Об итогах, проблемах и перспективах развития ВМФ России
30 июля вся Россия отмечает День Военно-морского флота. Появлению этого рода войск предшествовали кровопролитные сражения за выход нашей державы к Черному и Балтийскому морям. Россия — континентальная страна, и русским пришлось многому учиться у европейцев. Однако и без всякого знания искусства морского боя русские шхуны и галеры успешно оборачивали шведские и турецкие корабли в бегство.
Именно после обретения прочного выхода к Балтийскому морю в первой четверти XVIII века Россия превратилась в империю. Без сильных позиций на море Россия не может быть великой державой. Сегодня в развитии ВМФ наблюдается важный переходный этап. Эксперты сходятся во мнении, что государственная программа вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы будет в большей степени ориентирована на удовлетворение потребностей флота.
Скорее всего, за грядущую семилетку Россия возведет два универсальных десантных корабля (УДК) типа «Прибой», заложит авианосец «Шторм», отремонтирует крейсер «Адмирал Кузнецов», построит несколько боевых кораблей первого и второго рангов (водоизмещением от 3-4 тысяч тонн), десятки корветов, малых ракетных кораблей, тральщиков, судов обеспечения, а также около 15 атомных и неатомных подлодок.
В настоящее время в состав ВМФ входят более 200 кораблей и свыше 70 субмарин. По общему тоннажу кораблей первого и второго рангов Россия занимает третье место в мире (менее 800 тысяч тонн), уступая Китаю и США. Однако средний возраст крупных кораблей ВМФ составляет 25 лет. Россия стоит на пороге смены поколений военно-морской техники.
В день ВМФ «Русская Планета» решила непредвзято проанализировать ситуацию на российском флоте.
Советское наследство
Для начала стоит сделать важную ремарку: нынешний ВМФ не идет ни в какое сравнение с той мощью, которую воплощал советский флот. Для сравнения: у РФ есть лишь один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (который фактически угнали из-под носа Украины), а в состав ВМФ СССР входили пять подобных кораблей проекта 1143.1-4 «Кречет».
Россия, как правопреемница Советского союза, лишилась примерно 70% крупных надводных кораблей. Виной тому были не столько нерешенные вопросы с разделом Черноморского флота, сколько смена геополитической парадигмы и банальное отсутствие денег на содержание армады, которую построили советские верфи. К тому же США воспринимались как надежный партнер, а значит, тратить деньги на содержание авианосцев и крейсеров было ни к чему.
Перелистывая печальную страницу надругательства над советским флотом, отметим, что в период экономической вакханалии и братания с Западом Россия смогла сохранить научно-технический потенциал в военно-морской сфере. Крупнейшая в СССР верфь была потеряна, так как располагалась в Николаеве (Херсонская область). Однако ведущие военно-морские КБ находились в европейской части РСФСР.
В 1990-е- и 2000-е годы российские конструкторы разработали множество проектов, которые воплощали передовые технологические решения. Многие из них сейчас запущены в серийное производство и реализуются с разной степенью успешности. За лихолетье производственные мощности все же деградировали, и российские корабелы порой сталкиваются с серьезными техническими проблемами. Кроме того, естественно, сказывается недостаток финансирования.
Оборона крепка
Наибольших успехов Россия достигла в производстве так называемых малых ударных платформ — ракетных кораблей и неатомных подлодок, способных благодаря высокоточному оружию (комплекс «Калибр») уничтожать превосходящие ВМС противника. Именно эти силы несколько раз наносили удары по террористам в Сирии.
В частности, «Русская Планета» публиковала материал, посвященный проекту малых ракетных кораблей 22800 «Каракурт». Кроме него, внимание западных СМИ привлекают корветы проекта 21631 «Буян-М». «Каракурт» и «Буян-М» — корабли класса река-море, но способны нанести противнику непоправимый ущерб за сотни километров. Россия обрела недорогой и эффективной способ сдерживания натовских ВМС.
Важным достижением ВМФ последних лет является укрепление береговой обороны. Сегодня можно смело утверждать, что российский флот способен контролировать огромную морскую границу и отразить атаку любого агрессора. Последние годы улучшилась военная инфраструктура ВМФ и подготовка личного состава.
Не последнюю роль сыграла сирийская операция, ставшая естественным стимулом развития ВМФ. Россия впервые за минувшую четверть века получила боевой опыт. Конфронтация с Западом и необходимость постоянного патрулирования сирийских берегов держит российский флот в постоянном напряжении и боеготовности. Реперными точками стали Крым и Балтийское побережье. А конкурентов в Арктике у России и вовсе нет.
Без Мирового океана
Таким образом за четверть века Россия решила насущные вопросы, связанные с охраной собственных берегов. Однако обеспечение присутствия в Мировом океане, которое прописано в доктринальных документах, — задача для ВМФ в текущем состоянии — практически невыполнимая. Главная причина — нехватка крупных надводных кораблей и их постепенное устаревание.
Прежде всего, России нужны авианосцы, эсминцы и десантные корабли нового поколения, и есть надежда, что ГПВ до 2025 года войдет строительство порядка 10 кораблей первого ранга. Сирийская операция продемонстрировала сложности с развертыванием средиземноморской эскадры, так как Москва вынуждена держать большие силы в Арктике, на Балтике и Черном море.
До вступления России в войну с террористами ВМФ мог на пределе сил развернуть в Средиземном море до 20 боевых кораблей и судов обеспечения. Сейчас на ротационной основе у берегов Сирии несут вахту 2-3 боевых корабля, причем нередко третьего ранга. Единственный по-настоящему крупный боевой поход состоялся осенью прошлого года, когда причал Северного флота покинул крейсер «Адмирал Кузнецов». Но в итоге авианосец понес две небоевых потери, похоронив в средиземноморской пучине МиГ-29 и Су-33.
Показателями присутствия в Мировом океане являются демонстрация военной силы в дальней морской зоне (учения, дальние плавания, дружеские визиты в иностранные порты), боевое дежурство у берегов потенциального противника или союзника, совместные операции с иностранным государством. Формально Россия соответствует статусу великой морской державы, однако масштаб мероприятий в Мировом океане невелик, а боевое патрулирование у берегов Европы и США и дальние походы осуществляются, прежде всего, силами атомного подводного флота.
В настоящее время у России нет ресурсов, чтобы проводить десантные операции вдали от родных берегов и совершать крупные военные экспедиции надводных кораблей. «Адмирал Кузнецов» ожидает ремонта, который растянется на несколько лет, а все флагманы российских флотов — надводные крейсера советской постройки. Самым дряхлым является Тихоокеанский флот. 20 июля 2017 года впервые за более чем 25 лет в состав ТОФ вошел корабль российского производства — корвет «Совершенный».
Не безоблачное будущее
Однако поводов для оптимизма немало. Во-первых, в ближайшие пять лет должен радикально обновится состав атомоходных крейсеров, вооруженных баллистическими ракетами. С 2012 года ВМФ получил три атомохода проекта 955 «Борей», а до 2022 года должен пополниться еще пятью. Это однозначно укрепит морской компонент Стратегических ядерных сил РФ, отвечающих за сдерживание США.
Учитывая невероятный научно-технический потенциал, доставшийся от СССР, по сути, подавляющее число проблем ВМФ России сводится к отсутствию финансирования. Россия (хоть и не сразу) может построить практически все необходимые корабли и подлодки. Поэтому можно с уверенностью говорить, что у российского флота большое будущее, а безоблачным оно никогда и не было.