Закон о введении с Россией полноценного визового режима может быть вынесен на голосование уже на следующей неделе. По словам председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия, это случится сразу же, как только у этого предложения появится достаточная поддержка депутатов.
Пока же разработаны новые правила въезда россиян на территорию Украину, которые начнут действовать с 1 января 2018 года. Они направлены на разрыв личных связей представителей обоих народов. Такая оценка содержится в заявлении МИД РФ, опубликованном на сайте ведомства. «Для нынешнего киевского режима наличие у украинцев многочисленных родственников, друзей и знакомых в России является, видимо, реальной угрозой, — пишут российские дипломаты. — Судя по всему, на Украине готовы выстроить новый железный занавес лишь бы не допустить нормального человеческого и родственного общения жителей России и Украины».
Речь идет о биометрическом контроле для всех въезжающих, предварительной электронной регистрации россиян и предоставлении властям сведений о перемещениях россиян по территории Украины. Эти меры были выработаны на заседании Совета по национальной безопасности и обороны 10 июля. Для их реализации Киеву придется потратить 600 млн гривен.
При этом нововведения не коснуться жителей Крыма. По словам пресс-секретаря Государственной пограничной службы Украины Олега Слободяна, «крымчане не являются иностранцами, они являются гражданами Украины, которые временно проживают под российской оккупацией».
Пока большинство жителей обеих стран возражают против взаимного введения визового режима. Среди россиян таких 50%, среди украинцев — 51%. При этом около 30% респондентов в каждой стране визовый режим поддерживают.
Биометрические паспорта выдают в России уже сравнительно давно. Однако возможность записи отпечатков пальцев в них появилась лишь с 2015 года. А с 2016-го стартовал переход с бумажной на пластиковую версию. Точное количество выданных биометрических паспортов в открытых источниках не публикуется.
Так или иначе, но Москва не исключает ответных мер на уже введенные Киевом требования. Об этом заявил замглавы российского МИД Григорий Карасин. «Расчет этой провокации — на зеркальный ответ с российской стороны», — считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
По словам его коллеги сенатора Франца Клинцевича, возможно кого-то из 4 млн украинцев, работающих в России, «придется вежливо попросить покинуть нашу страну, популярно объяснив при этом, что своим возвращением на родину они обязаны исключительно нынешнему киевскому режиму и лично Петру Порошенко».
Политолог Александр Асафов считает происходящее лишь этапом к введению полноценного визового режима.
— Украина идет к полной изоляции от России и введение биометрического контроля — это лишь «первая ласточка». Хотя формально это будет сделано для всех иностранцев.
Второй важный момент — предварительная регистрация граждан России в специальном каталоге. Обе меры вступят в действие одновременно — в январе 2018-го.
Думаю, к этому времени, а, скорее всего, раньше, будет введен полноценный визовый режим с нашей страной. Цель, конечно, политическая, идеологическая — провести полную изоляцию России и после введения Москвой ответных мер, о которых говорили и Лавров, и Песков, лишить граждан Украины возможности ездить в Россию на заработки. Переориентировать их на Европу.
«СП»: — Зачем это нужно Киеву? Ведь миллионы украинских гастарбайтеров пересылают на родину очень серьезные деньги…
— В данном случае благосостояние своих граждан киевское руководство не волнует. Им важна политическая составляющая. Попытавшись закрыть интернет, они хотят закрыть и возможность физического перемещения людей, чтобы они не получали никакой альтернативной информации от знакомых, родственников. Да и лично. Ведь оказавшись в Ростовской области, они смогут убедиться, что никаких «конных или подводных бурят» там нет.
Россия не воюет с Украиной. А война Киеву нужна, так как на войну будут списаны все возможные неудачи. В том числе социально-экономического характера. За визовый режим выступают те же лица, что и за войну — «ястребы» Турчинов, Парубий и примкнувший к ним Климкин. Хотя изначально это идея первых двоих.
Характерно, что руководитель Украинского института национальной памяти Украины Владимир Вятрович еще весной предлагал чуть ли не уголовное наказание для граждан Украины и России за взаимное общение. Он, конечно, человек небольшого интеллекта, но вектор уловил точно. Для манипулирования в рамках выборных циклов нужна изоляция людей от информации.
Взгляните на украинский политический ландшафт. На старую, вполне травоядную, Социалистическую партию посажен неонацист, бывший советник Авакова — Илья Кива. К социализму он не имеет вообще никакого отношения. Кроме того, что он национал—социалист. Но бренд существует, он популярен в сельских районах, и поэтому его надо захватить, приватизировать и контролировать. То есть любое разномыслие подавляется.
«СП»: — Как можно объяснить итоги соцопросов, согласно которым граждане обеих стран, несмотря на конфликт, не хотят введения виз?
— В России работает очень много граждан Украины. Кроме того, многие получают наше профессиональное образование, чтобы потом здесь работать. Например, в сфере IT. Биометрический контроль и, тем более, визовый режим, осложнят их жизнь очень серьезно. Поэтому, естественно, что они против.
Но поскольку киевский режим ставит цели, связанные с выборами, как минимум в Верховную Раду, стране нужен идеологический монолит. Поэтому и интернет отключают, и передвижения в «страну-агрессор» усложняют.
«СП»: — Почему сделано исключение для жителей Крыма?
— Поддержка Европы и США позволяет украинцам выпячивать историю с воссоединением Крыма с Россией как пример нарушения норм международного права. Недаром они присваивают полуострову различные статусы…
Удивительно, но существует украинская прокуратура Крыма, которая работает, находясь совсем не в Крыму. Есть и крымско-татарский фактор, который будут раскачивать. Это все будет и дальше продолжаться.
В свою очередь ведущий аналитической программы «Информационная война» на ВГТРК «Крым» Дмитрий Таран видит в попытке Киева окончательно разделить народы двух стран подготовку к большой войне.
— Все действия нынешних украинских властей направлены на то, чтобы оторвать Россию от Украины. Даже если есть семьи, родственники — это касается и их. Ввести визовый режим они пока боятся. Есть еще некоторые неурегулированные экономические вопросы. Но в Киеве решили подгадить с помощью вот этих «биометрических» сложностей.
Это удар по обывателям, которые ездят к родственникам. Теперь не будут ездить, связи прекратятся. До этого пытались прикрыть интернет.
В любом случае, это продолжение информационной атаки, начавшейся еще в 2014 году, по подготовки «горячей фазы» войны России с Украиной.
«СП»: — «Горячей фазы»?
— Именно. Нам надо четко понимать, что Запад планирует сделать из Украины. В перспективе 5−7 лет — создать ударный кулак против России. В Харьковской области будет размещен третий позиционный район НАТО. Оттуда до Москвы всего 600 километров. Можете представить, какое подлетное время — 1,5 минуты! Мало не покажется. То есть Украина — это форпост.
Вся идеологическая, телевизионная работа с молодежью проводится с расчетом на то, чтобы подготовить кадровую базу будущей войны. Русофобия и пресечение гуманитарных связей — часть пятилетней подготовки к войне. Поэтому нам сейчас нужно напрямую, минуя Киев, общаться с людьми на Украине. Говорить о русской самоидентификации. Без этого война неминуема.
Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Дмитрий Новиков, осуждая Киев, призывает Россию не торопиться с ответными мерами.
— Я оцениваю это решение Киева крайне негативно. С точки зрения взаимоотношения наших народов, оно совершенно безумное. Это ведь разделяет всех: семьи, друзей, родственников … Хотя и логично с точки зрения курса, взятого нынешними украинскими властями. Курса на разрыв, вопреки исторической общности и экономическим связям.
«СП»: — Россию, фактически, вынуждают ответить тем же?
— Это как раз тот случай, когда можно сказать, что не стоит поддаваться на провокации. Поскольку Киев действует против как российского, так и украинского народов, следовать их логике вряд ли правильно.