Американский журнал The National Interest обнаружил слабое место американской военной авиации и по этому поводу бьет тревогу. Этой уязвимостью могут воспользоваться российские и китайские пилоты с целью срыва мощных американских воздушных операций. И тогда, как утверждает журнал непосредственно в заголовке статьи, — «жди беды!» А воздушные операции американцы, как известно, могут проводить в любой точке Земного шара. И в это свято верит обозреватель журнала Дэйв Маджумдар: «…уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории». Хорошо еще, что ничего не написал о необходимости полетов на Урал.
Озабоченность обозревателя вызвали новые китайские и российские ракеты «воздух-воздух», которыми оснащаются новейшие многоцелевые истребители. У китайцев это PL-15, у нас — Р-37М.
Нет, в своей истребительной авиации Маджумдар абсолютно уверен, она, по его мнению, сможет постоять за себя при столкновении с истребителями противника. Конечно, не в ближнем бою, где не только «толстячок» F-35, но и лучший американский истребитель F-22, заведомо слабее российских сверхманевренных самолетов. Что же касается воздушных дуэлей на дальних дистанциях, то вскоре появляющийся в истребительных частях Т-50 (ПАК ФА), сможет постоять за себя не хуже, а то и лучше. Да и уже эксплуатирующийся Су-35С в связке с самолетом ДРЛОиУ не уступает «американцам» по части раннего обнаружения цели.
The National Interest обеспокоен угрозой со стороны китайских и российских истребителей для «нормального проведения крупных воздушных операций». Таких, например, какие имели место при нанесении массированного удара по Ираку в 1991 и 2004 годах.
Успех таких операций зависит не только от доблести и мастерства пилотов истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Но и от безотказной работы авиации обеспечения — специальной авиации. К ней относятся самолеты-топливозаправщики, позволяющие ударным самолетам длительное время находиться в воздухе беспосадочно. А также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики. Вся эта карусель работала в Ираке нормальным образом, поскольку специальная авиация (кроме, пожалуй, разведчиков) действовала за пределами зоны ПВО, и к ней не подпускались на расстояние ракетного выстрела истребители-перехватчики противника.
С Россией и современным Китаем такие штуки не проходят. Поскольку истребительная авиация этих двух стран оснащена ракетами «воздух-воздух», способными преодолевать значительные расстояния. Расстояния, достаточные для того, чтобы поражать топливозаправщики, прерывая цепочку последовательных заправок. То же самое грозит и АВАКСАм, которые являются глазами и ушами истребителей. Правда, F-22, имеющий мощную РЛС может действовать и самостоятельно, хоть при этом несколько и снизится его боевая эффективность. Но «Рапторов» в ВВС США совсем немного, преобладают уже становящиеся архаичными F-15 и F-16, в серьезной мясорубке им необходим «поводырь» — АВАКС.
Маджумдар сетует на то, что самолеты вспомогательной авиации абсолютно неуклюжие, не способны совершать противоракетные маневры. И это, действительно, так, поскольку все они построены на базе пассажирских лайнеров компании Boeing. Правда, оснащены защитными средствами — комплексами РЭБ и отстреливаемыми тепловыми ловушками для дезориентации инфракрасных головок самонаведения (ГСН) атакующих ракет. Так что степень беззащитности этих самолетов Маджумдаром несколько преувеличена. Хотя, конечно, современные российские ракеты обладают повышенными возможностями противодействия системам РЭБ противника. К тому же ГСН у них радиолокационного типа, и тепловые ловушки не способны повлиять на траекторию ракеты.
Действительно, по дальности с российскими ракетами «воздух-воздух» никто в мире конкурировать не в состоянии. Ракета Р-37, разработанная в 90-е годы в НПО «Вымпел», имеет дальность в 300 км. Более того. В сертификате на модификацию Р-37М записано, что ее дальность превышает 300 км. И это было доказано в ходе испытаний ракеты. Конкуренты не дотягивают и до 200 км.
Р-37М вооружен перехватчик МиГ-31БМ. Это тоже новейшая модификация самолета, имеющего боевой радиус в 750 км и максимальную скорость, равную 3000 км/ч. Тоже в своем роде самолет-рекордсмен, не имеющий равных по скоростным параметрам. Сложение уникальных характеристик самолета и ракеты позволяют МиГу гарантированно перехватывать любые аэродинамические цели на дальних подступах. То есть американская вспомогательная авиация не представляет для российского перехватчика никакой проблемы.
Также этой ракетой планируется вооружить Су-35С и Т-50, который совсем скоро перестанет называться перспективным, заняв место в ВВС России.
Вес ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g, не говоря уж о неповоротливом топливозаправщике KC-135.
Высота поражаемых целей — 25 км. И тут пессимизм The National Interest вполне понятен — потолок самолетов вспомогательной авиации гораздо ниже.
Одновременно с принятием на вооружение Т-50 должна подоспеть еще более «ужасная» для американцев сверхдальняя ракета КС-172, разрабатываемая в екатеринбургском КБ «Новатор». Дальность этой ракеты достигает 400 км. Максимальная высота перехватываемой цели — 30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. То есть таких самолетов, с которыми не способна справиться «новаторская» ракета в мире пока не существует.
Создавая эту ракету, конструкторы пошли путем своих израильских коллег. Но сделали все наоборот. Израильтяне адаптируют ракеты «воздух-воздух» к зенитно-ракетным комплексам. Екатеринбуржцы за основу КС-172 выбрали ракету от ЗРК С-300.
Довольно необычным было спасение проекта, который забуксовал в 90-е годы в связи с безденежьем. Деньги на разработку дала Индия, которая крайне заинтересована именно в этой ракете с рекордной дальностью. Впоследствии к финансированию подключилось и российское правительство.
Ракета «посолиднее», чем Р-37М, ее стартовый вес составляет 700 кг. Вес БЧ — 50 кг. Длина — 7,4 м, диаметр — 0, 51 м. Взрывателей, как и у Р-37М, два — дистанционный и контактный. Наведение на пассивном участке траектории инерциальное. За 100 км до цели (видимо, это справедливо для крупных целей типа топливозаправщиков) включается захват ГСН активного радиолокационного типа. О радиокоррекции ничего не известно.
И, наконец, о китайской ракете PL-15. Можно предположить, что она названа в качестве серьезной угрозы только потому, что в последнее время американские военные Россию всегда упоминают вместе с Китаем.
О китайской перспективной ракете известно совсем мало. Есть сведения, и китайцы этого не скрывают, что она превзойдет лучшую американскую ракету «воздух-воздух» AIM-120. Заявлено, что дальность PL-15 — «чуть меньше 200 километров». То есть, похоже, что китайские конструкторы не только воспроизвели, но и несколько улучшили последнюю американскую модификацию AIM-120D с дальностью в 180 км. Так что можно предположить, что это, как в фильме «Бриллиантовая рука»: примерно то же самое, но с перламутровыми пуговицами.
Ракета AIM-120D, принятая на вооружение в 2007 году, в дополнение к инерциальной системе наведения и активной РЛС ГСН имеет еще и коррекцию от датчика GPS. Ее дальность составляет 180 км. Вес БЧ — 20,5 кг. Вес ракеты — 160 кг. Скорость — 4 М.
На вооружении ВВС США могла бы находиться и более дальняя ракета AIM-152. Ее расчетная дальность — 270 км. Разработка ракеты продолжалась до 1992 года. После чего финансирование прекратилось в связи с «окончательной и бесповоротной победой» в холодной войне. Однако время не стоит на месте. Остановившийся в конечном итоге вынужден догонять ушедших вперед.