«Брамосы» помогут в битве за Индию - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
«Брамосы» помогут в битве за Индию - «Новости Дня» 11:00 Воскресенье 0 316
2-07-2017, 11:00

«Брамосы» помогут в битве за Индию - «Новости Дня»


«Брамосы» помогут в битве за Индию - «Новости Дня»

Не одну, а сразу три ракеты «Брамос» смогут нести индийские Су-30МКИ. Это означает, что уже в ближайшее время Индия получит мощнейшее оружие российского производства, надежно закрывающее ее от возможной атаки с моря. Стоит ли России брать пример с Индии ради борьбы с возможной угрозой со стороны американских авианосцев?


Посмотрев на глобус, искушенный наблюдатель может заметить, что Индия (собственно полуостров Индостан) занимает в своем регионе примерно такое же стратегическое положение, как Крым в Черном море или Италия в Средиземном. Как и они, он является своего рода «непотопляемым авианосцем», который способен выполнять задачи по предназначению с максимально возможным коэффициентом оперативного напряжения (КОН = 1,0). В свое время итальянцы настолько уверовали в непогрешимость данного тезиса, что откровенно пренебрегали дарованным им Вашингтонским морским соглашением 1922 г. правом строить традиционные авианосцы, но, не сумев создать конкурентоспособную «авиагруппу» берегового базирования, позорно проиграли войну, впустив на свою территорию сначала немецкие, потом американские войска. На какое-то время был потерян и Крым (в отличие от Италии – после длительной героической обороны). Судя по всему, индийское военно-политическое руководство учло оба этих урока истории.


Оборотной стороной стратегического положения Индостана является его уязвимость с двух направлений – как с запада, так и с востока. Длина береговой линии континентальной Индии составляет 5420 км (Восточного побережья США – 5950 км), более 40% из которых представляют собой удобные для десантирования песчаные пляжи. Морской путь до индийского побережья строго по 15-й параллели имеет протяженность около 1400 морских миль с западной стороны (от берегов Йемена) и порядка 1050 миль с восточной (Мьянма). Морские силы вторжения потенциального агрессора преодолеют эти расстояния на боевом экономическом ходу в 20 узлов за двое–трое суток, предварительно (на подходе, с дистанции 1600 км или 860 миль) нанеся удары крылатыми ракетами большой дальности по важнейшим объектам военной инфраструктуры.


Индийское правительство, безусловно, очень серьезно относится к военно-морскому строительству и делает все, чтобы нарастить и обновить свой военный флот. Однако в обозримом будущем Индия вряд ли сможет конкурировать с такими могущественными морскими державами, как США и Китай (одной из главных причин этого на сегодняшний день является неразвитость национальной судостроительной промышленности и, как следствие, бесконечно долгие сроки постройки боевых кораблей). Чтобы держать (обеспечить развертывание) на постоянной основе по одной авианосной ударной группе (АУГ) в Аравийском море и Бенгальском заливе, надо иметь их шесть (две в море, две на отдыхе и ВТГ в базе и две в ремонте), что пока представляется малодостижимым. При наличии двух или даже четырех АУГ с учетом «медлительности» ВМС (передвигающихся, как правило, со скоростью до 40 км/час) обеспечить своевременную встречу противника на дальних подступах будет крайне сложно.


Между тем еще в 2002–2004 гг. (по контракту 1996 г.) и в 2008–2009 гг. (по контракту 2007 г.) российской корпорацией «Иркут» индийской стороне было поставлено 50 тяжелых многофункциональных истребителей Су-30МКИ (МКИ – «Модернизированный Коммерческий Индийский»), а в 2000, 2007 и 2012 гг. было заключено три контракта на поставку 222 самолето-комплектов для лицензионной сборки на территории Индии. 09.01.2015 заказчику была передана 150-я машина made in India, на конец 2015 г. индийские ВВС располагали примерно 225 самолетами данного типа, есть сведения, что на 9 марта 2017-го их было уже 240, а по завершении работ по всем контрактам будет 272. Безо всякого преувеличения на сегодняшний день Су-30МКИ составляют основу индийских ВВС.


За два года до заключения первого контракта на Су-30МКИ (12.02.1998) было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, положившее начало созданию совместного предприятия для разработки и производства крылатых ракет «Брамос» на базе ПКР 3М55 комплекса «Яхонт» – экспортной модификации сверхзвуковой противокорабельной ракеты ПКРК «Оникс» – созданного в «НПО машиностроения» и проходившего испытания в интересах ВМФ России (принят на вооружение 23 сентября 2002 года).


В 2001 году произведен первый (успешный) пуск «Брамоса» с нештатного наземного носителя на индийском полигоне. Первый пуск с корабля (эсминца «Раджпут» пр. 61МЭ) состоялся 12 февраля 2003 года, с подвижной ПУ грунтового комплекса – 13 июня 2004-го, а 2017 год имеет все шансы стать годом рождения ракеты авиационного базирования. Первый полет Су-30МКИ с ракетой «Брамос» был выполнен в июне 2016 г., первый бросковый пуск – в декабре. В ближайшее время ожидается еще ряд испытаний, а принятие ракеты на вооружение ВВС Индии планируется в сентябре текущего года. Более того, если верить сделанному в четверг вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным заявлению, Су-30МКИ сможет нести не один, а целых три «Брамоса» – правда, в так называемом мини-варианте. Но это дело, видимо, неблизкого будущего, поэтому остановимся пока на перспективах комплекса с одной ракетой под крыльями.


Су-30МКИ на авианосец не посадить. С «Викрамадитьи» и строящегося «Викранта» (пр. 71, передача ВМС Индии ожидается в 2018 г.) могут использоваться только легкие МиГ-29К(УБ). К моменту вступления в строй еще не заложенного большого (65 тыс. тонн) атомного «Вишала», которое ожидается где-то в начале 2030-х гг., Индия уже должна располагать самолетом 5-го поколения, который, скорее всего, и будут сажать на суперавианосец будущего. Однако в невостребованности Су-30МКИ в качестве палубного истребителя-бомбардировщика и инструмента проецирования силы никакой трагедии нет. Для индийского «Сухого» есть более важная задача.


Согласно летно-техническим характеристикам (ЛТХ) Су-30МК, приведенным на сайте компании «Сухой», максимальная дальность полета на высоте с ракетами 2хР-27Р1 и 2хР-73Э с пуском на половине пути составляет 3000 км (запас топлива при этом лукаво умалчивается). Будем считать (упрощенно) боевой радиус равным 1500 км, а запас топлива во внутренних топливных баках максимальным (9640 кг), в отличие от нормального в 5270 кг – есть подозрение, что «каталожную» (рекламную) дальность считают именно по максимуму. Уменьшив запас топлива на массу «Брамоса» с балочным держателем (2550 кг плюс примерно 150 кг, итого 2700 кг) и очень грубо (прямо пропорционально) пересчитав радиус, получаем приблизительно 1000 км (если быть точным – 1080).


До недавнего времени дальность действия «Брамоса» определялась Режимом контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который запрещает передачу другим странам ракет с массой полезной нагрузки (БЧ) 500 кг и более и дальностью пуска 300 км и более. После того как Индия стала полноправным членом РКРТ (27.06.2016), ограничения были сняты, и уже 11 марта 2017 года состоялись успешные испытания «Брамоса» с дальностью пуска свыше 400 км. Однако до появления достоверных ЛТХ авиа-«Брамоса» будем придерживаться традиционных 300 км.


В результате в случае успешного завершения программы создания ПКР авиационного базирования с условным наименованием «Брамос-А» и принятия ее на вооружение ВВС Индии получат возможность встречать корабельные группировки ВМС потенциальных агрессоров на дальности до 1300 км от индийского побережья. Недостающие для предотвращения удара «Томагавками» 300 км (точнее, минимум 350 км – с небольшим запасом) можно набрать либо путем увеличения дальности пуска ПКР, либо за счет одной дозаправки в воздухе, которая может обеспечить прирост дальности (и радиуса) Су-30МКИ примерно на 70%.


В случае переоборудования под «Брамос-А» достаточно большого количества Су-30МКИ (не менее восьми эскадрилий, или 96 самолетов) верховное главнокомандование индийских вооруженных сил сможет быстро (по флотским меркам – почти мгновенно) перебрасывать ударную авиацию на любое «десантоопасное» побережье. При наличии подобающей аэродромной инфраструктуры в состав ударной волны могут войти, скажем, две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков с «Брамосами» (24 машины), две – истребителей прикрытия и две – самолетов-заправщиков (даже при 50-процентной летной годности парка Су-30МКИ самолетов должно хватить). Есть все основания полагать, что гипотетическая Битва за Индию (по аналогии со знаменитой Битвой за Англию) будет выиграна обороняющейся стороной.


Нужна ли морской авиации ВМФ России авиационно-ракетная система, подобная «Су-30МКИ-Брамос»? Это спорный вопрос. Есть мнение, что после реорганизации Дальней авиации ВВС России (передачи в ее состав всех Ту-22М3 Морской авиации ВМФ) ракетоносный (по сути – противоавианосный) компонент МА перестал существовать. Более того, по неофициальной информации, из 63–70 строевых Ту-22М3 боеготовы всего несколько машин, которые можно пересчитать по пальцам одной руки и которые лишь производят впечатление наличия данного типа ЛА в ВКС РФ, периодически нанося удары по объектам ИГИЛ* в Сирии. Однако озвученная точка зрения далеко не бесспорна.


Во-первых, пальцев одной руки не хватит – согласно сообщениям Минобороны, Ту-22М3 работают двумя звеньями (по имеющимся данным, звено в ДА состоит не из четырех, а из трех машин, поэтому 2 x 3 = 6). Во-вторых, запланирован ремонт с модернизацией, по одним данным, 30 самолетов, по другим – всего парка дальних бомбардировщиков (цеха Казанского авиазавода и заводской аэродром буквально забиты Ту-22М3, которые уже очень скоро поставят на крыло). В-третьих, близятся к завершению госиспытания крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) Х-32 – развитие знаменитой «Бури» (Х-22), имеющей большую дальность и способной пикировать на вражеский корабль с высоты 40 км на скорости не менее 4 М, что сделает ее «практически неуязвимой для зенитных ракет и истребителей противника».


Другими словами, у нас есть и всегда будет Дальняя авиация, которая отсутствует у Индии да и вообще у всех остальных государств, кроме США (Китай с его антикварными Ту-16 не в счет), и которая может встретить неприятеля на самых дальних подступах (в ряде случаев – даже на выходе из баз). Поэтому есть предложение оставить противоавианосные задачи (борьбу с серьезными корабельными группировками противника) в компетенции ДА, а во внутренних и окраинных морях (Балтийском, Черном, Японском) будет вполне достаточно Су-24М (в перспективе – Су-34) с Х-31АД или более совершенными тактическими ПКР.


Ну а российские аналоги Су-30МКИ (Су-30СМ) пусть лучше занимаются своими прямыми обязанностями – завоеванием господства в воздухе.


Не одну, а сразу три ракеты «Брамос» смогут нести индийские Су-30МКИ. Это означает, что уже в ближайшее время Индия получит мощнейшее оружие российского производства, надежно закрывающее ее от возможной атаки с моря. Стоит ли России брать пример с Индии ради борьбы с возможной угрозой со стороны американских авианосцев? Посмотрев на глобус, искушенный наблюдатель может заметить, что Индия (собственно полуостров Индостан) занимает в своем регионе примерно такое же стратегическое положение, как Крым в Черном море или Италия в Средиземном. Как и они, он является своего рода «непотопляемым авианосцем», который способен выполнять задачи по предназначению с максимально возможным коэффициентом оперативного напряжения (КОН = 1,0). В свое время итальянцы настолько уверовали в непогрешимость данного тезиса, что откровенно пренебрегали дарованным им Вашингтонским морским соглашением 1922 г. правом строить традиционные авианосцы, но, не сумев создать конкурентоспособную «авиагруппу» берегового базирования, позорно проиграли войну, впустив на свою территорию сначала немецкие, потом американские войска. На какое-то время был потерян и Крым (в отличие от Италии – после длительной героической обороны). Судя по всему, индийское военно-политическое руководство учло оба этих урока истории. Оборотной стороной стратегического положения Индостана является его уязвимость с двух направлений – как с запада, так и с востока. Длина береговой линии континентальной Индии составляет 5420 км (Восточного побережья США – 5950 км), более 40% из которых представляют собой удобные для десантирования песчаные пляжи. Морской путь до индийского побережья строго по 15-й параллели имеет протяженность около 1400 морских миль с западной стороны (от берегов Йемена) и порядка 1050 миль с восточной (Мьянма). Морские силы вторжения потенциального агрессора преодолеют эти расстояния на боевом экономическом ходу в 20 узлов за двое–трое суток, предварительно (на подходе, с дистанции 1600 км или 860 миль) нанеся удары крылатыми ракетами большой дальности по важнейшим объектам военной инфраструктуры. Индийское правительство, безусловно, очень серьезно относится к военно-морскому строительству и делает все, чтобы нарастить и обновить свой военный флот. Однако в обозримом будущем Индия вряд ли сможет конкурировать с такими могущественными морскими державами, как США и Китай (одной из главных причин этого на сегодняшний день является неразвитость национальной судостроительной промышленности и, как следствие, бесконечно долгие сроки постройки боевых кораблей). Чтобы держать (обеспечить развертывание) на постоянной основе по одной авианосной ударной группе (АУГ) в Аравийском море и Бенгальском заливе, надо иметь их шесть (две в море, две на отдыхе и ВТГ в базе и две в ремонте), что пока представляется малодостижимым. При наличии двух или даже четырех АУГ с учетом «медлительности» ВМС (передвигающихся, как правило, со скоростью до 40 км/час) обеспечить своевременную встречу противника на дальних подступах будет крайне сложно. Между тем еще в 2002–2004 гг. (по контракту 1996 г.) и в 2008–2009 гг. (по контракту 2007 г.) российской корпорацией «Иркут» индийской стороне было поставлено 50 тяжелых многофункциональных истребителей Су-30МКИ (МКИ – «Модернизированный Коммерческий Индийский»), а в 2000, 2007 и 2012 гг. было заключено три контракта на поставку 222 самолето-комплектов для лицензионной сборки на территории Индии. 09.01.2015 заказчику была передана 150-я машина made in India, на конец 2015 г. индийские ВВС располагали примерно 225 самолетами данного типа, есть сведения, что на 9 марта 2017-го их было уже 240, а по завершении работ по всем контрактам будет 272. Безо всякого преувеличения на сегодняшний день Су-30МКИ составляют основу индийских ВВС. За два года до заключения первого контракта на Су-30МКИ (12.02.1998) было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, положившее начало созданию совместного предприятия для разработки и производства крылатых ракет «Брамос» на базе ПКР 3М55 комплекса «Яхонт» – экспортной модификации сверхзвуковой противокорабельной ракеты ПКРК «Оникс» – созданного в «НПО машиностроения» и проходившего испытания в интересах ВМФ России (принят на вооружение 23 сентября 2002 года). В 2001 году произведен первый (успешный) пуск «Брамоса» с нештатного наземного носителя на индийском полигоне. Первый пуск с корабля (эсминца «Раджпут» пр. 61МЭ) состоялся 12 февраля 2003 года, с подвижной ПУ грунтового комплекса – 13 июня 2004-го, а 2017 год имеет все шансы стать годом рождения ракеты авиационного базирования. Первый полет Су-30МКИ с ракетой «Брамос» был выполнен в июне 2016 г., первый бросковый пуск – в декабре. В ближайшее время ожидается еще ряд испытаний, а принятие ракеты на вооружение ВВС Индии планируется в сентябре текущего года. Более того, если верить сделанному в четверг вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным заявлению, Су-30МКИ сможет нести не один, а целых три «Брамоса» – правда, в так называемом мини-варианте. Но это дело, видимо, неблизкого будущего, поэтому остановимся пока на перспективах комплекса с одной ракетой под крыльями. Су-30МКИ на авианосец не посадить. С «Викрамадитьи» и строящегося «Викранта» (пр. 71, передача ВМС Индии ожидается в 2018 г.) могут использоваться только легкие МиГ-29К(УБ). К моменту вступления в строй еще не заложенного большого (65 тыс. тонн) атомного «Вишала», которое ожидается где-то в начале 2030-х гг., Индия уже должна располагать самолетом 5-го поколения, который, скорее всего, и будут сажать на суперавианосец будущего. Однако в невостребованности Су-30МКИ в качестве палубного истребителя-бомбардировщика и инструмента проецирования силы никакой трагедии нет. Для индийского «Сухого» есть более важная задача. Согласно летно-техническим характеристикам (ЛТХ) Су-30МК, приведенным на сайте компании «Сухой», максимальная дальность полета на высоте с ракетами 2хР-27Р1 и 2хР-73Э с пуском на половине пути составляет 3000 км (запас топлива при этом лукаво умалчивается). Будем считать (упрощенно) боевой радиус равным 1500 км, а запас топлива во внутренних топливных баках максимальным (9640 кг), в отличие от нормального в 5270 кг – есть подозрение, что «каталожную» (рекламную) дальность считают именно по максимуму. Уменьшив запас топлива на массу «Брамоса» с балочным держателем (2550 кг плюс примерно 150 кг, итого 2700 кг) и очень грубо (прямо пропорционально) пересчитав радиус, получаем приблизительно 1000 км (если быть точным – 1080). До недавнего времени дальность действия «Брамоса» определялась Режимом контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который запрещает передачу другим странам ракет с массой полезной нагрузки (БЧ) 500 кг и более и дальностью пуска 300 км и более. После того как Индия стала полноправным членом РКРТ (27.06.2016), ограничения были сняты, и уже 11 марта 2017 года состоялись успешные испытания «Брамоса» с дальностью пуска свыше 400 км. Однако до появления достоверных ЛТХ авиа-«Брамоса» будем придерживаться традиционных 300 км. В результате в случае успешного завершения программы создания ПКР авиационного базирования с условным наименованием «Брамос-А» и принятия ее на вооружение ВВС Индии получат возможность встречать корабельные группировки ВМС потенциальных агрессоров на дальности до 1300 км от индийского побережья. Недостающие для предотвращения удара «Томагавками» 300 км (точнее, минимум 350 км – с небольшим запасом) можно набрать либо путем увеличения дальности пуска ПКР, либо за счет одной дозаправки в воздухе, которая может обеспечить прирост дальности (и радиуса) Су-30МКИ примерно на 70%. В случае переоборудования под «Брамос-А» достаточно большого количества Су-30МКИ (не менее восьми эскадрилий, или 96 самолетов) верховное главнокомандование индийских вооруженных сил сможет быстро (по флотским меркам – почти мгновенно) перебрасывать ударную авиацию на любое «десантоопасное» побережье. При наличии подобающей аэродромной инфраструктуры в состав ударной волны могут войти, скажем, две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков с «Брамосами» (24 машины), две – истребителей прикрытия и две – самолетов-заправщиков (даже при 50-процентной летной годности парка Су-30МКИ самолетов должно хватить). Есть все основания полагать, что гипотетическая Битва за Индию (по аналогии со знаменитой Битвой за Англию) будет выиграна обороняющейся стороной. Нужна ли морской авиации ВМФ России авиационно-ракетная система, подобная «Су-30МКИ-Брамос»? Это спорный вопрос. Есть мнение, что после реорганизации Дальней авиации ВВС России (передачи в ее состав всех Ту-22М3 Морской авиации ВМФ) ракетоносный (по сути – противоавианосный) компонент МА перестал существовать. Более того, по неофициальной информации, из 63–70 строевых Ту-22М3 боеготовы всего несколько машин, которые можно пересчитать по пальцам одной руки и которые лишь производят впечатление наличия данного типа ЛА в ВКС РФ, периодически нанося удары по объектам ИГИЛ* в Сирии. Однако озвученная точка зрения далеко не бесспорна. Во-первых, пальцев одной руки не хватит – согласно сообщениям Минобороны, Ту-22М3 работают двумя звеньями (по имеющимся данным, звено в ДА состоит не из четырех, а из трех машин, поэтому 2 x 3 = 6). Во-вторых, запланирован ремонт с модернизацией, по одним данным, 30 самолетов, по другим – всего парка дальних бомбардировщиков (цеха Казанского авиазавода и заводской аэродром буквально забиты Ту-22М3, которые уже очень скоро поставят на крыло). В-третьих, близятся к завершению госиспытания крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) Х-32 – развитие знаменитой «Бури» (Х-22), имеющей большую дальность и способной пикировать на вражеский корабль с высоты 40 км на скорости не менее 4 М, что сделает ее «практически неуязвимой для зенитных ракет и истребителей противника». Другими словами, у нас есть и всегда будет Дальняя авиация, которая отсутствует у Индии да и вообще у всех остальных государств, кроме США (Китай с его антикварными Ту-16 не в счет), и которая может встретить неприятеля на самых дальних

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl