Минск может в будущем рассмотреть возможность приобретения у России ракетных комплексов «Искандер» и С-400. Об этом 26 июня сообщил белорусский посол в Москве Игорь Петришенко, заметив, что основой ПВО в Белоруссии в настоящее время является система С-300.
— Поставки комплексов С-400 и оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» могут быть рассмотрены с учетом появления нового вооружения с улучшенными характеристиками, — приводит его слова РИА «Новости».
По его словам, в Минске ожидают, что в перспективе на охрану воздушных границ Союзного государства заступят Су-30СМ войск ВВС и ПВО Белоруссии. Петришенко также выразил надежду на то, что согласованные обновленные подходы к энергетическому сотрудничеству и дальнейшие шаги по созданию единого энергетического рынка компенсируют издержки от недавнего сокращения поставок российской нефти и приведут к взаимной выгоде для двух стран.
В октябре 2016 года президент Белоруссии Александр Лукашенко раскритиковал Россию за «недостаточную» помощь в вопросах поставки вооружения для защиты западных границ Союзного государства. По его словам, Минск в связи «с активизацией некоторых сил» хотел получить «Искандеры», но не получил поддержки Москвы. Отметим, что к началу 2016 года Белоруссия получила от России четыре дивизиона системы С-300ПС, выведенных из боевого состава российских войск и прошедших капитальный ремонт. А 20 июня 2017 года стало известно о том, что Белоруссия закупит в России 12 самолетов Су-30СМ.
С чем связано заявление белорусского дипломата, в котором многие эксперты увидели продолжение Минском политики многовекторности?
— Взаимодействие России и Белоруссии по военной линии осуществляется довольно плотно — создана объединенная система противовоздушной обороны, проводятся совместные учения, отрабатывается переброска сил и средств на белорусские аэродромы и т. д. Другое дело, что Минск четко придерживается своих принципов во внешней и военной политике — не втягиваться в конфликты, чтобы их люди не гибли в мирное время, отмечает бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
— Белоруссия входит в ОДКБ, а значит должна придерживаться определенных обязательств о коллективной защите — в случае нападения на одного из членов интеграционной группировки. Юридически это закреплено, хотя сомнения в выполнении этих обязательств есть, впрочем, и в рамках НАТО, как известно, нет единства. При этом Белоруссия прекрасно понимает, что если с Запада будет настоящая угроза, то в стороне она не окажется.
Заявление белорусского дипломата ярко демонстрирует двойственную позицию Минска и лично президента Лукашенко, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— Конечно, что имел в виду посол, говоря о приобретении С-400 и ОТРК, знает только он сам, но ремарка «с учетом появления нового вооружения с улучшенными характеристиками» очень двусмысленна. То ли белорусов не устраивает нынешний уровень техники, то ли — они хотели бы получить С-400 и «Искандер» из наличия и желательно бесплатно, но уже после того, как на вооружение российских вооружённых сил будут приняты более совершенные системы.
Повторю, какой смысл сам дипломат вкладывал в свои тезисы — неизвестно, но, на мой взгляд, очевидно, что действия Белоруссии не укладываются в рамки союзнических отношений, хотя сам Лукашенко этим активно спекулирует. Белорусский президент, откровенно говоря, использует российскую поддержку в своих целях. Что касается заказа 12 российских истребителей, то внутри ОДКБ Белоруссия не первая в этом смысле — Казахстан еще в 2014 году заказал первые четыре самолета Су-30СМ.
Что касается российско-белорусского взаимодействия по военной линии, то об объединенных группировках с различных трибун говорится много, но, как ни странно, фактически их до сих пор нет. То есть, если сотни самолетов полетят атаковать Россию, Белоруссия, видимо, об этом сообщит, но ведь очевидно, что этого никогда не произойдет хотя бы по причине состояния Североатлантического альянса и т. д.
— Руководство Белоруссии хочет сразу все: и единый энергетический рынок для закупки газа по внутренним российским ценам, и новейшие вооружения, причем, желательно бесплатно. Все это упирается в реальность российско-белорусской интеграции, которая пока что носит либо экономический, либо чисто формальный характер, считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова, член Совета по международным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
— Да, Россия может и дальше поставлять высокотехнологичное вооружение Белоруссии, но вопрос — насколько Минск в этом процессе интеграции взаимен. Совсем недавно шла речь о создании военной базы на аэродроме под Бобруйском, где должны были быть развернуты 12 истребителей Су-27 и два Су-27УБ, а также четыре вертолета. В итоге Минск отказался размещать у себя базу и, по сути, потребовал от России дать ему 20 дорогостоящих современных самолетов с мотивировкой — «мы же единая группировка». Но это сводит белорусскую интеграцию в вопросах безопасности к нулю, а именно она является ценной для России в вопросах безопасности.
«СП»: — В случае чего, переброска российских самолетов в Белоруссию займет считанные часы…
— Однако сможет ли это за время Белоруссия решить вопросы безопасности — вопрос. Достаточно вспомнить «плюшевый десант» 2012 года, который Минск, в конце концов, был вынужден признать (когда из Литвы вылетел самолет, пересек границу с Белоруссией и на окраине Минска разбросал игрушки с записками политического содержания).
Членство Белоруссии в ОДКБ также носит формальный характер: неоднократно делались заявления, что ее военнослужащие не будут воевать за пределами республики, что, соответственно, обесценивает само членство в ОДКБ, потому что оно как раз и предусматривает коллективную безопасность и возможность участия военных контингентов в операциях в регионах стран-членов организации.
На мой взгляд, нынешние действия властей Белоруссии сводятся к желанию заиметь побольше средств и техники со стороны России перед тем, как страна будет все решительнее ориентироваться на Запад.
Поэтому предоставлять Белоруссии технику, которая является для России критически важной в вопросах безопасности, по меньшей мере, рискованно. Тем более что белорусское руководство в обмен на экономическую помощь, кредиты, предоставление рынка сбыта для товаров и т. д. (вплоть до передачи технологий строительства АЭС) ограничивается исключительно знаками внешней лояльности. А чаще всего — нейтральной риторикой, в которой просто констатируется факт вхождения республики в разного рода интеграционные союзы.
В общем, в российско-белорусских отношениях очень много проблем, которые выражаются даже в том, что Минск старается запугать ориентированные на Россию силы — чтобы они не могли освещать те негативные явления в республике, которые не вписываются в союзнические отношения, но которые способны испортить российско-белорусское взаимодействие. Я уже не говорю о том, что белорусские спикеры в своих ответах часто откровенно грозят выходом республики из существующих интеграционных союзов, что сделает их менее престижными, и вхождением в западные интеграционные группировки.
Получается, что Москва в ущерб своим регионам (а недавняя прямая линия с президентом России показала огромное количество проблем в регионах нашей страны) вкладывает деньги не в союзника, а в элиты и республику, которая лишь на словах является союзной.
«СП»: — На ваш взгляд, что будет, если Белоруссия вдруг действительно выйдет из Союзного государства, ОДКБ, Евразийского экономического союза?
— На мой взгляд, ничего не изменится. Мы как торговали, так и будем торговать, но уже на гораздо выгодных для России условиях. Мы как выступали против деструктивных явлений в мировой политике, так и будем выступать совместно, но при этом Москва не будет платить деньги белорусской элите.