Польша давно хочет выгнать «Газпром» из Европы. Причина проста: Варшава намерена перепродавать соседям СПГ из Катара, который поступает на их крупный терминал в Свиноуйсце. Как выяснил Лайф, на днях польский экс-премьер, а ныне председатель Евросоюза Дональд Туск написал главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру письмо с требованием помешать строительству российского проекта «Северный поток — 2». Однако планам «антигазпромовского» лобби может помешать Катар…
Ситуация вокруг бойкота, объявленного Катару рядом арабских стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Йемен, Ливия, Бахрейн и Мальдивы), может внести серьёзные изменения в газовую карту не только Ближнего Востока, но и Европы. Напомним, что о разрыве дипотношений с Дохой эти государства объявили 5 июня. Основной причиной таких действий называлась поддержка Катаром ряда террористических организаций. Однако по факту страна провинилась тем, что поддерживала тесные связи с Ираном — главным раздражителем Эр-Рияда в регионе.
Как пишут некоторые аналитики, Саудовская Аравия, ставшая идеологом конфронтации с Дохой, имеет возможность серьёзно осложнить «провинившемуся» соседу торговлю его главным ресурсом — сжиженным природным газом. А именно СПГ из Катара является основным «наполнителем» терминала в польском Свиноуйсьце, ресурсами которого Варшава надеется не только «накормить» союзников по Евросоюзу, но и уколоть Россию.
Когда против России играть опасно
Между тем некоторые представители политических элит Евросоюза по-прежнему выступают против реализации крупного газпромовского проекта трубопровода «Северный поток — 2». Как стало известно Лайфу, председатель ЕС Дональд Туск обратился к главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с письмом, в котором попросил выступить против строительства.
По словам источников в дипломатических кругах, знакомых с содержанием послания, бывший премьер-министр Польши потребовал «всеобъемлющего европейского решения» и «соблюдения правил ЕС». За этими общими фразами скрываются уже давно озвученные причины: желание восточноевропейских стран избавиться от российской газовой зависимости и спасти Украину от потери статуса главного транзитёра голубого топлива. Ко всему прочему Туск наверняка понимает, что отмена «Северного потока — 2» выгодна его родине с экономической точки зрения.
Как уже писал Лайф, Польша среди всех стран Восточной Европы наименее пострадала бы в случае полного перекрытия российского экспорта. К тому же Варшава смогла бы поднять свою значимость в случае ухода из региона «Газпрома». Как раз за счёт терминала в Свиноуйсьце, который заполняется в основном катарским СПГ. Однако своё письмо Туск писал до того, как ситуация в арабском газовом мире накалилась.
Напомним, что официальный представитель ЕК в прошлом году уже подтверждал, что Юнкер заявлял о необходимости соблюдения всех требований ЕС со стороны проектировщиков «Северного потока — 2». Сейчас идёт работа над правовыми рамками, которые будут предложены членам ЕС на согласование-одобрение. Точных сроков для плана по этой работе представитель ЕК назвать не смог. Строительство должно начаться в 2018 году, а завершиться к концу 2019-го.
Европе надо осмыслить ситуацию
Риски прекращения поставок катарского СПГ на мировой рынок через Ормузский пролив не очень велики, потому что главный, кто мог бы перекрыть пролив, — это союзник Дохи Иран. На такие меры Тегеран пойдёт лишь в том случае, если начнётся большая война. «Это самый страшный сон для европейцев», — сказал Лайфу преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
По его предположению, если всё ж начнётся эскалация конфликта между Катаром и Саудовской Аравией, то Доха совместно с Тегераном будут расшатывать обстановку в тех нефтеносных районах Королевства, где живут в основном шииты (притом что основная религия в стране — ислам суннитского толка). Саудовская Аравия может в этом случае начать военную кампанию против Катара, тогда прекратится экспорт катарского СПГ и прежде всего пострадает Азия — ведь 73% мирового спроса на «сжиженный» в 2016 году пришёлся на этот регион. Европе тоже достанется.
— В Африке, к примеру, в той же Нигерии, вовсю орудуют боевики из “Боко харам” (экстремистская группировка, запрещена в РФ. — Прим. ред.). На севере континента возможны рецидивы «арабской весны». Кто может поставлять газ в Европу? Остаются Норвегия, США и Россия. У Штатов европейцы будут брать газ для диверсификации. Вопрос в объёмах: американский газ недешёвый, Норвегия — тоже не дёшева. Скандинавам надо открывать новые проекты, чтобы увеличивать экспорт, а это затратно. Остаётся Россия. Алексей Миллер заявляет, что «Газпром» может ещё 150 млрд кубов поставить с тех месторождений, которые уже запущены. Россия сейчас экспортирует 178 млрд кубов. Получается, что рост возможен в два раза. Ситуация вокруг Катара играет на руку «Газпрому». Посмотрим, какая будет реакция Ирана на произошедшее и не захочет ли он дестабилизировать обстановку. От Тегерана будет многое зависеть. Идеологический негатив для Катара из-за произошедшего есть. Коммерческие компании в Европе поняли, что на Ближнем Востоке никогда не будет спокойно. Вся эта история показывает, насколько шатко равновесие среди ближневосточных поставщиков газа. Это должно подтолкнуть европейцев, в том числе Польшу, которая выступает против строительства «Северного потока — 2», к ответу на вопрос — кого ж считать надёжным поставщиком? — прокомментировал Игорь Юшков.
По данным GIIGNl Report 2017, Катар экспортировал в 2016 году 79,6 млн т СПГ, из которых 52,7 ушли в Азию. В Европу Катар поставил 17,9 млн т: крупнейшим покупателем стала Великобритания — 7,3 млн т, дальше Франция — 0,5 млн т, Турция — 0,68 млн т, Италия — 4,14 млн т. В Польшу Катар поставил в 2016 году 0,76 млн т. Это примерно 1 млрд кубов. Всего потребление в Польше составило 11,2 млрд кубов, «Газпром» поставил 10,2, а Катар — всё остальное.
Саудовцы могли обвинить Катар из-за денег
Обозреватель журнала «Международная жизнь» Сергей Филатов оценил вероятность военного конфликта между Саудовской Аравией и Катаром как мизерную.
— Перспективы военного конфликта не вижу, хотя ситуация может разворачиваться как угодно. Катар и Саудовская Аравия рвали отношения несколько лет назад, потом восстановили. Они всегда соседствовали сложно. У них между правящими династиями вражда. Семья Аль Тани, которая правит в Катаре, — выходцы с территории, где жили и предки правящей саудитской династии Саудов. Эр-Рияд в какой-то степени не очень любит Доху. Потому что саудиты считают катарцев выскочками — маленькими, но богатыми. Катар должен был быть участником Арабских Эмиратов, когда британцы прекращали там колониальный режим, но отказался. Ещё одна важная деталь: катарцы поддерживают «Братьев-мусульман» (международная религиозно-политическая ассоциация, признана террористической организацией в России. — Прим. авт.), которые в Саудовской Аравии главный враг. Другая немаловажная деталь — взаимодействие Катара с Ираном. У них общее газовое месторождение.
Эксперт предположил, что подоплёка сложившейся ситуации может заключаться в том, что саудовцам необходимы деньги для оплаты контрактов на поставку вооружений из США.
— Саудовская Аравия подписала с США соглашений на поставку вооружений почти на 300 млрд (во время визита в эту страну президента США Дональда Трампа в мае 2017-го. — Прим. ред.). И хочет компенсировать гигантские деньги, которые они должны будут заплатить американцам. Катар могут обвинить в том, что он поддерживает международный терроризм, и заставить откупиться.