29.06.2017, ТРК «Звезда».
Авиация, флот, бронетехника, промышленные и космические проекты — в длинном перечне благополучно уничтоженных или проданных за бесценок изделий и программ нет такого направления, где власти независимой Украины не смогли бы «отличиться».
Уничтожение «Лебедя»
Ни один из военных летчиков, будь то летающий на штурмовике или истребителе, не может спокойно говорить о событии, организованном с легкой руки украинского правительства без малого двадцать лет назад. 5 декабря 1998 года Минобороны Украины при активном содействии и финансовой поддержке государственных комиссий по вопросам вооружения и советников из США подписали один самых тяжелых для отечественной боевой авиации документов. Подписанное соглашение включало в себя ликвидацию 44 тяжелых бомбардировщиков из состава дальней стратегической авиации и основного вида вооружений для такой техники — тысячи с лишним крылатых ракет Х-55.
Большую часть вооружений предполагалось ликвидировать по так называемой программе «уменьшения угрозы», больше известной, как Программа Нанна — Лугара. Авторами документа в отношении остатков Вооруженных сил, расквартированных на остатках Советского Союза — СНГ и на территории теперь уже независимой России предполагалось уничтожить в несколько этапов. Стратегическая дальняя авиация в этом отношении беспокоила американских сенаторов и военных больше всего, ведь именно «стратеги» регулярно щекотали нервы западным военным в ходе боевого патрулирования.
Первым под промышленную гильотину в Прилуках попал один из самых новых самолетов Т-160. Самолет с бортовыми номером «24» имел всего 466 часов налета и при должной эксплуатации, как говорят сами летчики, «летал бы еще 50 лет». На «торжественной» для Украины и тяжелой, словно смерть близкого человека, церемонии присутствовал не только личный состав, построенный для показательного унижения, но и счастливый американский сенатор Ричард Лугар. Тот самый, что чуть позднее вместе с молодым темнокожим сенатором Бараком Обамой приедет в Россию наблюдать за уничтожением некоторых баллистических ракет.
Примечательно, что продать Родину в Киеве намеревались еще тогда, когда о всяких «майданах» даже не шло и речи. Интересно и другое — осуществить киевскому правительству задуманное в 1999 году не дали не только российские дипломаты, но и … высшее руководство США. Речь идет о спланированной продаже трех самолетов Ту-160 и запчастей к ним на общую сумму в $20 млн. Получателем груза стратегического назначения должна была стать американская компания Platforms International Corporation. Эксперты говорят, что первоначальная цель использования Ту-160 в качестве основы для «воздушного старта» ракет была лишь ширмой. Основной же целью «выкупа» Ту-160 были технологии изготовления планера, двигателей, авионики и всего того, что еще в Советском Союзе умели делать на отлично.
Всего же, в ходе уникальной операции по спасению Ту-160 от неминуемой гибели, российским дипломатам удалось спасти восемь уникальных самолетов. Грациозные стальные машины удалось получить в счет погашения долго за газ. Последний же из оставшихся на Украине «белых лебедей» порезали на металлом в 2001 году. На этом с дальней авиацией на территории Незалежной было покончено. Предательство бывшей Родины обошлось Украине всего несколько десятков миллионов долларов.
Земля обетованная
Украинское танкостроение, как говорят специалисты, можно описать коротким, но содержательным предложением : «Скорее нет, чем да». Ориентированная, в основном, на Вооруженные силы СССР тяжелая промышленность, к предприятиям которого, вне всякого сомнения, относится и Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, после обретения независимости стала в буквальном смысле независима от всего. От государственной поддержки, от больших заказов и перспектив безбедного существования.
Существующие государственные заказы на производство бронетехники некогда гигантом советской тяжелой промышленности нельзя даже примерно сопоставить с объемом производства при СССР. Вместо производства передовой бронетехники и разработки перспективных сухопутных машин, украинское руководство занимается распродажей всего, что залежалось на базах хранения за бесценок.
Принципиально новых разработок в области бронетехники нет, а те, что подаются под видом «потенциально успешных» коммерческих разработок, фактически, обречены на провал. БМ «Оплот», который с самого начала подается украинскими специалистами, как «исключительная» и «не имеющая ничего общего с советскими танками» техника на деле оказалась не технологичнее тех самых Т-64Б, тысячами запертых на базах хранения бывшего Киевского военного округа.
Космос, прощай
Одной из самых больных тем «распродажи» еще советского, а ныне украинского «добра» являются космические проекты. Легендарное КБ «Южное» сегодня даже украинские специалисты в области космонавтики и ракетостроения вспоминают не очень добрым словом. Неоднократное обсуждение утечки кадров и технологий из Украины в другие государства сегодня является уже не предметом споров. Внушительные темпы развития стратегического ракетного вооружения, например, в Северной Корее многие эксперты объясняют именно притоком квалифицированных специалистов из Украины.
В списке особых достижений есть уникальный во многих отношения проект по созданию ракеты-носителя «Антарес», отсутствие заказов, и как следствие, перспектив с ракетой «Днепр», и многое, многое другое. Торговля тем, что еще осталось от Советского Союза — формула для украинского правительства разных лет формирования схема привычная.
Несмотря на всю бесполезность такого подхода для бюджета и технологического развития украинского ВПК, плодами недальновидного подхода активно пользуются зарубежные заказчики. Помимо уже обсуждаемой специалистами Северной Кореи украинские технологии полувековой дальности активно покупает… Китай.
В данный момент СМИ активно обсуждают грядущую продажу продаст Китаю технологии создания «блока Е» советского спускаемого лунного модуля, который еще в конце 1960-х — начале 1970-х планировалось использовать в рамках высадки советских космонавтов на поверхность Луны. Китайские специалисты в области космонавтики сочли первоначальную конструкцию «блока Е» наиболее подходящей под задачи, выполняемые национальным космическим агентством КНР. Для того, чтобы исполнить обещанное, украинским специалистам при активном содействии китайских коллег придется не только построить и испытать аппарат, спроектированный 50 лет назад, но и передать китайской стороне ВСЮ техническую документацию в оцифрованном виде.
«Все это в перспективе может привести к тому, что Китай подешевле купит технологию, адаптирует ее под собственные нужды, и успешно запустит для высадки на Луну своих космонавтов», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» историк космонавтики, кандидат технических наук Олег Слюсарь.
Любопытно, что украинские специалисты верят, что именно они в составе международной группы будут интегрироваться в космические программы, а их вклад в развитие технологий вот-вот оценит мировая общественность. Действительность, как водится, несколько проще ожиданий — независимая Украина просто распродает всё то, на что промышленность и наука СССР положила десятилетия тяжелого труда и сотни миллионов рублей советских граждан.
Дмитрий Юров