Война в Ливии была вызвана не столько внутриполитическими разногласиями, сколько нуждой Запада в продолжении экономической экспансии, которую властные элиты Запада рассматривают как часть идеологии «конца истории» времен после Холодной Войны, и считают некой жизнеспособной, спасительной идеологией, которая дает Западу карт бланш на войну против любого государства, в любой точке мира во имя достижения своих меркантильных целей, а также служит своего рода ширмой в виде «гуманитарных целей», выгоду от которой получают придерживающиеся идеологии политкорректности слои общества стран Запада.
Но на самом деле «гуманитарные интервенции» политкорректного Запада, который сам не был ими затронут, неизбежно ухудшают ситуацию – и Ливия здесь не стала исключением. С момента свержения режима Муаммара Каддафи, Ливия еще не смогла достичь какой-либо политической, финансовой или даже социальной стабильности, поскольку страна находится в состоянии постоянных конфликтов между всевозможными сторонами несмотря на отсутствие каких-либо различий религиозного или конфессионального характера. Из некогда одной из богатейших стран мира Ливия превратилась в страну-банкрота.
Текущая война в Ливии началась в 2014 году, когда основные бои прошли между расположенном в Тобруке международно признанным Переходным национальным советом Ливии, представленным демократически избранной в 2014 году Палатой Представителей, исламистским Правительством национального спасения, основанного Всеобщим национальным конгрессом и расположенным в городе Триполи, а также поддерживаемым ООН Правительством национального согласия, расположенным в Триполи.
Переходный национальный совет связан с Национальной освободительной армией Ливии, которую возглавляет генерал Халиф Хафтар, напрямую поддерживают Египет и ОАЭ, а косвенную поддержку оказывают США, Британия и Россия, причем лояльность последней к Хафтару была явно продемонстрирована, когда в январе 2017 года ливийский генерал был принят на борту авианосца Адмирал Кузнецов в то время, когда корабль возвращался в порт после боевой миссии у побережья Сирии. Хафтар является единственной светской стороной, который обладает легитимной властью в Сирии. Начиная с 2014 года Египет поставил множество легкого и тяжелого вооружения, включая несколько истребителей МиГ-21, Национальной армии Ливии, которую возглавляет Халифа Хафтар. Кроме того, финансовую поддержку Хафтару оказывают ОАЭ, в распоряжении которых есть небольшая авиабаза на востоке Ливии, где расположены легкие турбовинтовые штурмовики AT-802 и БПЛА WingLoong, которые, судя по-всему, эксплуатируются ЧВК Эрика Принса «Академия» (бывшая Blackwater).
Важность Переходного правительства Ливии возникла в связи с тем, что Палата Представителей Ливии прекратила свою поддержку Правительства Национального Согласия, после чего авторитет последних серьезным образом снизился.
В свою очередь, главным оппонентом Переходного правительства Ливии является исламское правительство Всеобщего национального конгресса, именуемого также Правительством спасения, во главе которого стоит группировка Братья-Мусульмане и поддержку которому оказывает коалиция исламистских группировок, известных также как Рассвет Ливии. Считается, что одно из боевых подразделений Всеобщего национального конгресса замешано в убийстве посла США Кристофера Стивенса в 2012 году. Кроме того, Братьев-Мусульман обвиняют в создании политического прикрытия ИГИЛ в ходе захвата им территорий Ливии до 2014 года, и данные обвинения имеют право на существование с учетом того, что Катар оказывает существенную поддержку как ИГИЛ, так и Братьям-Мусульманам.
Кроме того, поддержку исламистам оказывают Катар, Турция и Судан, причем первые 2 страны играют те же роли, что и в сирийской войне. Катар оказывает существенную поддержку, включая финансирование Всеобщего национального конгресса и контрабанду оружия совместно с Суданом с помощью военных транспортных самолетов С-130, в то время как Турция поставляла контрабандой оружие для Рассвета Ливии с помощью кораблей. Кроме того, согласно неподтвержденным докладам, Турция имеет выгоду с нелегальной торговли нефтью с боевиками.
Роман Попов