает, что разговоры об экспорте Ту-22М3 — это пройденный этап.
— Тема продажи этих бомбардировщиков возникла еще в конце 90-х годов и активно обсуждалась в 2013-ом, когда были слухи, что Россия согласилась продать КНР не только партию бомбардировщиков, но и производственную линию — за 1,5 $ млрд. Но самолет вряд ли может быть экспортирован, поскольку его производство было остановлено давно — десятилетие назад, и сейчас российские оборонщики поддерживают старые Ту-22М3 и занимаются их модернизацией.
В целом, «Хуаньцю шибао» обращает внимание на то, что Россия придает особое внимание военной составляющей в своей мощи. У китайцев часто бывают публикации, в которых они акцентируют внимание на том, что именно такие аспекты военной силы Китаю надо учитывать и перенимать. Для нас же важно проведение таких соревнований, во-первых, в плане укрепления контактов с другими вооруженными силами. Во-вторых, подобные маневры-состязания — это всегда полезный обмен опытом, поскольку в ходе соревнований выявляются упущения в тренировке собственных вооружённых сил. Но главное — это именно продолжение двусторонних учений, которые проводит Россия с Китаем. Это повышает способности по совместным действиям в острых ситуациях.
«СП»: — На ваш взгляд, возможны ситуации, где Москва и Пекин будут действовать сообща?
— Стороны уже давно осуществляют подготовку по совместным действиям в Средней Азии. Именно здесь практическое взаимодействие между Россией и Китаем довольно сильно углубилось, но насколько оно может быть поддержано политическими решениями — сказать сложно.
Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин придерживается иного мнения.
— За исключением тезиса об экспорте Ту-22М3, статья «Хуаньцю шибао» довольно типичная для аналитиков из КНР. Китайский взгляд характерен тем, что там никогда не считали Россию своим стратегическим союзником, при этом рассматривают ее как мощную армию, которую важно изучать в любом плане — как потенциального противника, так и того, с кого надо брать пример. Насколько подобные материалы адекватны по содержанию? В данном случае особо комментировать даже нечего, потому что китайский автор ничего такого поразительного не написал. На мой взгляд, любые действия вооруженных сил, в том числе и учебного характера, кому-то на что-то намекают.
Другое дело, что еще одна отличительная черта материалов китайских экспертов — они похвалят, но всегда хоть в чем-либо упрекнут Россию, причем не всегда справедливо. В данной статье, во-первых, российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) назван четвертым. Во-вторых, про Ту-22М3 говорится, что «его боевые заслуги все больше и больше отстают от требований высокотехнологичной войны». При этом отмечается, что Россия может якобы занервничать из-за возникающего давления со стороны китайских разработчиков, которые работают над дальним бомбардировщиком нового поколения. Здесь, конечно, хотелось бы разъяснений, как выражается отставание от этих «требований высокотехнологичной войны» и что под ними вообще понимается. Кроме того, никто не знает, что за новый стелс-бомбардировщик разрабатывают китайцы и когда он появится в «железе». Пока же основу воздушной компоненты ядерной триады НОАК составляют переработанные, но все же лицензионные копии советского Ту-16 (бомбардировщики Н-6).
Кстати
17 мая начальник боевой подготовки оперативно-тактической авиации военно-воздушных сил генерал-майор Олег Маковецкий заявил, что 39 российских самолетов и вертолетов полетят в Китай на «Авиадартс». Перелет будет осуществлен с аэродрома Кневичи Приморского края на китайскую авиабазу Чанчунь. В частности, в состязаниях примут участие истребители Су-30СМ, Су-35С, штурмовики Су-25БМ, Су-25СМ, бомбардировщики Су-24М, Су-34, разведчики Су-24МР, дальние бомбардировщики Ту-22М3, военно-транспортные самолёты Ил-76МД. Также прилетит армейская авиация — вертолеты Ми-8, Ка-52, Ми-28, Ми-35. По словам Маковецкого, соревнования будут проходить по восьми номинациям: две — в армейской авиации, четыре — в оперативно-тактической, по одной — в дальней и военно-транспортной авиации.