Россия ведет исследования по созданию арктической подводной лодки с 50-метровыми крыльями-сейсмодатчиками. Об этом пишут британское издание Daily Mail и ряд других западных СМИ.
Отмечается, что исполинская научно-исследовательская подводная лодка была спроектирована в знаменитом КБ «Рубин», которое также создало самые большие в мире атомные ракетоносцы проекта 941 «Акула». Вес — 13 280 тонн, длина — 134 метра, максимальная скорость — 12,6 узла, экипаж — 40 человек. Складывающиеся крылья атомной субмарины предназначены для приема сигналов с гидролокатора, размещенного в корпусе судна. Это позволит ей формировать изображение морского дна во всех направлениях при перемещении под водой на малой скорости в три узла, что поможет Москве исследовать труднодоступные районы Арктики, чтобы в дальнейшем она могла перейти к освоению ее нетронутых природных ресурсов. Поскольку лодка гражданская, у нее не будет никакого вооружения, а только — необитаемые подводные аппараты (дроны).
Аналитик Г. Саттон, проанализировав эскиз субмарины, пришел к выводу, что «длина крыловидной конструкции приближается к 50 метрам, и таким образом, размах крыльев равен 100 метрам», и «это намного больше, чем у любого построенного на сегодня самолета», например, аэробуса А380. При этом эксперт не понимает, как разработчикам удастся избавиться от шумовых помех, создаваемых крыльями, а морякам управлять таким гигантом в условиях Северного Ледовитого океана и избегать столкновений крыльев с ледяными колоннами. «Маловероятно, что эти крылья будут использоваться для создания подъемной цели, их другое предназначение — очень точно выдерживать глубину хода подлодки», — отметил Саттон.
Подобные сообщения иностранных СМИ о крылатой гигантской субмарине для завоевания всех арктических месторождений кажутся фантастикой и стоят в одном ряду с «вездесущими русскими хакерами», «офицерами ГРУ, маскирующихся под футбольных болельщиков» и т. д. Тем более что сверхсекретное Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России располагает судами и подводными атомными глубоководными станциями для исследований морского дна. В официальных заявлениях военного ведомства они называются научно-исследовательскими подводными лодками. Скажем, АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой несколько соединенных друг с другом титановых сфер, использовалась для сбора геологических образцов на шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине 2,5−3 километров. Но дело в том, что западные СМИ лишь попытались проанализировать сообщение, которое в начале мая появилось в российской прессе.
3 мая «Известия» со ссылкой на главного конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБМ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) сообщили, что строительство уникальной крылатой подводной лодки начнется в 2020 году. Отмечалось, что ЦКБМ совместно с Фондом перспективных исследований работает над лодкой сейсмической разведки, крылья которой «заглядывают» под грунт на несколько десятков метров, создают трехмерную модель дна.
Руководитель проектной группы направления физико-технических исследований ФПИ Виктор Литвиненко рассказал «Известиям», что корабль разрабатывается в рамках проекта «Айсберг», который предполагает создание целой сети из необитаемых буровых установок, роботов, подводных транспортно-монтажных и сервисных комплексов, а также автономных атомных реакторов. А эксперты пояснили изданию, что с помощью корабля военные смогут точно позиционировать подводные дроны и развернуть на дне арктических морей глобальную систему контроля подводной обстановки «Гармония».
Насколько правдоподобно сообщение о создании такой подлодки? Пока неясно, является ли она всего лишь инициативным конструкторским научно-техническим предложением или к ней уже проявило интерес Миноброны. Но, скажем, в 2014 году гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев заявил, что российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения из композитных материалов при том, что до сих в составе российских ВВС нет истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50).
Довольно странно специально делать атомную подлодку для Арктики, если ГУГИ и так располагает аппаратами, которые базируются или на атомоходе специального назначения или надводных судах, и которые способны решать такие же задачи и без всяких «крыльев», говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Также неясно, кто может эксплуатировать такую субмарину. Если военное ведомство, то изучение морского дна — только одна из задач, а в атомную подлодку в гражданской эксплуатации как-то не верится. Похоже, что речь идет лишь о рисунках проекта, до которого дело если и дойдет, то в отдаленном будущем. Но пока непонятна необходимость такой субмарины: получается, что аппараты ГУГИ не справляются с задачами, раз нужна такая АПЛ. Вообще-то именно для таких нужд предназначен атомоход «Подмосковье», переоборудованный из стратегического ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в носитель сверхмалых подводных лодок — атомных глубоководных станций (АГС) и необитаемых подводных аппаратов и переданный флоту в конце 2016-го. ПЛ «Подмосковье» заменит атомоход спецназначения «Оренбург» в составе флота, однако сейчас достраивается атомоход «Белгород», который должен быть еще более совершенным носителем глубоководных аппаратов.
Военный историк Александр Широкорад также убежден в нецелесообразности строительства отдельного арктического научно-исследовательского атомохода.
— Несмотря на то, что озвучен тезис про относительную дешевизну подобной лодки, любая АПЛ довольно дорога. И затея с «крылатой» субмариной явно не выдерживает критики по критерию «эффективность-стоимость». Известно, что АГС «Лошарик» принимала участие в экспедиции «Арктика-2012», где помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с двух дизель-электрических ледоколов на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане. АГС могут бороться с натовскими «закладками» («камбалами») и минами с помощью манипуляторов, позволяют обнаруживать ПЛАРБ противника на таком уязвимом направлении как Арктика, и с большой производительностью обследовать обширный район океана, решая именно военные задачи. Не говоря уже о том, что исследование дна в Северном Ледовитом океане можно провести, спустив необитаемый аппарат с атомного ледокола.
Другое дело, что этот гражданский проект «Айсберг» может быть прикрытием для разработок другого назначения. Скажем, американцы также говорили, что самолет-разведчик U-2 предназначен для исследования погоды, взятия пробы воздуха в верхних слоях атмосферы. Скажем, уже давно говорится о том, что атомные подводные лодки «Хабаровск» и «Белгород» должны стать носителями океанской многоцелевой системы «Статус-6» — стратегического оружия ответного удара.
Правда, непонятно — зачем надо было сначала «засвечивать» систему на совещании по вопросам развития ОПК в Сочи в 2015 году, а потом придумывать для нее прикрытие?
— Судя по описанию, этот проект из области научной фантастики. Теоретически это может быть реализовано, но на практике — в «железе» — вряд ли появится. АГС и их носители выполняют те же функции, и там как-то все «приземлённее», — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Безусловно, этот «Айсберг» может быть проектом прикрытия, но это уже из области гаданий. Как сказал знаменитый датский физик Нильс Хенрик Давид Бор, «ваша теория безумна, но недостаточно безумна, чтобы быть истинной». Хотя российский сектор Арктики огромен и на самом деле там ничего не разведано. Понятно, что все оценки, мол, до 30% неразведанных запасов природного газа, 10% неразведанных запасов нефти находятся в Арктике — блеф. То, что реально разведано, — это всего 2−3% от общих наших запасов.